Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия Клишина.doc
Скачиваний:
1077
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
2.2 Mб
Скачать

1.2.1.3.1.4.8.2 Философские идеи Аристотеля.

Аристотельученик Платона, но по ряду принципиальных вопросах он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что Платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувств вещей и миром идей. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожаемой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличится или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо предать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор. Форма – это стимул, цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Форма и материя неразрывно связаны между собой.

Категории философии.Категория – это фундаментальное понятие. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основой была «сущность», или «субстанция», а остальное считалось ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение. Своим анализом потенции и акта Аристотель ввел в философию принцип развития. Тем самым Аристотель ввел в оборот философские категории возможности и действительности, а это и есть потенция и акт. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направленно на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личностный Бог.

Идея души. Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть нечто иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа- энтелехия тела.Теория познания и логика.Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыт – в ощущениях, в памяти и привычке. Разум усматривает общие в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики. Он сформулироваллогические законы:

- закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений),

- закон противоречия («не противоречь сам себе»),

- закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»).

Аристотель разработал учение о силлогизмах, в которых рассматривается всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Аристотель определяет противоположность как наибольшее или «законченное различие». В контексте учения о противолежащем и его видах, Аристотель формулирует тот основной закон, или прин­цип, бытия и мышления, который определяем и его логику, и его учение о бытие, онтологию (как стали говорить, правда, намного позднее). Сам Аристотель называет этот принцип, «начало для всех других аксиом». Развернутая формулировка этого принципа звучит так «...невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отно­шении» (закон непротиворечия).

Следующую группу его работ представляют труды, посвященные вопросам философии природы и естественных наук; – «Физика», «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорология», «О возникно­вении животных» и др. Весьма обширную группу представляют работы, посвященные вопросам обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические и другие трактаты – «Политика», «Нико-махова этика», «Эвдемова этика», «Риторика», «Поэтика» и др.

Как и у Платона у Аристотеля имеют место тоталитарные тен­денции: человек – есть часть государства, личные интересы под­чинены общественному благу. Граждане по Аристотелю свободны, граждане – не рабы, ими никто не владеет, они занимаются военными, эаконовещательными и судебными делами. Земледелие – это удел рабов. Аристотель выделяет формы государственного устройства по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значи­мость) правления. Государственное устройство – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти.

Государственные устройства, имеющие в виду общую пользу, являются положительными, – это царская власть,власть немногих, но более чем одного –аристократия, власть большинства –полития.

Отклонения от указанных устройств: от царской власти – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия.

Из всех видов государственного устройства, отклоняющихся от правильных, наихудшим будет тот, который оказывается отклонением от первоначального и самого божественного. Тирания, как из всех видов государственного устройства, отстоит далее всего от самой его сущности; к ней непосредственно примыкает олигархия, наиболее же умеренным из отклоняющихся видов – демократия.

В результате получается три правильных формы правления:

1) монархия;

2) аристократия;

3) полития, при которых политики видят общую пользу и три неправильных формы правления:

1)

тирания

2)

олигархия,

3)

демократия, где имеются в виду только личные блага правителей.

Недостаток античных социально-политических взглядов: они признаны идеей мойры (неумолимой судьбы). Он был преодолен в средневековье с помощью трансцендентальных надежд на потусто­роннюю жизнь. Выдающийся раздел его творчества представляют труды, по­священные логике и методологии, которые объединены под общим название «органон» («Категории», «Об объяснении», «Первая ана­литика», «Вторая аналитика», «Топики», «О софистических доказа­тельствах»).

Труды, посвященные проблемам логики, занимают важное место в наследии Аристотеля. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного познания. Отсюда название трудов Аристотеля, посвященных логике, – «Органон» (органон-орудие). Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной связи, как с его фило­софскими воззрениями, так и с его изучениями природы и общества. Логическое учение Аристотеля ныне рассматривается с точки зрения современной логистики. Однако важно показать, как логика Аристотеля связана с его метафизикой, ибо это многое проясняет как в метафизике, так и в логике Стагирита.

Как уже отмечалось, основной закон бытия, согласно которому одно и то же не может одновременно в одном и том же смысле существовать и не существовать, обладать и не обладать одним и тем же свойством, есть также и закон мышления. Вместе с тем в логике Аристотеля кое-что будет непонятным; если не выйти за ее пределы и не обратиться к гносеологии и связанной с ней метафизике.

Аристотель – отец логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и дру­гих древнегреческих философов, но никто из них не создал науки о мыслительной деятельности рассуждающего человека. Правда, слово «логика» (как существительное) было еще неизвестно философу, он знал лишь прилагательное «логикос» (относящееся к слову). Он назы­вал также нелогичные высказывания «алога». Слово «логика» (как существительное) появилось еще в эллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель назвал свою науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». В «Метафизике» аналитикой названо рассуждение. В «Ри­торике» философ говорит об «аналитической науке». Главными состав­ными частями «органона» являются «Первая аналитика», где открыва­ется силлогистическая форма рассуждения и вывода, и «Вторая анали­тика», где говорится о доказательстве и его началах. Особое место занимает также «Топика». В качестве логики Аристотель формирует основные законы мышления, определяет силлогизм, исследует 3 вида доказательства, исследует также индукцию. Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил по крайней мере два – закон запрещения противоречия и закон исключенного третье­го. В краткой форме этот закон звучит как «вместе существовать и не существовать нельзя» или: «не может одно и то же в то не самое время быть и не быть». В сущности, всякий, кто оспаривает закон запрещения противоречия, им пользуется. Кроме того, если не признавать этого закона, все станет неразличимым единством. Закон противоречия в сущности гласит, что при неизменных условиях невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое выска­зывание, и его отрицание.

Логический закон исключенного третьего идет дальше закона запрещения противоречия, утверждая: «не может быть ничего посре­дине между двумя противоречащими (друг другу) суждениями, но об одном (субъекте) всякий отдельный предмет необходимо либо утвер­ждать, либо отрицать». Действие этих законов таково, что закон запрещения необязательно влечет закон исключенного третьего, но последний предполагает действие первого.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления. Аристотель как и вся античная философия оказала определяющее значение на последующее развитие европейской и в целом мировой философии и культуры. Важным вкладом в развитие логического мышления было и соз­дание первой цельной логической теории о категорическом сил­логизме. В «Первой аналитике», где как раз и излагается аристо­телевская теория силлогизма, сказано, что «силлогизм – есть речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Аристотелевский силлогизм состоит из 3 суждений, два из них – посылки, а третье заключение. Посылки выражены у Аристотеля в непривычной для нас («В есть А») форме; «А присуще В», т.е. Аристотель ставит предикат суждения (сказуемое) на первое место. Посылки связаны общим для них (средним) термином. Итак, фигура силлогизма определяется местом среднего термина. Модусы же определяются характером посылок, которые могут быть общеутвер­дительными, общеотрицательными, частноутвердительными и частно-отрицательными. Перебрав все варианты, философ установил, что вывод получается только в четырех случаях: когда сочетаются общеутвердительная посылка с общеутвердительной, общеотрицатель­ная с общеутвердительной, общеутвердительная с частноутвердительной и общеотрицательная с частноутвердительной, т.е. одна из посылок обязательно должна быть общей, а другая – утверди­тельной. Из двух частных посылок ничего не следует, (например, ничего не следует из суждений «некоторые люди – блондины» и «некоторые люди – спортсмены»). Также ничего не следует из двух отрицательных посылок («некоторые люди – не блондины» и «некото­рые люди – не спортсмены»). Перебрав все варианты Аристотель открыл в трех фигурах силлогизма 16 работающих модусов.

Аристотель различает три вида доказательств и соответствен­но три вида учения о доказательствах: аподектику, диалектику и эристику (софистику). Эристические умозаключения (доказатель­ства) мнимы, это софизмы, которыми обмениваются спорящие сто­роны, каждая из которых стремится не к истине, а к выгоде. До Аристотеля этот вид «доказательства» использовали платные учи­теля риторики и эристики (красноречия и искусства спора) – со­фисты, многие из которых были и философами, пытающимися обосно­вать свой логический и моральный релятивизм (истина относительна и, как кому кажется или как кому выгодно, так оно и есть) в трактовке мира, в котором, по их мнению, все относительно, не­устойчиво и субъективно; одному ветер тепел, а другому холоден, а поэтому мы не можем знать, каков ветер сам по себе. Термин «диалектика» же Аристотель употреблял не в нашем смысле слова. Диалектика у него не учение о единстве и борьбе противополож­ностей, не учение о противоречии как движущей силе. У Аристо­теля диалектика частично совпадает с логикой, ибо это – доказа­тельство, но лишь такое, которое исходит из вероятностных, правдоподобных посылок, в которых субъект и предикат связаны не необходимыми, а возможными связями.

Аристотель дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Аристотель смог не только упо­рядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его оп­ределяли как Философа с большой буквы, как Первого Учителя.

Древнегреческая философия и культура во II веке н.э. про­никает в Рим, под экономическое и политическое влияние которого попали города континентальной Греции.