Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ПО ВАСИЛЬЕВУ.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
27.02.2016
Размер:
574.98 Кб
Скачать

18Тург. – поэт.Цикл «Стих-ния в прозе».История создания цикла. Анализ текстов.

В ранний период тв-ва Тург. пишет стихи. Его романтич-я лирика и поэмы не отлич-сь оригин-тью, они интересны для выяснения того, как молодой писатель учился у классиков рус.лит-ры, как он отклик-ся на вопросы, волновавшие тогда об-во, как стремился обрести свою собств. писат-ю манеру.Уже в ранних стихах видно стремление к психологич.разработке тематики («Цветок», «Толпа», «Нева»), к актуальности мотивов («Наш век»). Ряд стих-ний посвящен теме любви («Когда с тобой расстался я»). Некоторые его стих-ния стали популярными романсами. Написал драматич.поэму «Стено».В своих романтич.пр-ниях он ориент-ся на прогрессивный романтизм байроновского толка.Героев романтич.поэм отличали элементы скепсиса, умственной и душевной депрессии.В аоэме «Параша» Тург. обнаружил себя как тонкий психолог и знаток женского сердца.

Наряду с пр-ниями, посвящ-ми отвлеченно-этич. проблемам, в кон.70-х – нач.80-х гг.появ-сь «Стих-ния в прозе», напис-е, как утверждал Т, для самого себя и небольшого кружка людей. Сугубо личный, интим-ный хар-р. Несмотря на то, что Тург.настойчиво подчерк-л сугубо личный, интимный хар-р «Стих. в прозе», именно в них снова прозвучали те соц-ные мотивы, кот.были свойственны Т.-романисту. Больш-во «Стих.в прозе» было написано в 1878 г., впервые осн.часть их появ-сь в «Вестнике Европы» в 1882 г.

«Стих.в прозе» разноречивы по хар-ру и по тональности. С 1 стороны: больной, живущий вдали от родины Тург. приходит здесь к трагич. мироощущению=> появление проникнутых скепсисом и песси-мизмом стих-ний («Разговор», «Старуха», «Насекомое»). С др.: как великий реалист, патриот, чуткий худож-к, как писатель, кот. пессимизм и мистицизм были всегда чужды, Тург. создает ряд стих-ний в прозе, насыщ-х гражд. и политич. пафосом, утвержд-х веру в ч-ка, в торжество гуманности и справед-ти («Порог», «Рус.язык», «Воробей»). Эмоц-но-психологич. ключ к стих-ниям, пессиместически окраш-м, - 2 признания писателя: в письме к Н.С. Тург. и Полонскому (жалуется на старч.немощь, пустоту жизни, приводит полные отчаянья и уныния строки из своего дневника). Это настроение безнадежности и безысходности полусило философс.обобщение в некоторых стих-ниях.

В стих-нии «Старик» говорит, что настали темные, тяжелые дни,одолели недуги, под гору пошла дорога. Лишь одни воспоминания, как зеленые листья на засыхающем дереве, трепещут силой весны. Грустным аккордом звучит автобиографич. стих-ние «без гнезда», повествующее об одинокой птице, обессилевшей в полете и упавшей в морскую пучину. В форме страстного лирич. порыва, обращ-го к любимой женщине, написано стих-ние «Когда меня не будет».Это-миниатюрная элегия о любви большой и настоящей/ любви-обожании, унесенной в могилу.

Пленяет своей изумительной ритмикой и мелодией стих-ние «Как хороши, как свежи были розы». Построенное на контрасте света и тени, лета и зимы, расцвета и увядания, прошлого и настоящего, оно овеяно печалью об утрач-й юности, о смерти друзей, о боли воспомин-й.

Интимным мотивам, частным психологич. наблюдениям Тург. придавал философ-е или политич. звучание=> возникли пр-ния как «Концу света», «Разговор». В послед-х из них в форме диалога двух альпийских горных вершин вырисовыв-ся мрачная картина будущей смерти нашей планеты. Повинуется страшной старухе-смерти («Старуха») поэт, кот. она толкает к яме. Смерть неумолима, она торж-т над ч-ком и его творениями.

Но, как бы ни были грустны и тягостны раздумья писателя о жизни, он не утрач-л веры в будущее народа, в торжество прогресса и человечности. Поэтому пафосом жизнеутвержд-я, гуманности и оптимизма овеяны стих-ния «Воробей», «Мы еще повоюем!» - пусть смерть страшна и неизбежна, но склоняться перед ней не следует. Надо прочь отогнать мрачные думы.

Верой в торжество проникнута миниатюра «У-а…У-а». В ней повест-ся о молодом ч-ке, стоящем на грани самоубийства. Одинокий и отчаявшийся, он отпр-ся туда, где застывает всякий звук.В этой зловещей тишине он ощущ-т ужас близкой смерти.Но он слышит крик ребенка, живой голос того самого презренного мира, от кот.он удалился навеки. В этом слабом крике младенца – торжество жизни, всесильной и вездесущей, только что рожд-й жизни. Самоубийство должно показ-ся в такой ситуации противоестест-м проявлением слабости.

1 из лучших стих-ний – «Порог» (написан под впечат-м процессов «50-ти» и «193-х», покуш-я Веры Засулич).В поэтич. форме сна Тург. запечатлел благородный облик самоотверж-й женщине-революц-ки, идущей на любые муки и страдания во имя счастья и освобожд-я народа.Ни холод, ни голод, ни тюрьма и болезнь – ничто не в силах остановить рус.девушку в ее решении бороться за торжество справедл-ти на земле.И если жалкий, трусливый обыватель наз-т ее «дурой», то народ с благоговейным трепетом – «святая».

Некот.стих-ми автор отклик-ся на русско-турецкую войну 1877-78 гг.Писатель-гуманист осужд-т кро-вавую бойню, втянувшую тысячи его собратьев.Тург. посвятил благородной и самоотверж-й женщине Вревской стих-ние «Памяти Вревской». Ряд стих-й. посвящ-х теме родины, венчает патриотич. стих-ние «Рус.язык».В нем отражена великая и неугасимая любовь Т. к своему народу, к его культуре, языку.

19Новые типы русской жизни и их эволюция: тургеневский герой и «тургеневская девушка» (Рудин и Наталья Ласунская, Инсаров и Елена Стахова, Евдокия Кукшина как пародийный персонаж, Муза (повесть «Пурин и Бабурин»), Марина и Нежданов, героиня стих-ния «Порог»).

В повестях и романах Тургенева – много великолеп-х женских характеров. Тип «Тургенев-й девушки» - обладают сильной волей, способны на решительные поступки, ищут цели, мужчина должен стать учителем, вождем, кот. поведет их к цели. Черты женщины – эмансипация удовлетвор-ся традицион-ным пониманием роли женщины. Этот тип только давал о себе знать, еще новый, порождающийся. Тра-диционные, здесь ничего особого нет, психологически героини восходят к Татьяне Лариной («Евгений Онегин»), в них нет новизны. Это Наталья Ласунска, Елена Стахова, Марианна.

Мужчины в романах – Рудин, Инсаров, Нежданов, Базаров – это новый психологический тип, постоянно развивающийся. Сам Т. гов-л, что исследовал один и тот же тип, но в разных обстоятельствах.

Самым первым женским типом была Ася, черты характера кот. были положены в основы личности др. героинь. Наталья в «Рудине» похожа на Асю. Наталье присуща твердость, сдержанность, способность глубоко вдумываться в предмет, догло вынашивать идею или чувство, в ней внутр-ий огонь разгорается медленно, его действие долго срывается от нее самой и от других. Наталья относится к категории «в ти-хом омуте черти водятся» - невозмутимо спокойные снаружи, но глубоко страстные в душе, они действу-ют медленно, но бьют наверняка и редко промахиваются. А Наталья промахнулась – полюбила Рудина и ошиблась в нем. Причины ошибки Натальи в окружающих ее обстоятел-вах. Рудин – лучший из окруж-х ее мужчин. Роман Натальи похож на роман Аси: и та и др. искала в любимом ч-ке жизни и силы; и та и др. на вялое резонерство и на позорную робость. Образ Натальи воплощает идеальую, чистую любовь. В нем Т. соединил различные кач-ва характера, позднее приведшие к созданию 2 психологич-х типов геро-инь: кротких (Лиза «Дворян-е гнездо», Татьяна «Дым») и властных (Елена «Накануне», Ирина «Дым»).

Обаяние многих тург-х героинь, несмотря на различие психологич-х типов, заключ-ся в том, что их ха-рактреры раскрыв-ся в момент напряженного поэтич-го чув-ва. Т. чуток к человеч-м переживаниям, улав-ливает их тончайшие оттенки. Он с волнение наблюдал, как измен-ся характерыгероев под влиянием свет-лой и облагораживающей любви. Этот процесс рассвета молодых сил Т. наблюдал в природе. Есть какое-то внутреннее поэтич-е сходство м\у весенним пробуждением сил природы и трепетными прерживвниями молодых тург-х героинь в пору их расцвета.

Почти 40 лет Т. поклонялся таланту и женскому обаянию франц. Певицы Полины Виардо. Она вдохно-вила его на создание образов сильных женщин, властных и очаровывающих – Ирина в «Дыме». Т. обычно испытывает с помощью любовной интриги волевые и эмоционал-е кач-ва своих героинь.

В центре р-на «Накануне» - болгарин Инсаров и рус.девушка Елена Стахова. История их взаимоотноше-ний – повествование о бескорыстной любви, основанной на духовной общности, о настоящей дружбе и верности большому общественному делу. Елена - образ начат Натальей Ласунской. Тург-я девушка. Черты эмансипиров-й натуры. Она религиозна. Ей тесно в житейском пространстве. Порывистая, торо-пливая, любит животных. Ведет дневник – самохаракт-ка, ждет кого-то, ищет. Ищет героя, кот. ей полностью отдастся. Елена свойст-на необычайная жажда деятельности, целеустр-ть, способ-ть прене-бречь мнением и условностями окруж.среды и непреодолимое стремление быть полезной. Умная, сосредоточ-я в своих помыслах, она ищет ч-ка волевого, цельного, не пасующего перед препятствиями, видящего в жизни ши-рокую перспективу и смело идущего вперед. Встретив Инсарова, Елена видит, что он – яркая личность, глубок. Инсаров хочет убежать от нее, не удалось. Он – вождь, кот. она ждала. Воле-вое начало в Инсарове привлекло Елену. Елена оставляет свой дом и уезжает с Инсаровым, а после его смерти пишет из Болгарии домой, что для нее родина Д. – ее тоже=>свидет-т о торжестве идеалов героя. В конце Инсаров умирает. Елена чувст-ла, что будет наказана. Счит. себя отгороженной от небесного пространства. Смерть Инс. – расплата за неск.месяцев счастья. Елена растворяется в небытии, исчез-т. Инсаров оказ-ся нежизне- способным, увлекает за собой Елену. Это судьба тех, чей уровень выше среднего (о Елене – она многое могла сделать).

Мол.ч-к – типичный тург-й герой, кот. занимают «проклятые» соц-ые вопросы. «Тург-я девушка» - экзальтированная особа, кот. всегда ищет себе вождя и учителя, борца, за кот. она пошла бы несмотря ни на что и саму жизнь принесла бы в жертву (Наталья Ласунская, Елена Стахова, Марианна). Проблема выбора в «тург-м романом сюжете» - ценртальный, - герой выбирает всегда м\у идеей революции и идеей «пахать землю». Мол. Ч-к на перепутье, он дезориентирован – не может сделать выбор. И «логика обстоят-тв» приводит его к самоубийству. Его героич-й поступок, как и аналогичный поступок Рудина, - фикция. Это «прекрасное» в «худож-м отношении» оформление того, что по сути безысходно и ужасно.

Трансформацией образа Аси («Ася») – образ Музы из повести «Пунин и Бабурин». Это «тип … из но-вых». Жизнь для нее не красна, потому он способна и «руки на себя наложить». Но на этот поступок у нее не «хватило духа». Муза стала «достойной супругой республиканца» Бабурина. Они оба незаконнорож-денные. Пунин о Музе: «Тоже дворянская кровь, только – вы понимаете – с левой сторовы; запретного плода вкушено было». «Ведь и сам Парамон СЕменыч (о Бабурине) … вы не знаете? Он тоже происхож-дения высокого – и тоже с левой стороны. Говорят, его отец был влиятельный гузинский князь и племен царя Давида…».

Если Базаров – типичный предст-ль молодого поколения, то Евдокия Кукшина – жалкий подражатель, усвоившие лишь внешние признаки нигилизма, но выдающие себя за предст-й передовой молодежи. Т. многое предугадал в рус.нигилизме, он создал образ ч-ка, в жизни не существ-го, но в идеале возможного и живого.

Одно из лучших стих-ний – «Порог» (написан под впечат-м процессов «50-ти» и «193-х», покуш-я Веры Засулич). В поэтич-й форме сна Т. запечатлел благородный облик самоотверж-й женщине-револю-ционерки, идущей на любые муки и страдания во имя счастья и освобожд-я народа. Ни холод, ни голод, ни тюрьма и болезнь – ничто не в силах остановить рус.девушку в ее решении бороться за торжество справедл-ти на земле. И если жалкий, трусливый обыватель наз-т ее «дурой», то народ с благоговейным трепетом – «святая».