Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ПО ВАСИЛЬЕВУ.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
27.02.2016
Размер:
574.98 Кб
Скачать

30Философская лирика Тютчева. Роль поэтич-й традиции «любомудрия». Натурфи­лософская проблематика.

Лирич-й субъект стихов Т. - либо философ – поэтич-й созерцатель природы, либо влюбленный, мечта-тельный юноша, либо пророк-предсказатель рус-х и Европ-х судеб, или трагич-ая личность с истерзанным сердцем, или странник на жизнен-х дорогах. Поэт-философ хочет узнать «универсум», разгадать загадка природы-сфинкса. => космич-я обобщен-ть его образов и картин, расширяющ-ся радиус действия автор-х метафор. В поэзии Т. выражен диалектич-й взгляд на мировое бытие как на столкновение и сочетание 2 противоположных начал: света и тьмы, гармонии и дисгармонии, реал-го и сновидений, космоса и хаоса.

В философ-й лирике Т. – «поэзия дня» и «поэзия ночи». «Поэзия дня» рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, гармонический, телесный и одухотворенный мир. Т. слышит «вечный хор» в приро-де, она для него – орган поющий, день сияет, как «блистательный покров», природа светится изнутри, освещенная огнем солнца. Природа не мираж, не призрачный фантом, она реальность мира, ее реальность в противовес бесплодно-духовному привлекает Т. В образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени. В лирике природы Т. не реализм, а объективно-романтич-я устрем-лен-ть. Он не растворил образ природы в поэтич-м «я», его лирич-й герой – философ-созерцатель – рас-творяется в «животворном океане» природы. В поэзии 30х гг. Т. рисует обобщенный образ Матери-Земли, ее могуществ-х стихий – воды, огня, воздуха. Вода – самая древняя и самая могуществ-ая; она погубит землю, она изменчива, вечно движущаяся, как время, как жизнь ч-ка. Огонь – опасная, благодатная сти-хия, его родина – небо; он проникает всюду – в природу и в сердце ч-ка. Воздух – особенно чистая, легкая стихия, объедин-ая все живое. Времена года – мировые действа, кот любит поэт. Он создает цикл о весне. «Весенние воды» - прелюдия праздника природы. Поэтич-й мир Т. полон звуков, шумов, голосов, весело-го оживления. «Поэзия ночи» - в центре образ хаоса. Хаос бестелесен, бессознателен, иррационален. Во время бури на море ч-к находиться во власти хаоса в состоянии сна; «океан» хаоса – это океан снов. Хаос – стихия, не знающая ни времени, ни пространства, стихия темная, ночная, мертвящая, мертвая, страшная. Космос (природа) и хаос противоположны друг другу, но их объедин-т в мировом бытии. Это загадка, тайна мира для Т. Но результат этого таинственного союза проявл-ся в ч-ке, кот. оказыв-ся сыном Земли, но он «родной» и для хаоса. Слияние ч-ка с гармонич-й природой – благодатно, слияние с бестелесным хаосом – страшно и губительно.

Историко-политические взгляды Тютчева. Их отражение в «политических» стихах. Преломление славянофильских идей в творчестве поэта.

Значит-е место в твор-ве Т. занимают стихи на обществ.-политич-е темы. Некот. из них не соответству-ют нашим сегодняш-м взглядам на обществ-е события прошлого и современности Т. Предмет постоянных философ-х раздумий Т. – история. Он создал субъектив-го окрашен-й образ былого. Т. не рисовал эпич-х историч-х полотен, в раздумьях и созерцаниях он всегда оставался лириком, и его историч-й романтизм. Лирика на тему истории. Не раз он обращ-ся к судьбе антич-го Рима. Напр-р, стих-е «Рим, ночью» (1850). Т. не идеализир-т Рим, не видит в нем «вечный город». Т. видит, что его мощь прошла. Только на миг появл-ся луна, кот. освещает безлюдный город, пребывающий в «вечном прахе». Стих-е «Цицерон» (1830) тоже обращено к истории Древнего Рима. Оно рисует замечат-го оратора, кот. стал свидетелем не римской славы, а «ночи Рима». Здесь позиция автора пророческая. Звучит гимн мужеству ч-ка, постигше-го историю. Вознеся своего героя на Капитолий, поэт дает возмож-ть Цицерону увидеть с самого высоко-го холма города «величье» заката «звезды кровавой» прежней славы. Нарисов-й образ обретает черты возвыш-го, что отвечает высоте замысла Т. Ч-к оказыв-ся перед лицом Истории, ее решит-х и грандиоз-х сдвигов. В «роковых минутах» поэт видит духовное пиршество людей и определяет их как «высокие зре-лища», бессмертные в истории человеч-ва. Лирич-й герой благодарит судьбу за эту участь быть зрителем историч-х катаклизмов.

Славянская тема звучит, когда Т. стремиться создать картину будущего. Разварачив-сь как трагическое «видение» прошлых страданий славянского мира. К стих-ям присоедин-ся его письма, содержащие худож-ное лирич-е начало. В его стихах и письмах появился особый образ – Славянского мира. Опираясь на традиции славянских народов он рисовал «портреты» городв – Прага, Варшава, Москва, Киев. Более поздние стихи (60-70е гг.), связ-ные с образом Славянского мира: «Славянам» («Привет вам задушевный, браться…»), «Славянам» («Они кричат, они грозятся…»), «Гус на костре», «Два единства». Получ-ся цикл страшных публицистич-х стих-й. Славянский мир рассматрив-ся Т. как явление пространства, вре-мени и как духов-е един-во. Его пространств-й облик, егограф-ие приметы – Косово поле, Белая гора, Москва. Временное измерение этого мира более масштабно. Здеть появл-ся понятие «славянское самосоз-нание», кот. раскрыв-ся в его размышлениях о Ломоносове, Ганке; Т. включал в это самосознание чув-ва достоинства и гордости, духов-й свободы, необходим-ти дружеского единения. Стих-е «Гус на костре» - сочетаются публицистич-е и живописные принципы. Это не только пламенное выступление, но и страшная картина истории чешского народа.

Т. не идеализировал прошлое Славянского мира, он возлагал надежды на бубущее духовное, культур-е единение славян. До сих пор до конца не ясна проблема отношений Т. к славянофильству. И хоть он пережил разочарование в «колоссе» Российского госуд-ва и позволял себе насмешливые отзывы о Хомя-кове и его кружке, но со славянофильскими симпатиями этот поэт никогода не расставался, совмещая их с уважением к западно-европейской культуре.

Т. не уходит от тревог и бурь истории, не отгоражив-ся от них в своей любовной и пейзаж-й лирике, считал, что стих-е – отклик на франц-ю революцию 1830г. Значит-ый отклик – стих-е «14-е декабря 1825»(1826). Оно посвящено восстанию декабристов. Т. по-своему оценивает события. Т. не понимает тактики декабристов, их выступление безрассудно. Он убежден, что члены тайного общ-ва – «жертвы мысли безрассудной», они пошли «против неподкупного закона». Гибель людей 14 дек., по Т., бесцельна, их «скудная» кровь не оставит своих следов. Т. считает, что Самовластие («самодержавие») своим произволом «развратило» своих граждан =>декабристов, стало виновником выступления, спрово-цировав его. Оно же обрушило свой меч на головы своих жертв. Самовластие постаралось стереть память о декабр-х от потомства, схоронив ее, как труп в земле. Даже место их захоронения, намекает Т., останет-ся неизвестным людям. «Море и утес»(1848) – о революц-х события в Европе, кот воплощены в образе лихорадочных и бурливых волн, а Россия – в облике мощного и незыблемого утеса. Здесь создан живо-писно-поэтич-й пейзаж, где стихотвор-ый ритм, обилие глаголов, паузы, намеренно подобранные звуки хорошо воспроизводят неуспокоенность отчаянных волн, и незыблемую твердыню утеса.

Т. болезненно отклик-ся на Крымскую войну, севастопольскую трагедию, ответственность за кот. возла-гает на Николая I. Многие политич-е отклики, размышления о России подтверждены в стих-ии «Умом Россию не понять…» (1866). Т. перед загадкой России, думает о политич-м устройстве гос-ва, обнаруж-т противоречии его жизни. Приходит к мысли о противостоянии «христиан-й империи» Европ-му буржуаз-му общ-ву и революц-му процессу в стране.