Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономика труда.pdf
Скачиваний:
303
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
7 Mб
Скачать

шее образование имеют 13,3%, то среди эмигрантов – 20,6%. Иммиграция лишь частично компенсировала потери в численности населения.

Миграционные процессы в современной России нельзя анализировать в отрыве от общей демографической ситуации, основных тенденций в сфере народонаселения. В России происходит процесс депопуляции; при этом естественные потери все меньше компенсируются иммиграцией. Таблица 2.5 содержит данные о миграционном приросте населения России с 1992 по 2005 год.

Таблица 2.5

Естественный и миграционный прирост населения России с 1992 по 2005 год

Показатели,

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

на 1000 чел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число родившихся

10,7

9,4

9,6

9,3

8,9

8,6

8,8

8,3

8,7

9,1

9,8

10,2

10,5

10,2

Число умерших

12,2

14,5

15,7

15,0

14,2

13,8

13,6

14,7

15,4

15,6

16,3

16,4

16,0

16,1

Естественный

-1,5

-5,1

-6,1

-5,7

-5,3

-5,2

-4,8

-6,4

-6,7

-6,5

-6,5

-6,2

-5,5

-5,9

прирост населения

Миграционный

+1,2

+2,9

+5,5

+3,4

+2,3

+2,4

+1,9

+1,1

+1,5

+0,5

+0,5

+0,2

+0,3

+0,7

прирост населения

За период с 1992 по ноябрь 2005 гг. население России уменьшилось с 148,6 млн. чел. до 142,9 млн. чел. По прогнозу Росстата начала 2005 года, к 2020 г. население России сократится до 137 млн. чел., а к 2050 г. – по разным оценкам до 100 млн. чел. или даже до 70 млн. чел. Поэтому главная цель государственной миграционной политики должна заключаться в увеличении численность населения страны. При этом государство должно брать на себя хотя бы часть расходов на первичное обустройство мигрантов. Важной стороной миграционной политики является преодоление ксенофобии. Враждебное отношение к иммигрантам, людям разных национальностей в последние годы стало серьезной преградой на пути дальнейшего развития общества.

3.6. Дискриминация на рынке труда

Дискриминация на рынке труда – это неравные возможности работников, обладающих равной продуктивностью, неодинаковое к ним отношение со сто-

роны работодателей, общества, государства. Дискриминации могут подвергаться как отдельные работники, так и определенные группы работников. Неравные возможности работников могут проявляться по-разному; в связи с этим выделяют несколько видов дискриминации на рынке труда:

1. Дискриминация в заработной плате (в комплексе с «социальным паке-

том») одних работников или групп работников по сравнению с другими. Неравная оплата одного и того же труда может и не быть связана с дискриминацией. Различный уровень заработков людей определяется множеством факторов, о которых уже шла речь ранее: условиями труда, профессиональной подготовкой, опытом и усердием работника, влияющими на индивидуальную производительность его труда и т.п. Не относят к дискриминации и различный уровень оплаты труда работников, входящих и не входящих в профсоюзы. Существуют тради-

77

ционные, т.е. во многих странах наиболее часто дискриминируемые по уровню зарплаты группы работников: женщины, негры, национальные меньшинства, иммигранты, но дискриминации могут подвергнуться не только они.

2 Дискриминация в условиях труда, когда, получая одинаковое трудовое вознаграждение, одни работники работают в хороших условиях (технологических, климатических, психологических и т.п.), а другие – в плохих. Первый и второй виды дискриминации можно рассматривать вместе с учетом концепции выравнивающих различий в оплате труда.

3.Дискриминация при найме на работу и увольнении с работы: помимо вышеназванных групп ей обычно подвергаются люди, освободившиеся из мест заключения, инвалиды, неквалифицированная молодежь и т.п. Их последними принимают на работу и первыми увольняют. Неравные возможности трудоустройства могут возникать в связи с возрастом работника, его расовой или этнической принадлежностью, национальностью, а иногда и по религиозным или политическим мотивам.

4.Дискриминация при продвижении по службе. Дискриминируемым работ-

никам (или группам работников) труднее сделать карьеру, их неохотно продвигают по служебной лестнице, назначают на ответственные должности.

5.Профессиональная сегрегация. На рынке труда можно наблюдать устойчивое разделение профессий и должностей между разными группами работников. Так, существуют профессии традиционно мужские (слесарь, машинист) и женские (доярка, машинистка); для молодежи (мойщик машин, курьер) и для людей пожилого возраста (вахтер, лифтер). Профессиональная сегрегация наблюдается при разделении профессий между местными и приезжими работниками, между представителями разных этнических групп.

6.Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке. В совре-

менном мире не часто встречается формальное ограничение доступа к образованию для тех или иных групп населения (по причине иностранного гражданства, незнания государственного языка и т.п.). Тем не менее, для определенных людей или групп населения существуют вполне реальные преграды на пути получения образования и профессиональной подготовки. Так, человеку, родившемуся в бедной семье, может просто не хватить денег для продолжения обучения. Уровень образования женщин во многих странах ниже, чем у мужчин.

Все виды дискриминации тесно связаны между собой, порождают и усиливают друг друга. Дискриминация определенной группы людей снижает уровень

еедоходов и возможности инвестиций в человеческий капитал, что затрудняет доступ представителей этой группы к высокооплачиваемым профессиям и укрепляет профессиональную сегрегацию.

Наличие обстоятельств, формально свидетельствующих о дискриминации на рынке труда, не всегда означает, что она действительно существует. Очень трудно отделить различия в положении работников, вызванные дискриминацией, от тех, которые объясняются их продуктивностью и индивидуальными особенностями. Поэтому дискриминации легче дать определение, чем установить, существует ли она в действительности и тем более измерить ее количественно. Тем не менее, зарубежными исследователями накоплен немалый опыт проведения подобных расчетов.

78

Уровень профессиональной сегрегации, например, между мужчинами и женщинами, измерить достаточно просто. Чаще всего для этой цели использует-

ся индекс диссимиляции (называемый также индексом сегрегации или индексом Дункана). Он показывает, какой процент представителей одной группы (тех же женщин) должны изменить свои профессии для того, чтобы структура занятости в обеих группах сравнялась. Индекс определяется следующим образом:

S = i

 

Mi Fi

 

 

 

2

 

где Мi – процентная доля профессии i среди всех занятых группы М; Fi – процентная доля профессии i среди всех занятых группы F;

Пример. Предположим, что в экономике карликового государства существуют только четыре профессии, и работники – мужчины и женщины – распределены (в процентах) между этими занятиями следующим образом:

 

 

Профессии

 

Мужчины

 

Женщины

 

 

1.

Полицейский

 

40

 

 

 

0

 

 

 

2.

Банковский служащий

 

20

 

 

 

50

 

 

 

3.

Официант

 

20

 

 

 

20

 

 

 

4.

Продавец

 

20

 

 

 

30

 

 

Индекс диссимиляции будет равен: S =

 

| 40 0 |

+

| 20 50 |

+

| 20 30 |

 

= 40 .

2

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

Профессиональная сегрегация далеко не всегда является результатом именно дискриминации. Есть профессии и виды деятельности, вредные для женского организма, опасные для здоровья будущих детей. Нередко выбор профессии определяется национальными традициями и обычаями, запрещающими мужчинам или женщинам заниматься тем или иным видом трудовой деятельности.

Выделяют следующие виды трудовой дискриминации в зависимости от причин, ее порождающих: дискриминация на основе личного предубеждения (по отношению к группе людей или индивидууму); статистическая дискриминация; дискриминация на основе монопсонической власти; дискриминация на основе профессиональной сегрегации.

1. Дискриминация на основе личного предубеждения. Предубеждение к той или иной группе работников может проявляться со стороны нанимателя, потребителей продукции фирмы и ее работников. Причины предубеждений нанимателя могут быть самыми разными: семейное воспитание, пропаганда в обществе идей национальной или религиозной нетерпимости и т.п. У подобного нанимателя работники недискриминируемой группы будут численно преобладать.

В модели дискриминации Г. Беккера предполагается, что работники дискриминируемой и недискриминируемой групп обладают равной продуктивностью. Как известно, фирма, максимизирующая прибыль, будет нанимать такое количество работников, чтобы предельные издержки найма были равны предельному продукту труда в денежном выражении:

MCL= MRРL.

Для недискриминирующего нанимателя на конкурентном рынке труда предельные издержки найма равны ставке зарплаты:

MCL = w.

79

Если наниматель по каким-то причинам испытывает предубеждение, например, против женщин, то в отношении мужчин данное соотношение будет выглядеть так же:

MCM = wM,

но предельные издержки найма женщин, связанные с дискомфортом нанимателя или опасениями неприятных последствий, будут выше непосредственно ставки зарплаты:

MCF = wF (1+d),

где wM и wF – ставки зарплаты соответственно мужчин и женщин;

d – коэффициент дискриминации, который показывает, насколько возрастают издержки нанимателя (по отношению к расходам на заработную плату) при найме женщины – нежелательного, дискриминируемого работника. Чем сильнее предубеждение, тем больше величина d и тем больше вероятность того, что наниматель при найме отдаст предпочтение мужчинам; в этом случае wM < wF(1+d). Если же предубеждение невелико: wM > wF(1+d) наниматель возьмет на работу женщин, а если wM = wF (1+d), ему безразлично, кого нанимать.

Пример. На рынке зарплата у мужчин в среднем на 40% выше, чем у женщин: wM =140, wF =100. Наниматель А испытывает сильное предубеждение против женщин: d = 0,8. Тогда для него wM < wF(1+d), или 140 < 180; издержки найма работников-мужчин оказались меньше, несмотря на более высокую ставку их заработной платы на рынке труда.

Наниматель Б испытывает слабое предубеждение против женщин: d = 0,2. Для него wM > wF(1+d), или 140 >120; издержки найма женщин оказались меньше, их он и будет нанимать.

Разумеется, на месте женщин можно представить себе любую другую дискриминируемую группу, например, людей какой-либо национальности, приезжих и т.п.

Дискриминация на рынке труда может возникать из-за предубеждений не только работодателя, но и потребителей продукции (клиентов). Причины могут быть разными: от недоверия к способностям работников качественно выполнять свои обязанности до вздорной ксенофобии или религиозной нетерпимости.

Дискриминация со стороны сотрудников фирмы возникает, когда они (все или большинство) избегают в процессе труда вступать в отношения с представителями нежелательной для них группы работников. Например, некоторые мужчины отказываются работать под руководством женщины. Работодатель, заинтересованный в их найме и удержании, или пойдет на различные уступки, или будет компенсировать неудобства соответствующей надбавкой к зарплате.

До сих пор речь шла о дискриминации на основе предубеждения (нанимателя, потребителей, сотрудников) по отношению к группе людей; именно она достаточно подробно изучена и описана в литературе. Но в реальной жизни не-

обычайно широко распространена индивидуальная трудовая дискриминация,

при которой предубеждение владельца предприятия или менеджера по отношению к конкретному работнику объясняется исключительно личными мотивами.

Например, если один работник, использующий слабости руководителя, постоянно льстит и угождает ему, а другой ведет себя независимо, вполне вероятно неравное отношение к ним. Женщине, отвергнувшей сексуальные домогательства руководителя, дискриминационное отношение почти обеспечено.

80

Неодинаковое отношение руководителя к отдельным сотрудникам может проявляться по-разному: от необоснованной разницы в денежном вознаграждении (особенно при премировании) до унижений и психологического преследования, которым подвергается «неугодный» работник в отличие от «любимчика».

Означает ли это, что руководитель ведет себя нерационально? Нет, если в качестве его целевой функции рассматривать максимизацию его индивидуальной полезности, а не преуспевание фирмы или успехи руководимого им структурного подразделения. Очевидно, что полезность сотрудника для организации и для ее руководителей – далеко не одно и то же. Субъективизм менеджера по отношению к работникам неизбежно порождает трудовую дискриминацию и не позволяет адекватно оценивать истинную продуктивность работника (MRPL), что препятствует достижению оптимальной численности персонала.

2. Статистическая дискриминация заключается в том, что работодатель, принимая решение о найме, судит о работнике на основе не его индивидуальных качеств, а средних, обобщенных данных о возможной производительности той группы, к которой этот работник принадлежит. Если существует две группы работников, например, мужчины и женщины, и нанимателю известны усредненные данные о производительности в каждой группе, то отдельному представителю группы установят зарплату, соответствующую этой средней производительности. Но его индивидуальная производительность не обязательно совпадает с средней по группе.

Доля работников

1-я группа

2-я группа

А

В

 

Р1 РА

РВ Р2

Индивидуальная

 

 

производительность труда

Рис. 2.35. Статистическая дискриминация

На рис. 2.35 представлено распределение индивидуальной производительности работников в каждой группе. Средняя производительность работников второй группы (Р2) выше, чем первой (Р1). Продуктивность работника В, принадлежащего к 1-й группе, выше, чем работника А из 2-й группы, зарплата же у работника В будет, напротив, ниже, поскольку при ее назначении наниматель ориентируется на параметр Р1.

Возможно ожидание (также основанное на объективной статистике) не низкой продуктивности работника, а высокого уровня риска, связанного с его наймом. Так, наниматель может отказаться принять на работу женщину, зная, что она находится в том возрасте (22-28 лет), когда вероятность рождения ребенка и ухода в декретный отпуск максимальна; или же из-за того, что данная работа связана с постоянными разъездами, а женщины обычно менее охотно ездят в командировки. Наниматель при этом может лишиться ценного, высокопродук-

81

тивного работника. Подобная потеря для него, конечно же, нежелательна, но как можно ее избежать? В условиях неполной и асимметричной информации он ориентируется на те характеристики работника, которые очевидны (пол, возраст, образование, опыт, национальность и т.п.) или те сигналы, которые не очень сложно или не очень дорого получить (рекомендации с прошлого места работы, результаты тестирования). Поиск более подробной информации мог бы потребовать серьезных затрат, к тому же не устраняющих, а лишь снижающих риск неудачного найма.

3. Дискриминация на основе монопсонической власти нанимателя на рынке труда.

w

 

w

w

MC

MRPL

MCM

 

MCF

 

 

 

 

SF

 

S

wM

 

SM

 

 

w0

 

 

 

 

wF

 

 

 

 

 

 

MRPL

 

 

 

 

 

0

LM

L 0

LF L 0

L

L

Рис. 2.36. Дискриминация со стороны работодателя-монопсониста

Данная теория основана на предположении о разной эластичности предложения у различных групп работников и отсутствии мобильности между группами. Например, у мужчин эластичность предложения выше, чем у женщин, из-за более высокой мобильности на рынке труда. На рис. 2.36 общий, суммарный рынок труда (график справа) складывается из «мужского» (график слева) и «женского» (график в центре). Поскольку продуктивность труда мужчин и женщин одинакова, линия MRPL у них общая. Монопсонист, нанимающих всех работников, максимизирует прибыль при условии равенства суммарных предельных издержек предельному продукту в денежном выражении: MC= MRPL. Соответственно L– общий объем нанятых работников; L= LM + LF, где LM и LF – количество нанятых мужчин и женщин. Предельные издержки для каждой из групп выравниваются. w0 – средняя зарплата; ее, впрочем, никто не получает, т.к. она складывается из зарплаты мужчин (wM) и женщин (wF). Видно, что wF < w0 <wM.

4. Дискриминация на основе профессиональной сегрегации. В обществе происходит «закрепление» профессий и должностей между мужчинами и женщинами, местными и приезжими и т.п. Профессиональная сегрегация, которая может носить устойчивый характер, возобновляясь в каждом новом поколении, позволяет объяснить причины устойчивых различий в уровне зарплаты у разных групп работников. Зарубежными учеными для этого используются различные модели, основанные на предположении либо о полном отсутствии конкуренции между группами, либо о крайне низкой межгрупповой мобильности.

В первом случае речь идет о концепции двойственного рынка труда. В пер-

вичном секторе (с высокой зарплатой, стабильной занятостью, хорошими условиями труда и перспективами продвижения) заняты преимущественно белые мужчины, а во вторичном – преимущественно женщины и представители расо-

82

вых и национальных меньшинств. Между секторами практически не происходит взаимного перемещения работников, поэтому разница в зарплате может существовать сколь угодно долго.

Модель «переполнения рынка труда» предполагает наличие на рынке двух равнопродуктивных групп работников, для одной из которых (дискриминируемой) часть рабочих мест оказывается недоступной: дискриминационные барьеры ограничивают ее мобильность.

w

 

w

 

 

w

 

w1

 

SА

 

SВ

 

SС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

w

 

 

 

DА

 

DВ

 

DС

 

 

 

 

 

0

LА

L 0

LВ

L

0

LС L

Рис. 2.37. Дискриминация на основе профессиональной сегрегации

Рассмотрим эту модель на примере двух равных по численности и продуктивности групп работников: мужчин и женщин. Пусть на конкурентном рынке труда существуют три профессии: А, В и С (рис. 2.37), причем для каждой из них спрос на труд одинаков. Мужчинам доступны все профессии, а женщинам – только профессия С. Тогда мужчины равномерно распределятся по профессиям А и В (LА = LВ), их зарплата будет равна w1. Женщины, вынужденно выбрав профессию С, получат меньшую зарплату w2, поскольку SА+SВ=SС, и соответственно LА+LВ=LС. Конечно, мужчины имеют возможность выбирать и профессию С, но поскольку там ниже заработки, им это просто не выгодно. Фактически мужчины получают более высокую зарплату за счет дискриминируемых женщин, хотя зарплата последних и равна их предельному продукту в денежном выражении. Долговременное равновесие на рынке труда достигается при более низких заработках женщин.

Последствия трудовой дискриминации оцениваются негативно. От дис-

криминации несут потери не только отдельные группы работников, но и те организации, в которых она существует. Хотя иногда отказ нанимателя учитывать предубеждения потребителей и сотрудников также небезопасен.

Особенно опасны для фирмы последствия индивидуальной дискриминации на основе субъективизма руководителя. Преодолеть ее помогает пребывание фирмы в жесткой конкурентной среде. Именно внешнее давление рынка способно побудить руководителей оценивать работников по заслугам – и при найме на работу, и при увольнении, и при служебном продвижении, и при определении величины денежного вознаграждения.

Другой аспект проблемы заключается в последствиях дискриминации на рынке труда для страны в целом. Экономические последствия дискриминации теорией оцениваются негативно; это не удивительно, поскольку ее можно рассматривать как внерыночную силу, препятствующую эффективному распределению ресурсов в экономике. Профессиональная сегрегация, сопровождаемая очень низкой межгрупповой мобильностью, наряду с другими формами дискри-

83