Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

С.Л.Ария Жизнь адвоката

.pdf
Скачиваний:
1186
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
1.98 Mб
Скачать

Вступление

Не заслоняй мне солнца, Царь…

Сейчас стало привычным, даже если хотите, наблюда­ ется стремление переоценить ценности, которые складывались в ходе общественного развития. Имеется ввиду, конечно, философское и политическое спокойствие явлений до 1985–1990 годов, когда стали зарождаться новейшие идеи, связанные с организацией общественной жизни.

В эти годы происходило переосмысление философских ценностей, в том числе в области государственного строительства.

Вместо человека, как винтика в системе государственного механизма и общества, появился новый продуктивный образ человека — творца прогресса; вместо строителя коммунизма родилась идея разносторонне-развитого человека по-иному, то есть общественная цель была сформулирована как цель обеспечения развития человека.

Многие идеи и кумиры, на которых ранее были ориентированы люди, пали и бесследно исчезли в забвении. Государственный строй, который был примером для подражания и к которому стремились большие массы людей и целые народы, был низвержен, и, кроме горького осадка, не оставил в наших душах и памяти ничего.

Мы в сомнениях еще долгое время будем продолжать восхвалять адептов идеи и философию учения, государственный строй и конституцию социализма, но у нас будут намертво стиснуты зубы и сжаты кулаки, когда мы будем с холодным

11

замиранием в сердцах стоять в сомкнутых рядах перед памятниками незаконно осужденных и обреченных на уничтожение огромных масс людей и безвинно убиенных ради торжества коммунистической идеи.

В 1993 году было положено начало реформированию всей правовой системы. Сначала была принята новая Конституция, причем, основополагающим принципом явилось провозглашение приоритета основных прав и свобод человека, в чем проявилось непревзойденное значение этого документа как новеллы, а в совокупности с провозглашением обязанности государственных органов гарантировать в своей деятельности исполнение этого принципа — утвердился приоритет этих прав человека в области законодательного регулирования общественной жизни.

Позднее получила новое содержание и значение в своем развитии система ценностных приоритетов в других законодательных актах и практике государственного строительства, и мы оценили и ощутили это в своей деятельности. Многие позиции, разработанные в Конституционном суде и Европейском суде, войдут в качестве основных понятий в практику регулирования нашей общественной жизни. Социальное строительство продолжается. И как мне кажется, формируются принципы, которые позволят нам выйти на качественно новый уровень человеческого общежития и прогресса. Хотя Новгородская республика с ее народным Вече была уничтожена соплеменниками и ее след затерялся в истории, но в нашей памяти она сохранилась, поскольку любая деятельность в социуме — это не только правильное решение практических и текущих задач, но и наиболее верное развитие социума.

Исторический экскурс предпринят мною для того, чтобы каким-то образом создать контуры времени, чтобы выделить рельефно феномен индивидуального и значимого в общественной жизни. Если мы соглашаемся таким образом его обозначить, то предпринимаем это для того, чтобы подчеркнуть значение феномена индивидуального и общественного в личности Семена Львовича Ария, а также подчеркнуть его непревзойденную роль при оценке профессиональной адвокатской деятельности, как позитива общественного развития.

12

Его статьи в сборниках, газетах и журналах, прочих изданиях, поэтические зарисовки, рассказы о профессиональной деятельности, выступления на общероссийских конференциях в Москве и Санкт-Петербурге, заметки о непростом труде над формированием нравственных основ профессиональной деятельности стали давно библиографической редкостью. Дополнительное третье издание книги «Жизнь адвоката» — это веление времени и общественная потребность, определившая столь объемный тираж. Юридическому сообществу нет необходимости представлять Семена Львовича Ария, — столь значителен его авторитет. В сознании каждого адвоката и юриста возникает образ энциклопедически-об­ разованного человека, знатока существующей действительности, ее прошлого, настоящего и будущего, мастера художественного слова и эрудита права, психологии общения, что так важно для профессиональных юристов, философа с по­ этической душой, при этом с математической точностью способного понять не только святую правду бытия, но и оп­ ределив точно суть это правды, стать ее частью. Огромное значение в своей профессиональной деятельности Семен Львович придавал и придает утверждению равенства и справедливости всех перед законом. Его профессиональная деятельность не отличается экстравагантными поступками, демонстрацией несогласия, поучениями, но критика ошибок является точной и продуктивной, поскольку применяемые суждения и умозаключения не только логически выверены, но и отличаются точностью при оценке жизненных ситуаций и применяемых им при защите юридических понятий, поэтому столь ценно и желательно его участие в судебных процессах среди практических работников, следователей, прокуроров.

В одном из произведений С.Л.Арии приводится личное обращение к председателю Верховного суда РСФСР с просьбой об истребовании дела и проверке его в порядке надзора по делу М. Приводя целый перечень сомнительных доказательств в приговоре, он просит признать его несостоятельным. Цитирую почти дословно: «Мое обращение к Вам вызвано не только желанием исполнить свой профессиональный долг. Я пытаюсь на доступном защитнику, высшем уровне отстоять

13

жизненность одного из важнейших принципов, без которого вообще немыслимо подлинное правосудие, и тем спасти жизнь безвинно осужденного человека». Воистину письмо исполнено с мастерством Патриция адвокатуры.

Семен Львович, стремясь к бесконечности познания, как

кодному из принципов человеческого существования, открыл нам и показал, что состояние души как «отсвет наших поступков», не только в профессиональной деятельности имеет непреходящее значение, но и является основой человеческого бытия.

Мораль и законы, «основанные на уважении к ближнему,

кего личности, достоинству и достоянию» сохраняют мир от гибели, определяют позитивные векторы в системе организации общественной жизни. Нравственность, выработанная всей историей человечества и ставшая достоянием огромной массы людей, помогает нам понять значение доброго начала в природе человека.

Творчество Семена Львовича пронизано уникальным суждением, в котором реализуется христианский принцип «возлюби ближнего до всепрощения и жертвенности», и в этом суждении усматривается перспективная модель сбаланси­ рованного подхода к проблеме «человек, общество и государство».

Его трогательные и мастерски, как бы мазками, с чувст­ вом легкой иронии созданные автобиографические зарисовки событий и людей военных лет поднимают на высочайший уровень контрасты и бессмысленность жестокости, смерти нелепой, безвременной. Все эти рассказы обращены к живым и думающим и взывают — не убий.

Жизнеутверждающее начало, любовь, как основа нравст­ венных ценностей, по мнению Семена Львовича, это вектор в развитии социальной организации общества и государства.

Семен Львович, создавая и обосновывая основополага­ ющие суждения о нравственных началах адвокатской деятельности, подчеркивает значение духовности в творчестве юриста, провозглашает духовное начало совокупно с иными этическими принципами, что ставит его в число продолжателей развития духовности в юридических традициях и взглядах,

14

разработанных Ф.М.Достоевским. Исследование этого феноменального явления в деятельности адвоката позволяет считать его основоположником этих традиций. Не зря принципы

изаповеди адвоката, изложенные в нравственных началах, закреплены в Кодексе профессиональной этики адвокатов России и идентифицируются с Российской адвокатурой.

«Не собираюсь никого поучать, да и права такого не имею, поскольку равен со всеми», — сказал С.Л.Ария, выступая на конференции в г.Санкт-Петербурге в 1995 году. Его невозможно заподозрить в том, что он, боясь непонимания, лукавит.

Юридическое общество признательно Семену Львовичу за его духовное служение адвокатуре, за то, что он возвел духовность служения профессии в ранг высших человеческих качеств и явил обществу образцы такого высокого служения,

ивнес неоценимый вклад в укрепление авторитета Российской адвокатуры.

Нельзя не напомнить любопытному читатель или исследователю, что в России всегда появлялись люди, которые при встрече являли нам иные векторы в саморазвитии, чем господствующие. Никакие догмы, никакие философские взгляды априори не воспринимаются ими как руководство для действия. Они шли своим путем и совершенствовали мир делами

исуждениями, обретая своих учеников и исследователей. Такое саморазвитие заключается в генеалогии мировос-

приятия, неповторимости личности, ее своеобразия и индивидуальногомиропонимания,гдеисторическийаспектобщест­ венного развития является истоком этих знаний, а всемирный опыт — парадигмой для конструирования собственного отношения к настоящему. Свободное мировосприятие в совокупности с анализом и целеполаганием — основа для принятия решения и совершения поступков и действий.

Таковы истоки феномена личности С.Л.Ария.

Ю.М.Боровков, Первый вице-президент Федерального союза адвокатов России

15

ОТ АВТОРА

Мы уходим, и это неотвратимо. Но остается наша бессмертная душа, что, впрочем, общеизвестно. Это детское утешение как-то примиряет нас с грядущей неизбежностью.

Но есть ведь и еще одна тропка в будущее — писать о себе, причем писать как можно подробнее, и в оставленных строчках мы будем еще теплиться некоторое время. Отсюда и широко распространенная тяга к мемуарам — пишут о себе все, кто только может...

Вопрос, однако, в том, чтобы нашлись читатели. И тут уж от нас мало что зависит. Но пока есть надежда на любопытство потомков, будем, друзья мои, писать.

Не знаю, нравилась ли моя жизнь окружающим, но мне — да. Более того, у меня осталось вполне определенное впечатление, что жизнь была прекрасна, но в то же время полна тревог и сложностей до такой степени, что порой было и не до шуток, хоть шутить старался и тогда.

Эту свою последнюю жизнь, о которой хочу кое-что рассказать, я прожил в двух ипостасях: как солдат и как адвокат. Солдатская часть была недолгой, всего пять лет. Но четыре из них пришлись на Большую войну и потому запомнились почти каждым днем, который удалось прожить. Вся остальная, адвокатская часть была подарком судьбы хотя бы уже потому, что живым вернулся из части первой.

Но подарком она оказалась и по богатству впечатлений. Калейдоскоп неповторимых ситуаций и образов, то трагических, то комичных, явила мне моя жизнь в российском право-

17

судии XX века. Притом не созерцателем ее довелось быть, а активным участником, аналитиком и сопереживателем событий. Смею заверить, что творчество в правовом анализе и поиски оптимального разрешения доверенных адвокату чужих проблем не менее увлекательны, чем творчество в науке или

вискусстве.

Вкачестве адвоката мне довелось защищать — и подчас весьма успешно облегчая их участь, — лиц, решительно не принятых в приличном обществе, и даже настоящих шпионов. Мне довелось, и тоже подчас успешно, защищать людей, обвиненных государством по ошибке или сознательно в не совершенных ими злодеяниях.

Итак, я весь зарос памятью о прошлом. Она постоянно дарила мне строительный материал для судебных речей: то неожиданный пример, то яркий образ, то новую идею, то нужный урок. Она неисчерпаема, эта таинственная человеческая память, этот груз прошлого — бремя наше или наше досто­ яние.

Видимо, я созрел для того, чтобы записать хоть малую толику в надежде, что записки эти кого-то развлекут, кого-то потешат, а кого-то, может быть, заставят задуматься. О чем? Это уже менее важно, потому что людям полезно хоть иногда просто задумываться.

Конечно, это будет не полотно, а всего лишь осколки прожитого, веселые, или потускневшие от времени, а подчас и черные.

Итак, вперед! Вернее — назад…

18

Беседы о профессии

ОНРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ 

ВАДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Выступление на конференции адвокатов  в Санкт-Петербурге 28 сентября 1995 года)

Уважаемые коллеги!

В свое время, когда по оплошности Министерства юстиции в стране расцвели так называемые «параллельные коллегии», мне довелось позвонить в одну из них. Автоответчик бодрым голосом сказал: «Вы набрали номер адвокатской коллегии «Канон». Если у вас есть деньги, говорите после длинного сигнала».

К сожалению, это далеко не единственный пример использования адвокатуры случайными людьми, глубоко чуждыми духу и социальным целям этого необходимого правосудию и угодного людям института.

«Адвокатура есть служение общественное» — об этом определении А. Ф. Кони следует помнить каждому из нас. Отсюда и существенность темы, составляющей предмет настоящего обсуждения.

Заранее хочу предупредить, что никого не собираюсь поучать и наставлять на путь истинный... Поскольку и права такого не имею как равный со всеми. В то же время знаю твердо, что никто из нас не волен пренебречь нравственными прин-

19

ципами. Не только потому, что это — состояние души, но и потому, что отсвет поступков каждого ложится на профессию

вцелом: от каждого из нас зависит репутация и положение адвокатуры в обществе.

Актуальна эта тема и ввиду нравственной ущербности как общества в целом, так и тружеников правосудия, в частности.

Начну с общих, исходных положений.

Кому как не нам знать, что человек беспредельно жесток, моральные узы ему не по нраву. Но почему-то все пять основных религий, созданных и исповедуемых жестоким человечеством, опорой своей имеют кодексы моральных заповедей, проповедующих уважение к ближнему, к его личности и достоянию. Именно они сохраняют человечество от распада, а мир от гибели. И в качестве маяка люди здорового общества избирают мать Терезу, символ добра, и отвергают Сталина, символ злодейства. Иной выбор — симптом болезни.

Достоевский некогда сказал: «Красота спасет мир». Думаю, это было не более чем парадоксом гения. Нет, мир пока существует потому, что — через все чудовищные завалы взаимной ненависти, массовых и индивидуальных истреблений, беспрерывных войн, жестокостей, зверств — верх в итоге берут добрые начала. Они спасают мир. Не потому ли и христианство, впервые провозгласившее идеалом любовь к ближнему вплоть до жертвенности и всепрощения, триумфально шествует по планете уже две тысячи лет?

Ранее упомянул состояние души как фактор, зависящий

впервую очередь от уровня нравственности человека. В узком практическом смысле от нравственного облика человека зависит и его репутация. Для адвоката это важно. Но куда важнее и шире такого прикладного карьерного значения то влияние, которое оказывает нравственная суть человека на его жизнь. Влияние это колоссально. Состояние души, самосознание личности может вне зависимости от внешних обстоятельств (таких, например, как деловой успех, материальная обеспеченность, известность) наделять нас чувством удовлетворения, полноты и радости жизни, сознанием своего достоинства — или не давать этих чувств и тем опустошать внутренний мир, порождать депрессию и разочарование. И

20