Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
заочка / ист гос и права / лекции для заочников ИГПР.doc
Скачиваний:
469
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
3.6 Mб
Скачать

2. Реформирование органов центрального управления России в первой половине XIX века

По форме государственного устройства Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией. Если у императора Александра I в начале его правления ещё были какие-то мечтания о либеральных преобразованиях, то в дальнейшем он от них избавился. Его преемник на престоле, Николай I вообще считал, что условия для каких-либо ограничений монархической власти в России ещё не созрели. Главное средство достижения политиче­ской стабильности в стране он видел в укреплении во­енного и бюрократического аппарата, как в центре, так и на местах.

Вместе с тем нарастание кризиса крепостничества, рост капиталистических отношений, уси­ление крестьянских выступлений  все это заставляло самодержавие приспо­сабливать административную систему к новым условиям.

Основные черты центрального управления:

1. В первой четверти века произошел переход от коллегиальной системы государственного управления к единоначалию. Это процесс был вызван как значительным ростом территории Российской империи, так и недостатками старой системы коллегиальных органов.

Их неповоротливость, не оперативность (все вопросы решались после обсуждения), неконкретная ответственность вызывали необходимость создания таких органов власти, которые могли бы принимать решения единолично и нести всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них функций и задач. Этот процесс особенно ускорился после воцарения Александра I, вступившего на престол в результате дворцового переворота.

2. Во главе государства и его весьма обширного аппарата чиновников по-прежнему стоял импера­тор, наделенный властью неограниченного монарха. Правление Александра I (18011825 гг.) получило название «эпохи колебаний».

Воспитанный на либеральных идеях «просвещённого абсолютизма», он, с одной стороны, поддерживал конституционные надежды у своего ближайшего окружения, а с другой  всё больше склонялся к консервативным сторонникам сохранения незыблемости самодержавия.

Сменивший Александра I на троне, Николай I (18251856 гг.) отбросил все либеральные колебания. Его «охранительную» политику можно характеризовать как последнюю попытку сохранения феодально-крепостнического общественного и государственного строя.

3. Значительное влияние в первой четверти XIX в. приобрели совещательные органы при императоре Александра I.

Вместо «Совета при высочайшем дворе» в 1801 г. был создан «Непременный (т.е. постоянный) совет», состоявший из 12 сановников, в основном консервативного направления. Впоследствии он стал называться «Государственным советом».

Этот орган предназначался для рассмотрения важнейших законопроектов и дел по государственному управлению.

Но главную роль в первые годы царствования Александра I стал играть «Негласный (т.е. тайный) комитет». В него входили молодые, либерально настроенные друзья императора (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н.Новосильцев и Адам Чарторыйский). Именно они убеждали императора провести реформу государственного управления.

20 (8) сентября 1802 г. был издан манифест «Об учреждении министерств», которыми предполагалось заменить устаревшую систему петровских коллегий. Учреждалось 8 министерств: 1) Военных сухопутных сил; 2) Морских сил; 3) Иностранных дел; 4) Юстиции; 5) Внутренних дел; 6) Финансов; 7) Коммерции; 8) Народного просвещения.

Манифестом «Об учреждении министерств», которым было положено начало реформированию испол­нительной власти. Манифест окончательно утвердил в России отраслевой принцип организации управления. Этот принцип вообще характерен для буржуазного общества, построенного на рыночном механизме. Для Рос­сии его принятие являлось простым подражанием Западу, ибо здесь не мог действовать главный принцип буржуазной государственности – ответ­ственности министров перед парламентом. Министры, входившие в пра­вительство, назначались монархом и были ответственны перед ним. Прав­да, поначалу предполагалось, что будет введена «контрасигнатура», то есть скрепление министерскими подписями императорских указов, но это введение не состоялось.

Но и в таком виде учреждение министерств вместо коллегий было ша­гом вперед, ибо:

1) они действовали более оперативно;

2) усиливалась пер­сональная ответственность руководителей и исполнителей;

3) расширя­лось значение канцелярий и делопроизводства. Функции министерств (сначала 8-ми, с 1811 г. – 13-ти) были обширными и часто выходили за рамки их названий. Так, Министерство внутренних дел кроме организа­ции и поддержания общественного порядка управляло ещё промышленно­стью и строительством. Министерство просвещения кроме руководства образовательными учреждениями (от начальных училищ до университе­тов), управляло музеями, типографиями, библиотеками, занималось под­готовкой кадров для госаппарата, осуществляло цензуру.

Все они строились на основе единоначалия. В манифесте подчеркивалась и личная ответственность каждого министра за состояние дел во вверен­ном ему ведомстве.

Министры получали право законодательной инициативы. Ежегодно каждому из них полагалось представлять отчеты о своей деятельности императору и в Сенат.

Формально Сенат мог отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действу­ющему законодательству. Но, поскольку министры имели право личного доклада императору и часто исполняли его устные рас­поряжения, рассмотрение таких распоряжений в Сенате превращалось в простую формальность, а иногда вообще не проводилось.

Основой для создания Военного и Морского министерств, а так же Министерства иностранных дел стали существовавшие ранее коллегии, которые целиком вошли в состав новых органов и работали «по старому обряду». Другие министерства составились из нескольких старых или вновь создаваемых учреждений. Каждое министерство получило так называемый «Наказ», где определялись его задачи.

Одновременно с манифестом об учреждении министерств был обнародован указ «…О лицах, избранных в управление министерствами».

Политика государства в отношении церкви в первой половине XIX в. определялась общими задачами перехода от коллегиальной системы управления к единоначалию. Но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника  обер-прокурора Священного Синода.

В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народ­ного просвещения.

Министру передавались административные функции Синода и уста­навливался контроль за его судебной деятельностью.

Однако Министер­ство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824 г.), поскольку при решении о его создании не были приняты в расчет экономические условия существования духовенства и ряд других факторов.

В 30-х годах Синод окончательно превратился в безгласный совещательный орган при обер-прокуроре. Синод оказался отде­ленным от остальной церковной организации промежуточными светскими органами. Однако пре­обладание в структуре церковного управления государственных элементов не получило законодательного закрепления. Самодержавие и духовенство были обоюдно заинтересованы в сохранении некоторой формальной самостоятельности церкви с целью сохранения ее престижа и влияния на народные массы.

Комитет министров, Сенат и Государственный совет.

Для объединения и координации деятельности министерств, а так же для обсуждения общегосударственных вопросов одновременно с министерствами был образован Комитет министров. В манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности, но в 1812 г. появился закон о Комитете министров.

Председательствовал на его заседаниях император или назначенное им лицо. Полномочия Комитета были весьма разнообразны: от обсуждения административных вопросов, частных законов до рассмотрения судебных дел.

Большинство решений утверждались императором. Во второй четверти XIX в. с усиле­нием роли императорской Канцелярии, значение Комитета министров стало падать. В целом решить проблему координации работы министерств Комитету так и не удалось вплоть до его упразднения в 1906 г.

Роль Сената постепенно уменьшалась, хотя он по-прежнему издавал одобренные царём сенатские указы, имевшие силу закона, и выполнял функции высшего судебного учреждения страны.

В 1809 г. по поручению Александра I статс-секретарь М.М. Сперанский подготовил проект под названием «Введение к Уложению государственных законов». В основе предложенной Спе­ранским новой системы лежал принцип разделения властей: законодательная власть сосредоточивалась в выборной Государственной думе, исполнительная власть  в министерствах, су­дебная  в Сенате. Государственный совет при императоре должен был связать органы государственного управления с самодержавной властью.

Предложения М.М. Сперанского получили сначала одобрение императора: 1 января 1810 г. состоялось первое заседание Государственного совета. Но, в отличие от проекта, этот орган стал выполнять в дальнейшем функции законосо­вещательного органа при императоре.

Государственный совет включал пять департаментов: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономии, 5) дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг. Делопроиз­водство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.

Государственный совет выполнял свою главную задачу  подготовку законопроектов  совсем недолго.

В 1811 г., в целях устранить выявленные недостатки в системе управления, была проведена реорганизация министерств.

Согласно «Общему учреждению министерств», составленному при непосредственном участии М.М. Сперанского, все они по­лучили унифицированную структуру, основанную на единоначалии.

Во главе каждого министерства стоял министр и его товарищ (заместитель), им подчинялись директора департаментов, директорам  начальники отде­лений, им, в свою очередь  столоначальники. Канцелярии при министрах выполняли задачи делопроизводства и переписки.

Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им мини­стерств.

Кроме министерств, в государственном аппарате создавались отдельные ведомства (управления, комитеты, приказы), так же основанные на принципе единоначалия. Они действовали самостоятельно или при министерствах. Для каждого из них императором утверждался свой особый штатный состав.

Реформы 10-х годов XVIII в. не затронули основ абсолютной монархии. Большинство дворян и высших чиновников выступало против всяких пере­мен. Политическая борьба привела к краху конституционных замыслов Сперанского и его сторонников, а сам он в марте 1812 г. был отправлен в ссылку по ложному обвинению. Но всё же на части территории Российской империи были сделаны первые попытки ввести ограниченное конституционное правление.