Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
заочка / ист гос и права / лекции для заочников ИГПР.doc
Скачиваний:
469
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
3.6 Mб
Скачать

«Уголовное уложение» 1903 года

В годы первой русской революции и в последующие «годы реакции» продолжали действовать «Уложение о наказаниях уголовных и исправи­тельных» 1845 года (в редакции 1885 года) и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1884 года). Но массовые антиправительственные выступления вынудили царские власти ужесточать уголовное законодательство.

Большую роль в этом сыграло новое «Уголовное уложение», разработка которого началась в 1881 года Комиссии по его составлению было указано уделить главное внимание «области посягательств на государство и его строй».

Проект подготовили к 1895 году, Государственный Со­вет его рассмотрел и в 1903 году он был утвержден Николаем II. По ряду причин новое «Уголовное уложение» в действие полностью не вводилось. Его отдельные главы и статьи вводились отдельными указами на протяжении нескольких лет. Часть проекта «Уложения» осталась вообще нереализованной.

Новое «Уголовное уложение» объединяло «Уложение о наказаниях уголовных и исправи­тельных» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Оно включало 687 статей, которые разделялись на две части: Общую и Особенную.

Общая часть содержала 72 статьи, в которых давались более четкие опре­деления понятия преступления, оснований наступления уголовной от­ветственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения престу­пления и других общих положений уголовного законодательства.

На содержа­ние Общей части оказали влияние основные прин­ципы буржуазного уголовного права. Впервые определялось пространство действия закона  вся территория Российской империи. Закон одинаково распрост­ранялся на всех пребывающих на ней лиц.

Преступление определялось как «деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Возраст наступления уголовной ответственности был изменён с 7 до 10 лет.

Субъектом преступления признавалось вменяемое физи­ческое лицо, достигшее десятилетнего возраста.

Субъективная сторона выражалась в совершении преступ­ления умышленно либо по неосторожности.

Приготовление и покушение на преступление подлежали наказанию в случаях, установленных законом (в основном, это относилось к тяжким пре­ступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания.

Соучастниками признавались лица, действующие заведо­мо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учинённого несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника.

Особенная часть разделялась на 37 глав, которые включали 615 статей. В них определялась ответст­венность за преступления, виды которых подробно перечислялись. Наиболее тяжкими считались преступления против веры, против императора и государст­ва, против порядка управления, за нарушение постановлений, ограж­дающих общественную и личную безопасность, и некоторые другие. Более четко, по сравнению с предыду­щим законодательством, определялись признаки составов отдельных преступлений. Вместе с тем следует отметить, что казуальность, ха­рактерная для «Уложения» 1845 года, в полной мере преодолена не была.

Уложению 1903 года были присущи две тенденции, свойственные развитию всего уголовного права России в начале ХХ века.

Первой из них являлось изменение уголов­ного законодательства в соответствии с принципами буржуазного уго­ловного права. Это проявлялось в формальном определении понятия преступления (как дея­ния, воспрещенного во время его учинения законом под страхом на­казания), в стремлении ограничить казуальность, в более четком определении оснований наступления уголовной ответственности и т.п.

Второй тенденцией являлось усиление ответст­венности за государственные преступления. Главы об ответственности за бунт против верховной власти, о преступных деяниях против «священной особы» императора и членов императорского дома, о государственной измене и о смуте вводились в действие в 1904-1906 годы, в условиях бурного развития революционной борьбы. За совершение таких деяний, а также за участие в «сообще­стве», организованном для посягательства на изменение формы правле­ния России, за размножение, хранение или провоз из-за границы сочи­нений революционного характера «Уголовное уложение» устанавливало тяжкие наказания.

В специальной главе «О смуте» перечислялись все основные формы революционной борь­бы того времени, которые подлежали уголовной ответственности. К ним относились: организация «скопищ»; подстрека­тельство «к ослушанию предъявленному требованию разойтись»; ве­дение революционной пропаганды, призывающей «к учинению бунтовщического или изменнического деяния»; про­изнесение публичных речей или публичное чтение сочинений «бунтовщического или изменнического» характера.

Особые статьи устанавливали ответственность за пропаганду «преступных учений», распространение революционной литературы, за организацию стачки и т.д.

Усиление межгосу­дарственных противоречий в начале ХХ века обусловило введение ответственности за передачу, сообщение иностранным государствам тайных сведений, документов и предметов и т.п. Одна из глав «Уложения»  «О государственной измене»  устанавливала уголовное преследование за шпионаж, как во время войны, так и в мирное время. В 1912 эти статьи были дополнены новым законом об ответственности за государственную измену.

Для системы наказаний «Уголовного уложения» характерны:

  • большая соразмерность (по сравнению с прежними актами) уголовных наказаний тяжести содеянного;

  • возможность для судебных органов при определении меры наказания учитывать обстоятельства совершения преступления и уменьшать или увеличивать меру наказания;

  • более точно определенные санкции.

Сложная система наказаний, характерная для Уложения 1845 года и сохраненная в редакции 1885 года, была упрощена. Все наказания делились на: главные, дополнительные и заменяющие.

Главными считались: смертная казнь, поселение, заключение в исп­равительный дом, крепость, тюрьму, арест, штраф. Они назначались за совершение государственных и других тяжких преступлений. Характерно, что в военно-уголовном законодательстве до марта 1917 года сохранялись и телесные наказания для нижних чинов, зачисленных в разряд «штрафованных».

К дополнительным наказаниям относились: лишение всех или особенных прав со­стояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, по­мещение в работный дом, конфискация имущества.

Заменяющими наказаниями являлись: принудительное лечение, опека.