Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Прияткина.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
1.03 Mб
Скачать

§ 32. Пропозиция и ее языковая репрезентация

Распространенное простое предложение редко бывает семантически элементарным. Вернемся к примерам синтаксически элементарных (не осложненных) предложений, данным в § 3. Семантически элементарным является только первое из них: Старик ловил неводом рыбу. Но уже следующее: Темные окна дрожали от сырого западного ветра – нельзя признать таковым. Не являются семантически элементарными и остальные предложения: Приказ начальника не освобождает совесть от ответственности; Тоска по физическому труду угнетала Давыдова.

Чем же измеряется степень семантической сложности предложения? Очевидно, что эта единица должна быть не грамматической, а иной системы. Для описания объективного содержания синтаксических единиц применяется целый ряд специальных понятий и терминов: «пропозиция», «событие», «ситуация» и др. Понятие пропозиции заимствовано из логики, но получило лингвистическое значение. Пропозиция – это единица смысла, заключенного в предложении; это не все смысловое содержание предложения, а только та его часть, которая отражает денотат – событие, описываемое предложением, фрагмент действительности (или вымышленного мира), «положение дел». Вычленению этого смысла помогает прием сравнения: во-первых, сравниваются друг с другом системно связанные предложения; во-вторых, сравниваются предложения и другие структуры – не-предложения. Так, сравнив предложения: Отец читает газету; Отец не читал газеты; Папа, ты читал газету?, мы находим в них некоторую общую смысловую часть, инвариантное содержание – его называют пропозицией. Инвариантное содержание нельзя передать ни одним из сравниваемых предложений, так как в каждом из них есть дополнительные «смыслы», связанные с модусом [см. понятие «субъективные смыслы»: 10].

Поэтому препозитивное содержание легче показать, сравнив весь наш ряд предложений с непредикативным выражением: чтение газеты отцом. Оно представляет пропозицию как бы в чистом виде, т.е. только «объективное» содержание предложения, в отвлечении от того, что обусловлено актом предикации. Выражениям я болен и моя болезнь соответствует один и тот же «кусочек действительности», денотат. Вместе с тем словосочетание с препозитивным значением (чтение газеты отцом, моя болезнь) считается формой вторичной по отношению к предложению; это результат перефразировки того, что составляет специфический смысл предложения (словосочетания в целом не имеют этой функции, ср. ножка стула). Преобразование отец работаетработа отца называется номинализацией. Мы видим, что семантическое понятие «пропозиция» определяется через синтаксическое понятие «предложение». Для определения объективного содержания предложения (объекта описания, «кусочка действительности») используются такие понятия, как «событие», «ситуация», «факт» и некоторые другие. Понятие пропозиции относится к интенсиональной сфере семантики (смысл, значение), а понятие события – к экстенсиональной (денотат, референт, объект действительности). Итак, пропозиции – это семантические модели событий, ситуаций, имеющих место в действительности или мире воображения; события противопоставлены предметным объектам. Так, пропозиция, составляющая содержание предложения Отец читает, интерпретирует некоторое событие, а слово газета или словосочетание газета «Известия» имеет своим объектом только предмет.

Препозитивным содержанием могут обладать и предложение, и словосочетание, и отдельное слово – если оно называет событие, ситуацию, например: шум, беда, дождь, счастье, беседа и т.д. В любом случае пропозиция составляет семантическое содержание такого языкового выражения, которое должно быть определено как семантически простое (элементарное): одно событие – одна пропозиция – одно предложение. Отсюда следует, что понятия «элементарное предложение» и «пропозиция» оказываются в отношениях взаимного определения: пропозиция – класс семантических объектов («смыслов», «значимостей» – десигнатов), соотнесенных в плане выражения с элементарным предложением; соответственно, элементарное предложение – это предикативная единица (монопредикативная структура), не включающая сверх предиката никаких компонентов, семантическим содержанием которых является пропозиция. Предложение Старик ловил неводом рыбу считается элементарным на том основании, что оно называет одну пропозицию; предложение Слышу пенье жаворонка – напротив, неэлементарно, так как в его состав, кроме предиката слышу, входит выражение пенье жаворонка, имеющее препозитивное содержание.

В качестве доказательства обычно используют метод преобразования, выявляющий возможность/невозможность развертывания компонента предложения в целое предложение. Действительно, доказать неэлементарность (семантическую сложность простого предложения можно путем преобразования его в две предикативные структуры: Я слышу, жаворонок поет; Я прочел интересную статью: Я прочел статью, статья интересная; Дети убежали с плачем: Дети убежали, дети плакали. Однако рассуждают и так: если речь идет о каких-то предметах, значит о них можно сказать, что они существуют; таким образом можно доказать «сложность» почти каждого предложения: Соседка принесла газету – существует соседка, существует газета. Логически это верно. Преобразовать можно и именное словосочетание с отношениями принадлежности, части и целого: ножка столау стола есть ножка и т.д. Но тогда различие элементарных и неэлементарных предложений теряет смысл. Между тем, это различие существенно для синтаксиса.

Гораздо более надежной опорой служит лексика, ее семантические типы. Различие между ними основано на семантическом понятии предиката, через которое как раз и определяется пропозиция.