Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Прияткина.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
1.03 Mб
Скачать

§ 33. Семантический предикат. Предикатная лексика

Пропозиция имеет структуру, описываемую в семантических терминах: «предикат» и «актанты». Пропозицию составляет предикат (семантический компонент, который нужно отличать от грамматического предиката – члена предложения) с определенным количеством актантов и их ролями; среди них противопоставлены: актант-агенс (иначе, субъектный) и актант-пациенс (объектный). Предикат и актант связаны как признак и его носитель или как отношение между предметами. Семантический предикат – это не слово, не выражение, но он воплощается в слове, в языковом выражении, точно так же актанты воплощены в словах.

Трудно представить пропозицию, ее предикатно-актантную структуру вне языкового выражения, но нужно иметь в виду, что предикат и актанты – это компоненты смысла языкового выражения (предложения, словосочетания), а не слова, составляющие предложение, не члены предложения. Например, цветок пахнет, аромат цветка, душистый цветок – три варианта языкового представления одной пропозиции, состоящей из предиката и актанта-субъекта.

Русский язык располагает разнообразными возможностями представления предикатно-актантной структуры пропозиции; она может быть представлена в синтаксических и лексических единицах: предложениях, словосочетаниях, словах. В лексике закреплен коллективный опыт индивидуумов, осмысляющих действительность: функция предикатов и актантов нашла отражение в семантических типах слов, прежде всего в различии лексики предметной и предикатной. Первая служит для обозначения актантов, вторая – для обозначения предикатов. По лексике нельзя определять структуру предложения, но структура пропозиции получает отражение в словах и их сочетаниях. Так, сочетание слов запах цветка отражает пропозицию, состоящую из предиката (т.е. смысла «пахнуть») и субъектного актанта (цветок). Предикатная лексика в составе предложения указывает на пропозиции и определяет их количество. О том, что предложение Отец читает газету содержит одну пропозицию и потому является семантически элементарным, свидетельствует наличие в его составе только одного предикатного слова – читать, остальные слова – предметные, они выступают как актанты – субъектный (отец) и объектный (газета).

Для объяснения семантической сущности предиката часто прибегают к понятию «признак»: признак предмета – это его качество, свойство, состояние и его действие («активный признак»). Для обозначения признаков служат слова определенных классов: глаголы, качественные прилагательные, отвлеченные имена существительные; их часто так и называют – признаковые слова: бегать, бег, понимать, знание, темный, темнота, хороший, весело (кому-либо). Их семантике соответствует и их синтаксическая сочетаемость: это слова, для которых непосредственная синтаксическая связь с именами предметов (лиц) является постоянным свойством, – указание на связь с предметом включено в грамматическое значение глаголов, прилагательных (а также отглагольных и отадъективных имен). Признак может мыслиться и безотносительно к субъекту, как некоторое состояние среды, описываемой языковым выражением; для его обозначения служат наречные предикативы (категория состояния): холодно, сыро, светло и т.д.

В языке есть возможность назвать событие одним словом, не вычленяя «участников» некоторого процесса: война, праздник, непогода, счастье, катастрофа, пожар, дождь и др. Такие слова тоже относятся к предикатной лексике, но к ним не вполне подходит термин «признаковые», их называют событийными словами.

Предикатные слова обладают валентностью, которая отражает структуру пропозиции, т.е. валентность предиката. Есть предикаты одновалентные, двувалентные и т.д. Так, предикат ‘ловить’ является трехвалентным: он задает место для субъектного актанта и два места для объектных актантов, в свою очередь различающихся по семантической функции: кто ловит, что ловит, чем ловит. При заполнении мест (по семантической терминологии, «насыщении» валентности) образуется языковое выражение – синтаксическая структура, где предикату и актантам соответствуют компоненты синтаксической структуры. Предложение Старик ловил неводом рыбу представляет собой структуру пропозиции с трехактантным предикатом: каждому компоненту структуры пропозиции соответствует отдельный компонент структуры предложения.

В других синтаксических структурах могут быть представлены не все компоненты пропозиции. Например: в словосочетании ловля рыбы субъектная и одна объектная валентности остались нереализованными; в предложении Письмо отправлено предикат ‘отправлять’ (не слово, а смысл его) имеет не только объектные, но и субъектную валентность. В этом проявляется различие между предикатом и словом, его называющим, между структурой пропозиции и синтаксической структурой.

Очень важно различать понятия предикатности и предикативности. Предикативность – грамматическое значение предложения. Предикатность – семантический признак языкового выражения. Предложение как языковая единица обладает и тем и другим. Полипредикатность ни в коей мере не свидетельствует о полипредикативности. Но вторая подразумевает первую.

Есть классы слов, которые являются и семантическими предикатами, и выразителями предикативности. За ними закрепилась функция грамматических предикатов. Это прежде всего глаголы, затем наречные предикативы (категория состояния) и предикативные прилагательные, типа рад, согласен. Они знают только предикативное употребление и потому всегда представляют или предложение в целом (Стучат; Холодно), или его определяющую, конституирующую часть (Пишет; Нельзя; Прав).

Вся сложность отношений предикатности и предикативности обнаруживается тогда, когда мы обращаемся к полупредикативности (и иным видам дополнительной предикативности).

И предикативные, и полупредикативные конструкции образуются в результате акта предикации. Разница в том, что одна из них имеет самостоятельное значение (так называемая полная предикация), а другая существует лишь при условии первой. Акт предикации состоит в приписывании предмету (или иному объекту) некоторого признака. Акт приписывания признака есть и при полупредикативности. Напротив, предикатное содержание члена предложения не зависит от акта предикации, не связано с ним обязательной связью.

Предикация создает смыслы особого плана (модальные значения, время, связанное с ситуацией речи, субъективные оценки события и т.д.). Поэтому «смыслов» в предложении всегда больше, чем в соответствующем ему (по денотативному содержанию) непредикативном выражении – сочетании, слове. Так, например, предикация предполагает субъект говорящий, помимо субъекта-актанта, который предусмотрен семантическим предикатом. Если учитывать все эти «смыслы», то ни одно предложение нельзя будет назвать семантически простым: всегда помимо диктумных предикатов есть модусные предикаты. К ним относят субъективную оценку, заключенную, например, в вводно-модальных словах, а когда их нет в предложении, то соответствующую оценку выводят из негативного признака. Ср.: Кажется, будет дождь. – Будет дождь (я уверен). Поэтому когда речь идет о семантически неэлементарных предложениях, то имеется в виду только их препозитивное содержание.