Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнические проблемы современности (вып. 6_2000)...doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
3.87 Mб
Скачать

Булкин а.Н. Национальность как условие социализации и фактор воинской службы молодого человека

Осознание своей национальности происходит у каждого человека по- разному. Один считает себя частью своей нации с самых ранних лет, с первых шагов по пути социализации, другой приходит к пониманию национальной идентификации в зрелом возрасте. Для большинства же определение себя в национальной культуре – это и длительный процесс, и его итоги, причем временные рамки такого процесса часто ограничены сроками жизни человека.

Национальность можно рассматривать как особый признак и характеристику самосознания человека. Многие действия, социально значимые поступки человек совершает именно потому, что он сознает себя представителем той или иной национальности. Национальное сознание этапно, даже – многоэтапно и циклично. На разных этапах жизни оно по-разному проявляется в социальной и нравственной практике человека, побуждая его совершать конкретные поступки, оправданные как социальной необходимостью, так и национальной традицией. Многие события в жизни людей происходят только потому, что без них невозможно представить историю и современное состояние общества. Люди должны трудиться, добывать пищу, создавать семьи, радоваться рождению ребенка или горевать по поводу утраты близких. Такие и многие другие события и действия людей следует считать типичными. Но как по-разному совершаются они, когда мы наблюдаем их в разных национальных общностях. В соответствии с национальными традициями и обычаями юноша ищет себе невесту, выбирает профессию; девушка изучает основы ведения домашнего хозяйства, определяет свое будущее, а часто и знает его заранее. Национальность – это не только особый признак человека, но и руководство к практическим социальным действиям на разных этапах его жизни.

Таким самостоятельным и важным этапом для молодого человека 18-20 лет является срочная служба в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Исследования влияния национально определяемых характеристик и признаков на сознание молодых военнослужащих автор проводит уже более шести лет, что позволяет делать обоснованные обобщения и достаточно аргументированные выводы. Обширный фактический материал делает возможным составление обоснованного прогноза о развитии национального фактора в военном строительстве и реформировании армии России в XXI веке. Следует оговорить, что настоящий материал не содержит информации о военнослужащих контрактной службы. В отличие от тех, кто проходит военную службу «по призыву», контрактники – профессионалы составляют особую группу, а точнее – армейскую общность, результаты исследований внутри которой не могут быть включены в настоящий материал, не нарушив его предопределенных размеров.

Что касается военнослужащих срочной службы, т.е. тех, кто служит в армии «по призыву», то здесь в числе основных направлений для исследования проблем межнациональной коммуникации нами выделены следующие.

Во-первых, – это собственно отношение призывников к службе в армии по принципу «служить – не служить».

Во-вторых, – отношение военнослужащих к своим должностным обязанностям.

В-третьих, – представление об армии и характеристика воинской службы после ее завершения.

Используемые в литературе цифры и статистические данные получены автором как в результате собственных наблюдений и исследований, а также взяты из открытых источников – военной печати, информационных бюллетеней, передач радио и телевидения.

Подготовка юношей к службе в единых вооруженных силах страны должна вестись с учетом особенностей региона и конкретного народа, представителем которого считает себя молодой человек. За последние годы солдатские казармы значительно «русифицировались» – по известным причинам прежнее (8-10 лет назад) количество солдат украинцев снизилось от 40-60% до 3-5%, а представители белорусской национальности стали единичны. Однако «славянский дух» в казарме преобладает, правда уже за счет общего снижения численности ВС РФ в последние годы.

Военные реформы, проводимые не всегда продуманно, а часто – не последовательно и не научно на практике породили в обществе недоверие к армии как к социальному институту. Громкие преступления и происшествия с военнослужащими, широко освещаемые СМИ заставляют призывников и их близких с тревогой ожидать получения повестки из военкомата. По большинству регионов России неявка на призывные пункты и уклонение от службы в армии составляет от 7-12% до 35-60% потенциальных солдат. Национальный состав «уклонистов» и причины такого их поведения – это предмет отдельного исследования. Что же касается тех, кто одел солдатскую форму первый раз в жизни, то для них важнейшим вопросом становится вероятность попасть в «горячую точку». И если контрактник часто служит за достаточно высокое денежное вознаграждение, то для солдата – срочника риск от участия в боевых действиях в Чечне превышает все возможные (довольно слабые) стимулы и награды. Не случайно до 40% призывников с территории Дагестана и около 50-70% их родителей и родственников желают, чтобы их служба проходила вдали от фронтовой Чечни и даже родного Дагестана – где-нибудь «в России». С другой стороны, большинство призывников и молодых солдат русской национальности считают командировки «на войну» реальностью военной службы, а около 40% активно стремятся к этому. Впрочем, выяснить, чего здесь больше – стремления помочь восстановлению в Чечне конституционного порядка или юношеского непонимания опасности – достоверно не удается.

На всех этапах службы солдат относится к определенной земляческой общности и (или) национальной группе. Впрочем, такие объединения часто приобретают свойства антиобщественных и противоправных. Кстати, если солдаты из народностей Дагестана, а также калмыки, татары, башкиры, представители таких же определенно выраженных этносов (кавказцы, азиаты и пр.) объединяются в малые группы прежде всего по признакам национальности, поддерживая «своих» в противостоянии с «чужими», то для русских более характерно единение на основе землячества и общего интереса. Краснодарцы, ставропольцы, дальневосточники и т.д. – это тоже ярко выраженные объединения, в основе которых часто лежат криминальные интересы (воровство, наркотики и т.п.) и не всегда высокая духовность. Так, в среднем, из 100% случаев издевательств старослужащих солдат над молодыми, до 95% пострадавших приходится на русских. Представители «национальных меньшинств» чаще оказываются под защитой своей пусть и малой, но сплоченной группировки.

В процессе службы солдаты получают не только новые знания, но и новые основания для оценки окружающих и самооценки. Интересно, что нерусские солдаты, слабо владеющие основным языком, а часто даже не имеющие знаний в пределах среднего образования, активно стремятся к любому служебно-должностному продвижению. Причину этого можно определить через соотношение количества и качества в национальном составе и социальном представительстве. Объективно вынужденные оставаться всегда в меньшинстве, солдаты нерусской национальности чаще занимают первичные командные должности (командиры отделений, старшины и т.д.). На должностях неформального лидерства – в каптерках, хлеборезках и т.п. они оказываются также в основном благодаря своей смекалке, старанию и настойчивости. С одной стороны такое положение – это источник опасных для армии конфликтов на национальной основе. С другой – солдаты русской национальности, а также коми, мари, чуваши и другие выдвигают своих формальных и неформальных лидеров, авторитет и способности которых проверяются в реальном социальном процессе – военной службе.

Специфика и сложность задач, которые решают вооруженные силы страны на современном этапе проявляются не только в победах на поле боя. Наше общество тревожат многие факты и события, происходящие в армии и вокруг нее. Национальная рознь сама по себе – это сильный дестабилизирующий фактор развития государства и любой его сферы. Многое здесь надо поправить и улучшить, но некоторый оптимизм вселяют итоги опросов и бесед с теми, кто завершает военную службу или уже отслужил (до 5 лет назад). В своих ответах и оценках национальную рознь как фактор снижения боевой готовности и социальной уверенности военнослужащих они называли одной из последних.

У современного человека много причин для беспокойства и тревоги. В этом ряду национальная принадлежность должна быть в числе первых как признак гордости и последней в перечне его тревог и переживаний.