Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

4.1.2. КРИЗИС ПОЛИТИКИ «УМИРОТВОРЕНИЯ»

Результаты Мюнхена не удовлетворяли даже Великобрита-нию. Не случайно Чемберлен доверился мирным обещаниям Гитлера. Великобритании с ее убывающими ресурсами предстоя-ло решать еще более трудную задачу. Во всем мире был брошен вызов ее колониальному господству. Это относилось не столько к системе доминионов, белое население которых было в основном британского происхождения, что обеспечивало прочное, хотя и временное сотрудничество имперской системе в целом, приняв-шей на себя удары первой антиколониальной волны в Индии и на Ближнем Востоке. Все это вынуждало правительство Лондона прилагать максимальные усилия для сохранения мира в Европе. Сложилась явно противоречивая, но неизбежная ситуация: мир в Европе, т.е. «умиротворение», означал укрепление Германии, державы, которая оспаривала, более или менее открыто, английс-кое превосходство на континенте и в мире; конфликт в Европе оз-начал бы увеличение расходов, рискованное для поддержания кон-троля над гораздо более ценными богатствами британской короны.

Кроме того, англичане должны были учитывать другие источ-ники опасности: Италию в Средиземном море и Японию в Тихом океане. Пленник возникшей дилеммы, правительство Лондона, верное самому себе, вынуждено было считать большой полити-ческой победой тягостное поражение в Мюнхене и пыталось ис-кусно уравновесить в рамках своей политики тех, кто противился ей, как Франция, и тех, кто был ею обескуражен, как Италия.

Только этими обстоятельствами можно объяснить инициати-вы Великобритании, предпринятые ею в октябре 1938 г. и в даль-нейшем по отношению к Германии. Критикам политики «уми-ротворения» Чемберлен ответил продолжением диалога с Итали-ей. Хотя после «Пасхальных соглашений» гражданская война в Испании усилилась, в середине ноября 1938 г. британское прави-тельство сочло, что созрели условия для вступления в силу и самих соглашений. В это время началась подготовка визита Чемберлена и Галифакса в Рим: этот визит должен был положить конец недо-верию многих англичан к средиземноморской и имперской поли-тике Италии, а также закрепить возврат к традиционному союзу. Оба государственных деятеля Англии 11 января 1939 г. прибыли в Рим. Во время их визита не было произнесено высокопарных приветственных речей, и Чемберлен ничего не предпринял для улучшения итало-французских отношений, которые были под­порчены рядом империалистских демонстраций со стороны Ита-лии. Как раз в те дни, когда в Рим прибыл новый французский

Глава 4. Накануне войны

267

посол, во время выступления Чиано в палате корпораций и фаши прозвучали притязания на Тунис, Ниццу, Савойю, Корсику.

Между двумя державами происходил, можно сказать, ритуаль-ный обмен мнениями, чтобы выяснить, до какой степени Италия согласна поддерживать Германию и в какой мере Великобрита-ния склонна признавать как ревизионисткую политику Италии, так и рост ее амбиций в Африке. Чемберлен мог почувствовать, что Муссолини не имеет больше никакого влияния на решения Гитлера и поэтому нет особого смысла учитывать Италию в бри-танской политике в отношении Германии. Муссолини открыто заявил о своей лояльности в отношении Гитлера и «Оси», но Чемберлен, остался «в абсолютной неуверенности, насколько си-ньор Муссолини был информирован о планах герра Гитлера». «Пасхальные соглашения» не принесли желаемых результатов. Муссолини все больше склонялся к Гитлеру, а Чемберлен не мог его ни в чем упрекнуть.

Когда в Великобритании и особенно в Форин Оффис появи-лись первые сомнения о действительной эффективности Мюн-хенских соглашений, Чемберлен продолжал их защищать. В кон-це января 1939 г. он еще публично поддерживал необходимость укреплять согласие с Гитлером. Втайне он считал, что в Мюнхе-не «Гитлер упустил момент». По коварной случайности, именно 14 марта он обратился к своим избирателям в Челси, восхваляя «золотой век, мир и благосостояние», которые мюнхенская полити-ка якобы сулила Европе. В конце концов, лишь после 15-16 марта и захвата немцами Праги, он существенно изменил свои воззре-ния, пытаясь действовать в соответствии с ними в течение не-скольких месяцев, оставшихся до начала войны.

В этой ситуации еще более изолированной оказалась Фран-ция, которой трудно было представить как большой дипломати-ческой успех то, что она покинула одного из своих союзников. Кроме того, с развитием чехословацкого кризиса стала фактичес-ки распадаться система союзов, сформированная для того, чтобы служить противовесом Германии в Центральной и Южной Евро-пе. Политический кризис привел к заметной утрате Францией финансового влияния в Дунайско-Балканском регионе. Роль Фран-ции в этой зоне оставалась значительной, но наступил час, когда следовало понять, что эти позиции скоро будут захвачены Герма-нией, сумевшей за год без боя и кровопролития стать доминирую-щей державой региона в политическом плане.

В ситуации этой горькой реальности французским правителям не оставалось ничего другого как смириться со своей изоляцией. Вся система союзов, которую правительство Парижа формировало

268