Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

Реакция на предложение Гитлера была, вероятно, просчитана. Она предоставила немецкому диктатору возможность в пропаган­дистских целях возложить ответственность за войну на западные державы. Однако оставалась открытой проблема когда, где и как будут сделаны следующие шаги, и кем они будут сделаны.

5.3.5. «СТРАННАЯ ВОЙНА. ВОЕННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ГИТЛЕРА

Решение продолжить войну на Западе было принято Гитлером еще до начала военных действий. Тем не менее отказ англичан и французов от мирного предложения поставил проблему выбора сроков для действий. Колебания, сопровождавшие этот выбор, отражали как недостаточную подготовку немцев, так и слабости положения Франции. Было очевидно, что в военном отношении, учитывая наличие двух оборонительных систем на франко-гер­манской границе («линии Мажино» и «линии Зигфрида»), страте­гически наиболее уязвимыми оставались нейтральные Голландия и Бельгия. Западные державы много раз гарантировали прави­тельствам обоих стран, что в случае войны они не будут пытаться создавать без согласия заинтересованных сторон оборонительные линии или боевые порядки для наступления на их территории. Однако беспринципность Гитлера заставляла, по меньшей мере, сомневаться в том, что он захочет лишиться такого легкого и та­кого привлекательного пути для совершения любого военного маневра в отношении Франции. Речь шла, следовательно, о вре­мени нападения и позиции, которую займут в связи с этим Бель­гия и Голландия.

С военной точки зрения Гитлер выступал за необходимость действий. Еще до того, как был обнародован отрицательный ответ союзников, он подготовил меморандум, наметивший стратегичес­кие директивы, касавшиеся военных действий. Это была необхо­димость, продиктованная опасениями, связанными с бездеятель­ностью, и боязнью того, что в обеих странах может закрепиться противник, превратив их в базы, с которых будут проводиться воздушные налеты на стратегические предприятия Рура и Рейн­ской области. Военная верхушка отрицательно относилась к такой постановке проблемы, поскольку считала, что Германия обладает недостаточным количеством военно-воздушных и наземных сил, сосредоточенных в одном месте. Некоторые из ее представителей даже начали подготовку государственного военного переворота, который устранил бы Гитлера и привел к власти Геринга, вероят­ного протагониста другого мирного проекта. В составлении этого

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

341

плана не участвовали in extremis главнокомандующий сухопутны-ми силами фон Браухич, холодный и безликий бюрократ, а также генерал Гальдер, начальник Генерального штаба армии. Они под-чинились воле Гитлера, требовавшего, чтобы около 80 дивизий, готовые к наступлению на Западе, начали действовать 12 ноября. Их остановила только внезапная резкая перемена погоды, ли-шившая немецкую бронетехнику и самолеты возможности быст-рого маневра.

Концентрация немецких войск на границе Голландии и Бель-гии не прошла незамеченной. В связи с тем, что начало боевых действий было отложено, возник некий промежуток времени для предотвращения предполагаемых действий немцев. Вопрос сво-дился к тому, чтобы бельгийское правительство, избравшее в но-ябре 1939 г. политику нейтралитета, теперь согласилось обратиться с просьбой о защите к французам, что представлялось логичным перед лицом очевидной германской угрозы.

Спокойствие было нарушено инцидентом, происшедшим в первых числах ноября, когда несколько немецких самолетов про-летели над бельгийской территорией. Брюссельское правительство неожиданно осознало опасность присутствия большого количе-ства немецких дивизий на границе страны. Бельгийский король Леопольд III полагал, что немцы преследовали только цели уст-рашения. Однако часть его правительства и, в первую очередь, министр иностранных дел Поль-Анри Спаак не разделяли его оптимизма. Не разделяла его и королева Нидерландов Вильгель-мина, которая тем временем предприняла дипломатическую ини-циативу, порученную министру иностранных дел ван Клефенсу и имевшую целью обратиться ко всем воюющим державам с призы-вом к миру. Не следовало строить иллюзий, считали голландцы, относительно реакции Гитлера на этот призыв. Однако он, по крайней мере, предоставит некоторую отсрочку, которая позво-лит согласовать необходимые военные контрмеры с французами.

Поэтому 8 ноября совместный шаг бельгийцев и французов был преподнесен как публичное предложение «добрых услуг». Он застал врасплох как союзников, так и немцев. Союзники усмат-ривали в нем абсолютное отсутствие реализма, учитывая то, что совершил к этому моменту Гитлер. Принять предложение означа-ло бы, по мнению французского президента Лебрена, одобрить «триумф несправедливости». Немцы ответили уклончиво. Однако намерения Гитлера хорошо известны. Только природные причи-ны, то есть погодные изменения воспрепятствовали тому, чтобы ответ в соответствии с планами фюрера был дан 12 ноября.

342