Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 39

Таким образом, территориальные и финансовые статьи Вер­сальского договора образовывали одно неразрывное целое; от их осуществления зависело реальное значение военной победы Франции над Германией. Однако с того момента, когда Соеди­ненные Штаты поколебали политическое основание этой победы, а немцы в разгар экономического кризиса поколебали ее финан­совое основание, начав после выплаты первых платежей факти­чески проводить политику, направленную на затягивание выплат и изменение решений, принятых по вопросу о репарациях, фран­цузы столкнулись с сокращением довольно значительной части своих военных трофеев. В итоге они пришли к выводу, что по­добно тому, как остались неудовлетворенными максималистские требования, представленные в Париже военными, например, маршалом Фошем, также не будут осуществлены и компромиссные решения. Это означало, что через некоторое время германский вопрос встанет во всей его остроте и значимости.

1.3.3. ФРАНЦУЗСКАЯ «ПОЛИТИКА ГАРАНТИЙ» И ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

На этой основе выстраивались две темы, ставшие на опреде­ленный период преобладающими во французской внешней поли­тике: «политика гарантий» выполнения Версальского договора и безопасность. «Политика гарантий» означала стремление францу­зов воспрепятствовать тому, чтобы Германия хотя бы в малейшей степени уклонялась от выполнения условий мирного договора. Иными словами, это было требование строгости исполнения на­казания, которая должна была обеспечить устранение разрывов в ткани юридических договоренностей. Однако самой по себе этой позиции было, конечно, недостаточно для того, чтобы ослабить опасения, порождаемые ходом событий. Достаточно вспомнить в данной связи постоянно возникавшие новости о всплесках нацио­нализма в Германии, а также не умолкающую критику консерва­тивного и реакционного правого крыла, направленную против берлинского правительства за его вооображаемую уступчивость в отношении Франции. Предположение, что Германия, лишь не­значительно сократившаяся в размерах, захлестываемая мощны­ми волнами национализма, представляет собой потенциальную опасность для Франции, выдвигала другую тему французской внешней политики - тему безопасности. Она стала центральной осью, вокруг которой формировалась европейская политика Франции и на основе которой принимались принципиальные ре­шения относительно союзов. A posteriori можно констатировать,

40

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

что озабоченность французов не была необоснованной, хотя в те-чение двадцати лет, между двумя войнами, Франция и внесла за-метный вклад в то, чтобы сделать возможной новую агрессию Германии.

Безопасности не существовало, поскольку потенциальная во­енная сила Германии осталась нетронутой, англо-американские гарантии не вступили в силу, Лига Наций была неэффективна, Великобритания не разделяла французскую точку зрения относи-тельно способа решения проблем Восточной Европы, а Италия проводила колеблющуюся и малоубедительную политику. В связи с этим Франция вынуждена была разрабатывать собственную стратегию, целиком направленную на то, чтобы создать на одно-стороннней основе ту безопасность, которую ей не давали меж-дународные гарантии. Это была позиция (не считая некоторых оттенков), не вызывавшая разногласий между французскими по-литическими силами. От Бриана до Пуанкаре и Эррио - все правительства, сменявшиеся в эти годы в Париже, преследовали одну и ту же цель: восстановить юридически или посредством возможного использования силы ту безопасность, отсутствие ко-торой ощущали французы.

Предпринятые Мильераном и Брианом в 1921 г. попытки найти решение через экономическое сближение с Германией не привели ни к какому результату, несмотря на иллюзии, вызван-ные открытостью министра иностранных дел Германии Ратенау. Неудачи Каннской конференции в январе 1922 г. и Генуэзской конференции в апреле того же года привели лишь к разжиганию французских страхов. Германский финансовый кризис вынудил берлинское правительство попросить о моратории на дальнейшие репарационные выплаты в финансовом и натуральном выражении. Этот вопрос безрезультатно обсуждали две конференции, состо-явшиеся в Париже в декабре 1922 г. и в Лондоне в январе 1923 г.

Перед лицом этих почти предрешенных неудач новый премьер-министр Франции, представитель националистической правой партии Раймон Пуанкаре разработал проекты одностороннего решения. 11 января 1923 г. французские и бельгийские войска оккупировали Рурский угольно-металлургический бассейн с откры-тым намерением взять в свои руки «продуктивный залог», который служил бы гарантией «хорошего поведения» немцев в будущем и свидетельством решимости французов не отказываться от прав, утвержденных договорами, и, более того, при возможности, даже выйти за их пределы. Деятельность французов одобрило итальян-ское правительство (его уже возглавил Муссолини). Англичане, расходившиеся с французами в подходе к проблемам безопасности