Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

7.3.2. Польша и Румыния

Начало операции «Оверлорд» стало началом падения нацизма. Другие проблемы, которые решались в Тегеране таким образом, что оставляли Сталину свободу маневра (либо ощущение, что он может располагать полной свободой маневра), снова стали ак-туальными - свидетельство серьезных расхождений в «Великом союзе». Первым таким вопросом было положение Польши. Не-сколько месяцев Советы стремились сделать Тегеранские согла-шения более четкими, однако большей частью безуспешно, за ис­ключением проблемы Чехословакии.

Отношения между Чехословакией и Советским Союзом всегда были хорошими, даже территориальные споры не привели к их ухудшению, а борьба против нацизма и Германии сплотила их еще больше. Таким образом, 12 декабря 1943 г. правительства обеих стран подписали договор о дружбе и взаимопомощи в после-военное время, а 8 мая следующего года они дополнили договор военным соглашением, которое определяло принципы поведения

510

Часть 2. Вторая мировая война

«дружественных» советских войск, когда они начнут освобожде-ние территории Чехословакии.

Эта операция была уже близка. Одновременно с высадкой со-юзных войск в Нормандии Советы развернули мощное наступле-ние на центральном фронте, благодаря которому они преодолели Карпаты и вступили на территорию Польши. Перед Москвой встал вопрос об отношениях с находившимся в Лондоне поль-ским эмигрантским правительством и, что было новым момен-том, об отношениях лондонского правительства с Польским ко-митетом национального освобождения, который был создан под контролем Советов в городе Люблине. Эта проблема обострялась по мере продвижения советских войск вглубь территории Поль-ши, а с 1 августа она приобрела драматичный характер, поскольку польское военное подполье, связанное с эмигрантским прави-тельством, открыто призвало к восстанию в Варшаве против нем-цев. В те дни советские войска находились на расстоянии в не-сколько десятков километров от польской столицы. Они могли прийти на помощь восставшим, либо в соответствии с настояния-ми союзников позволить им создать на территории, контролируе-мой Советами, воздушные базы, с которых можно было бы ока-зывать помощь польским повстанцам.

Все это, однако, стало невозможно из-за изнурительного по-литического спора, который развивался параллельно с военными действиями и за время которого недоговоренности и взаимный обман привели к трагедии. Первым к уклончивости и недогово-ренности прибегнул Рузвельт. Накануне высадки в Нормандии он провел ряд встреч с Миколайчиком, главой польского эмиг-рантского правительства. Во время этих встреч американский президент дал понять, что ему трудно занять определенную пози-цию, но в то же время он неустанно повторял лидеру эмигрант-ского правительства, что необходимо встретиться и договориться со Сталиным. Поляки, говорил Рузвельт, должны быть готовы пойти на уступки.

Рузвельту с трудом удалось добиться от советского диктатора согласия принять польского премьер-министра, который вылетел в Москву 27 июля. Еще до прибытия Миколайчика в Москву, Сталин сообщил о своих хорошо известных позициях по террито-риальному вопросу и о менее известных взглядах на отношения между эмигрантским правительством и Комитетом национально-го освобождения. Советы соглашались признать польское лон-донское правительство только в том случае, если его членами ста-нут многие участники Комитета национального освобождения и если оно избавится от тех своих представителей, кто наиболее