Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 65

ния уровня учетной ставки до 5% и принудительной конвертации государственного долга в долгосрочные обязательства. Ревальвации такого масштаба и дефляции, необходимой для ее достижения, как замечает Чарльз Майер, не желал никто, кроме Муссолини, но поскольку обменный курс был действительно доведен до 90, то на итальянское правительство не оказывали давление с тем, чтобы оно изменило политическую линию, которая была предвест-ником жертв, вызванных кризисом 1929 г.

Все это вместе взятое: план Дауэса, возвращение к «золотому стандарту» и финансовая стабилизация, хотя и сопровождалось сохранением ограничительных мер в торговле, распространяв­шихся практически на все страны мира, что противоречило ори-ентации Лиги наций на свободу торговли - решающим образом способствовало формированию обстановки оптимизма и надеж-ды, порожденной чисто политическими событиями. С другой стороны, хотя различные аспекты ситуации и излагались здесь по отдельности в целях их лучшего анализа, следует учитывать, что в реальности разнообразные сферы деятельности были всегда тесно связаны и часто зависимы друг от друга.

Нормализация франко-германских отношений, по крайней мере временное решение вопроса о репарациях, вопрос о межсо-юзнических долгах, возвращение Соединенных Штатов на евро-пейскую сцену составляли цепь, которую нельзя было разорвать (разве что a posteriori или абстрактно), и служили рамкой, внутри которой осуществлялся подъем производства, характеризовав­ший, хотя и не в равной мере, годы с 1924 по 1929. Составной частью этой цепи оставалось осуществление плана Дауэса.

За пять лет его реализации немцы без труда справлялись с возложенными на них растущими платежами. В 1927 г. Лига На-ций взяла на себя инициативу новой всеобщей дискуссии по эко-номическим проблемам и собрала в Женеве всемирную конфе-ренцию, посвященную вопросу о протекционизме. Конференция не дала никаких результатов, кроме того, что послужила фоном для выработки проекта договора Бриана–Келлога. Однако она стала свидетельством постоянного внимания к проблемам миро-вой экономической системы.

1.4.5. ПЛАН ЮНГА И ОКОНЧАНИЕ ВЫПЛАТЫ РЕПАРАЦИЙ

В 1928 г. верховный комиссар по репарациям С. Паркер Джильберт, работавший в Берлине в соответствии с договоренно-стями, принятыми в рамках плана Дауэса, подчеркнул в своем ежегодном докладе необходимость заново оценить ситуацию,

66

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

учитывая, что срок действия плана истекал, и что до сих пор не-мецкие платежи обеспечивались преимущественно внешними займами, а это ставило вопрос об определении реальной плате-жеспособности Германии в нормальных условиях. Заинтересо-ванность в наиболее полном решении вопроса была связана так-же с тем, что французы настаивали на определении общей суммы репараций, которые должны заплатить немцы, в то время как немцы надеялись на уменьшение своих ежегодных платежей и на получение, в конечном счете, политических уступок в отношении все еще осуществлявшегося над ними контроля и пребывания ок-купационных войск на их территории.

Именно совпадение этих устремлений облегчило созыв в Пари-же в феврале 1929 г. комитета экспертов во главе с американцем Юнгом, участвовавшим еще в разработке плана Дауэса. Доклад комитета Юнга обсуждался в августе 1929 г., был принят в январе 1930 г. и вступил в силу в апреле того же года. В политическом плане он предусматривал ликвидацию агентства и комиссии по репарациям; оккупационные войска, все еще находившиеся в Германии, должны были покинуть ее до июня 1930 г., на пять лет раньше предусмотренного Версальским договором срока. В эко-номическом плане он устанавливал, что в погашение оставшейся части репараций в 109,6 млрд золотых марок немцы должны будут вносить платежи в течение 59 лет (вплоть до 1988 г.). В течение первых 36 лет немцам надлежало выплачивать ежегодно немно-гим более 2 млрд - треть в виде обязательных платежей, другие две трети - при условии, что не будет трудностей, связанных с выплатой межсоюзнических долгов (это означало первое призна-ние американцами такой взаимозависимости, которую Соединен-ные Штаты всегда категорически отвергали). Впоследствии плате-жи должны были снизиться до ежегодных взносов в 1,6-1,7 млрд долларов, соотносимых с продолжением выплаты долгов (пункт, по которому, впрочем, отсутствовало согласие правительства Со-единенных Штатов). Для того, чтобы контролировать выполне-ние договоренностей и сделать технически возможным перевод валюты, был создан Банк международных расчетов, расположен-ный в Базеле; наконец, с целью запустить механизм новых плате-жей, был выпущен заем в 300 млрд. долларов, разделенный на две части - 200 млрд для стран-кредиторов и 100 - для немцев. Стоит отметить, что план Юнга обсуждался в 1929 г. Брианом и Штреземаном во время их последней встречи. Несколько месяцев спустя, в октябре 1929 г., министр иностранных дел Германии умер, как бы обозначив конец эпохи.

Хотя план Юнга и был задуман весьма хитроумно, он отправ-лялся в плавание по бурным водам. Англичане согласовали поря-