Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ОП 2 КУРС.docx
Скачиваний:
55
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
230.83 Кб
Скачать

28.Мышление и речь. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа.

В животном мире и в самом раннем детстве человека существует доречевая стадия мышления и доинтеллектуальная стадия речи. Для животного общение с себе подобными и решение задачи – два независимых процесса.У человека начиная со второго года жизни мышление становится речевым, а речь становится интеллектуальной. Линии развития двух психических функций – мышления и речи у человека пересекаются. Исследования Пиаже и Выготского зафиксировали у младших дошкольников наличие эгоцентрической речи («речи для себя»)- свидетельство развертывающихся процессов мышления.

Язык как система знаков служит средством осуществления человеческого общения и мышления. Освоение языка ведет к развитию речевой и мыслительной деятельности, открывая возможность понимать, осмысливать и использовать знания, полученные другими людьми и составляющие культуру, основывать свое поведение преимущественно на социальном опыте, а не только на индивидуально приобретенном и видовом, что характерно для животных.

Речь имеет две взаимосвязанные функции: коммуникативную (общение) и интеллектуальную.

Единица мышления - значение, то есть обобщенная идеальная модель объекта. Значения являются одновременно:

1) предметом процесса мышления (о чем мы мыслим);

2) средством мышления (знак выполняет функцию «орудия»;

3) продуктом мышления (в результате мышления вырабатываются новые значения).

Говоря о языке, мы всегда имеем в виду конкретную лингвистическую систему. Согласно гипотезе лингвистической относительности, высказанной в 1950-е годы двумя американскими этнографами Э. Сепиром и Б. Уорфом, особенности языка определяют мышление, т.е. ассоциации, интерпретации мира, и даже понимание одинаковых событий должны различаться у людей, владеющих разными языками. Известно, что в Новой Гвинеи существует народность, в языке которой только два слова обозначают все цвета (мили – темный, мола – светлый), а в языке эскимосов существует около 40 названий для таких состояний снега, которые мы даже не различаем. Различный общественно-исторический опыт – причина языковых и мыслительных процессов.

Язык как система знаков служит средством осуществления человеческого общения и мышления. Освоение языка ведет к развитию речевой и мыслительной деятельности. Речь имеет две взаимосвязанные функции: коммуникативную и интеллектуальную. Общение имеет собственные мотивы, цели, операции и использует язык как средство. При этом знаки как средства не обязательно должны иметь звуковую форму, они могут быть любой физической природы: жесты, танцы, рисунки, письменность, символы, формулы, схемы ит.д., емкость знаковой системы различна у каждого. Звуковая речь и письменность являются неисчерпаемыми средствами для обозначения новых содержаний. Речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей. Значения речи являются одновременно предметом процесса мышления, средством мышления и продуктом мышления. Влияние значений на ход собственного мышления приводит так же к изменению и развитию значений.

Согласно гипотезе лингвистической относительности, высказанной этнографами Сепиром и Уорфом, структура языка определяет мышление. Т.е. ассоциации, интерпретации мира, и даже понимание одинаковых событий должны различаться у людей, владеющих разными языками. В примитивных языках можно обнаружить более дифференцированную систему значений, чем в развитых странах. Например, у эскимосов 40 значений слова снег, кот. мы не различаем, это значение у них богаче. Правда, структура таких значений, отражающая способ мышления, кот. применяется для выделения общего основания, позволяющего обозначать разные предметы одним словом или знаком, зачастую оказывается совсем не такой, как у нас, и с нашей точки зрения нелогичной. В реалистическом мышлении свойство должно быть объективно присущим предмету, тогда на него распространяется определенное название (≠ вождь – «смелый волк»; для нас волк – животное, а не человек). Об этом подробно писал Леви-Брюль в книге «Первобытное мышление», а Выготский и Лурия проинтерпретировали описанные факты как проявление вариативности (разнообразия) присущих человеку структур значений. Свойственный примитивному мышлению тип общения: вождь = смелы волк - называется «фамильное имя». Такие значения отчасти сохраняются в языке и мышлении развитых культур: семья Ивановых.