Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ОП 2 КУРС.docx
Скачиваний:
54
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
230.83 Кб
Скачать

9.Проблема управления памятью. Образные и вербальные мнемотехники. Случай Шерешевского.

Память – это психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и восстановление знания в сфере сознания.

В античности признавалось ведущее значение памяти для всех видов деятельности. В современной психологии о памяти говорят как о сквозном процессе, нарушения которого ведут к расстройству целостной деятельности и психики. В античной философии память – это божественный дар. Платон считал, что память – основное свойство души (метафизический аспект).

Существовало другое понимание памяти – память как восковая дощечка, фиксирующая каждый отпечаток, который не проходит бесследно (технический). Цицерон предложил различать память на слова и на вещи (в современном понимании – механическая и смысловая память). Он говорил, что искусная память состоит из мест и образов

Средние века. В божественной комедии Данте Алигьери автор дает читателю удобный для запоминания перечень грехов. В новое время были приобретены вербальные мнемотехники.

Метод мест. После обрушения крыши здания, Симониду удалось помочь опознать изуродованные тела, т.к. он запомнил расположение людей на момент разрушения. Метод мест - это принцип упорядочения информации.

Вербальные мнемотехники. Жане приводит в пример племя дикарей, которые посылают часовых на охрану своего лагеря. Часовой значительно удалён от лагеря, поэтому в тот момент, когда он видит врагов, первый его порыв – бежать в лес или медленно вступить в бой с ненавистным противником, но вместо этого он старается незаметно вернуться в лагерь, чтобы сообщить об опасности. Получается, что часовой действует против своего непосредственного желания, преобразуя его в акт памяти - рассказ. Истинно человеческая память оказывается порождённой и преобразованной речью, представляя собой, по словам Жане, «производную форму речи».

Лурия в своей книжке «Маленькая книжка о большой памяти» описал свои 30-летие наблюдения за феноменальной памятью Шерешевского. Лурия обнаружил, что у Шерешевского нет границ памяти ни по объему, ни по прочности. Единственным ограничителем по памяти было время (для запоминания каждого элемента требуется несколько секунд). Главная особенность феномена – это предельная образность памяти. Шерешевский прибегал к технологиям, разработанным в рамках искусства памяти. Он заучивал «Божественную комедию» на итальянском языке, не владея им. Каждому слову он придумывал отдельный образ и заучивал слово, опираясь на него (ассоциации). Однако такое развитие памяти негативно отражалось на остальных психических функциях :он неадекватно оценивал мир и себя, ему тяжело давалось абстрактное мышление и он никогда не мог забыть то, что 1 раз запомнил.

10.Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (а.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.

Испытуемому предлагается 2 ряда стимулов. Запоминание одного ряда – прямая задача – это стимулы-объекты. 2-ой ряд стимулы-средства. (инструмент для запоминания). Дошкольникам давали ряд слов (первый ряд) и карточки с изображениями. Сначала карточка помогает запоминанию только если содержание картинки близко к запоминаемом слову (чай – чашка). Затем доступным становится процесс связывания по сходству (птица – самолет) или признаку (арбуз – нож). Школьник по другому связывает (театр – выбирает картинку с крабом на берегу, потому что краб разглядывает камешки на дне как театре…).

Опыт Леонтьева. Детям разного возраста и взрослым предлагалось 15 слов и картинки. См график н стр. 353. Параллелограмм. Повышение продуктивности запоминания с возрастом носит нелинейный характер. Школьник бз карточек запоминает как дошкольик, а с карточками как взрослый. Однако взрослому карточки уже не так уж нужны, запоминание идет внутренне опосредовано (ему не нужна карточка, он представляет образ внутри себя).

Детям разного возраста и взрослым предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками. Инструкция звучала так: «Когда я назову слово, посмотри в карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе позже запомнить слово». Например, мог быть предъявлен ряд «лень», «праздник», «встреча», а среди карточек были рисунки петуха, глобуса, часов. Адекватная работа со стимулами-средствами состояла в установлении связи с картинкой. Проверялась эффективность воспроизведения предъявленного списка слов. В контрольных сериях эксперимента карточки испытуемым не давались. В исследовании приняло участие 1200 испытуемых. Результаты проведенного исследования в виде графика зависимости количества верно воспроизведенных слов от способа запоминания (с карточками или без) напоминают параллелограмм. Поэтому принцип развития памяти, отраженный на нем, получил название «параллелограмм развития памяти». Согласно результатам, дошкольники в обеих сериях запоминают материал хуже, чем школьники, а те, в свою очередь, ступают взрослым. Однако суть выявленной закономерности заключается в том, что повышение продуктивности запоминания с возрастом носит нелинейный характер. С дошкольного до среднего школьного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (карточек в нашем случае) значительно превышает темп развития непосредственного запоминания. Напротив, со школьного до взрослого возраста повышение показателей запоминания без использования внешних средств идет быстрее, чем возрастание результатов внешне опосредованного запоминания. Школьник, опосредующий свое запоминание опорой на внешние средства, совершает скачок в продуктивности. Когда ему не дают возможность использовать карточки, его результаты ближе к результатам дошкольника, а с карточками – к результатам взрослого. Для стороннего наблюдателя дело выглядит так, будто взрослые пользуются карточками все хуже и хуже. Однако, по мысли Леонтьева, за пренебрежением к карточкам (внешним средствам запоминания) на фоне все возрастающей эффективности запоминания стоит скрытый процесс «вращивания» внешнего средства, превращение его во внутреннее, психологическое средство.

«Принцип параллелограмма запоминания представляет собой выражение того общего закона, что развитие высших знаковых форм памяти идет по линии превращения внешне опосредованного запоминания в запоминание внутренне опосредованное» (Леонтьев).