Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_po_obshey_psihologii1.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
1.25 Mб
Скачать

Вопрос №22 Высшие психические функции, их характеристики и развитие.

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями. В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: восприятие, память, мышление, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. ВПФ — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л.С. Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др. Выготский выделял два уровня психических явлений ("натуральные" и "культурные" психические процессы, считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Под высшими психическими функциями Выготский понимал произвольное внимание, произвольную память, логическое мышление и др.

В рассуждениях Выготского на тему обсуждения природы, строения и развития ВПФ человека можно выделить 3 крупные логические части:

  1. Первая часть может быть названа “Человек и природа”

Она содержит 2 основных положения:

  1. Это положение опирается на мысль что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде и это обусловило биологическую эволюцию вида. Когда же появился человек, начался обратный процесс, т.е. человек начал воздействовать на природу и видоизменять ее. Таким образом, человек оказался способен к овладению природой.

  2. Человеку удалось наложить на природу “печать своей воли”, благодаря использованию орудий, т.е. благодаря развитию материального производства.

  1. Человек и его собственная психика”. Эта часть содержит также 2 части, которые имеют внутреннюю связь с обоими положениями первой части.

  1. Способность к овладению природой не прошла для человека бесследно: он научился также овладевать собственной психикой, появились произвольные формы деятельности (по другому высшие психические функции). Связь овладения природой с появлением ВПФ Выготский объяснял через двустороннюю связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствие его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. То есть овладение природой и овладение собственным поведением – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

  2. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением также с помощью орудий, но только особого рода – психологических, т.е. знаков. Психологические орудия – искусственные образования, по своей природе они суть социальные, а не органические или индивидуальные приспособления, они направлены на овладение процессами – чужого или своего так, как техника направлена на овладение процессами природы. Примерами могут служить язык, различные форму нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, чертежи и т.д.

  1. Генетические аспекты

Логический переход от второй части к третьей позволяет задать вопрос: “А откуда берутся средства-знаки?”

Первоначально, в фило - и онтогенезе – психологические орудия выступают во внешней, материальной форме, и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, на собственную психику. Интер - индивидуальные отношения превращаются в интра - индивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутренние, т. е. становятся умственными средствами.

Таким образом, ВПФ человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Социальные воздействия определяют способы формирования ВПФ и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными "психологическими орудиями" — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди "психологических орудий" ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования. ВПФ — сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Они представляют собой "психологические системы", которые создаются путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие ВПФ как "психологические системы". ВПФ как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования ВПФ является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Вторая важнейшая черта, характеризующая логику развития ВПФ— их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования ВПФ представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура ВПФ. Психофизиологической основой ВПФ являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию.

Часть звеньев функциональной системы жестко "закреплена" за определенными участками мозга, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., каждая ВПФ связана с работой не одного "мозгового центра" и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие. Теория ВПФ разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки. Детская и педагогическая психология использует представление о ВПФ как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности ВПФ анализирует различия в "культурных" процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей.

В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения ВПФ. В современной нейропсихологии понятие ВПФ является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Т. о., различные области практического применения теории ВПФ подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]