Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go...doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
6.65 Mб
Скачать

Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам

§ 307. Различия в правах по имуществу. Самая важная привилегия дворянства в имущественном отношении состояла в том, что оно пользовалось исключительным правом владеть населенными имениями, которых не могли приобретать даже личные дворяне. Конечно, с отменою крепостного права эта привилегия должна была рушиться. Но, до известной степени, она не потеряла своего значения и в настоящее время. В тех населенных имениях, где уже окончились все обязательные отношения между помещиками и крестьянами, оставшаяся часть земли может быть продаваема всякому свободному обывателю, без различия состояний. Но прежнее различие, установленное для дворянских имений, осталось в тех местностях, где еще не кончился выкуп земли крестьянами. На основании 228 и 229 ст. IX т. Св. зак., приобретение дворянских имений предоставлено всем лицам куплей, наследством или закладом, но с тем, чтобы новый владелец, прежде чем вступит во владение имуществом, покончил обязательные отношения крестьян к бывшему помещику. Эти обязательные отношения могут покончиться по добровольному соглашению с крестьянами, по общему положению о выкупе, когда правительство уплачивает 4/5 всей выкупной суммы, оставляя 1/5 на ответственности крестьян, или на основании особых правил, когда владелец отказывается от 1/5 части выкупных денег в пользу крестьян и требует выкупа на основании одностороннего акта, по собственному своему желанию.

К имущественным привилегиям дворян надо отнести и право их на учреждение так называемых заповедных имений, т. е. таких, которые переходят от одного лица к другому в особом порядке наследования*(996).

За этими исключениями, право приобретения недвижимой собственности распространено в настоящее время на все сословия, кроме лиц, по самому званию своему ограниченных в имущественной правоспособности. Сюда относятся монашествующие. Они не могут приобретать недвижимых имений. Но им дозволено, в пределах обители, устраивать для себя кельи, которые, после смерти их владельца, поступают в монастырскую собственность. Затем, монашествующие могут иметь денежные капиталы, делать вклады в различные кредитные учреждения по своей воле, но с некоторыми ограничениями. Монашествующие, кроме духовных властей (архиереев, игуменов и друг.), лишены права оставлять завещания. Все их имущество должно поступать в монастырскую казну. Духовные власти не могут делать завещания в пользу монашествующих, но могут завещать им драгоценные кресты, образа и другие священные предметы. (Св. зак. т. IX, ст. 259, 262, 266 и 267, по прод.).

Белое духовенство, относительно приобретения имущества, в настоящее время окончательно уравнено с прочими сословиями. Оно ограничено лишь в обязательственных правах, именно - лица белого духовенства не могут быть поручителями по подрядам и поставкам, ходатаями по делам, не имеют права обязываться векселями и т. п.

§ 309. Различия по семейственным правам. В области семейственных отношений существует различие сословий специально по праву усыновления. Для дворянства в этом отношении установлены некоторые ограничительные привилегии. Права дворянства передаются только рождением и браком. Отсюда понятно, что наше законодательство не могло предоставить дворянам тех льгот относительно передачи своего звания через усыновление, какие оно предоставило лицам податных состояний. Усыновление дозволено лишь беспотомственным дворянам, т. е. не имеющим ни нисходящих, ни боковых родственников, ни свойственников той же фамилии. Они могут усыновлять ближайших своих родственников (законнорожденных) или одного из родственников своей жены. Усыновляемому передается только фамилия и герб усыновителя, но отсюда не вытекает никаких прав по наследованию. Усыновление должно быть высочайше разрешено.

На более широких основаниях предоставлено право усыновления купцам. Для лиц податных классов в этом отношении не существует никаких ограничений.

§ 310. По правам торговли и промыслов наше законодательство установляет некоторые ограничительные привилегии 1) для духовенства. Свидетельства купеческие и промысловые не могут быть выдаваемы лицам духовного звания всех вероисповеданий. Но их могут брать оставшиеся после них вдовы и дочери. Затем, лица духовного звания, владеющие недвижимыми имуществами, не могут заниматься в них винокурением; они имеют, однако, право сдавать винокуренные заводы в аренду. 2) Для евреев установлены многочисленные запрещения, как относительно имущественных прав, так и прав торговых. В последнее время возобновлено старое постановление относительно права заниматься раздробительной продажей крепких напитков*(997).

г) Различия по суду. Общая для всех высших состояний привилегия по суду установлена 945 ст. Уст. уг. суд. "Приговоры суда, вошедшие в законную силу прежде обращения их к исполнению, представляются через министра юстиции на усмотрение императорского величества:

1) Когда дворяне, чиновники, священнослужителя всех степеней духовной иерархии или лица, имеющие ордена и знаки отличия, снимаемые лишь с высочайшего соизволения, присуждаются к наказаниям, соединенным с лишением всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ". Независимо от этого установлены известные привилегии по суду для духовенства. До издания судебных уставов, в случае привлечения духовного лица к светскому суду по делам уголовным, суд и следствие могли производиться не иначе как при депутате от духовного ведомства*(998). Эта льгота видоизменена новым уставом уголовного судопроизводства. На основании его некоторые проступки, совершаемые лицами духовного звания, прямо исключены из-под ведомства суда светского и предоставлены духовному суду, на основании общих положений устава духовных консисторий. Но иск о вознаграждении за вред и убытки, по окончании суда духовного, может быть вчинен в общих судах*(999). Если же лицо духовного звания совершает преступление, подлежащее общему суду, то следственная и судебная власть подлежат некоторым ограничениям. На судебного следователя возлагается обязанность о всех своих действиях уведомлять непосредственное духовное начальство подсудимого*(1000). По окончании следствия все следственные акты отсылаются прокурорам на рассмотрение того же начальства, которое возвращает их с своим мнением*(1001). При производстве судебного следствия стороны, участвующие в процессе, могут просить, чтобы заключение духовного начальства было прочитано на суде, но заключение это не стесняет уголовный суд в постановлении приговора по решению присяжных заседателей*(1002). Приговоры, влекущие за собой потерю или ограничение прав состояния духовных лиц, для снятия с осужденных духовного сана, сообщаются подлежащему духовному начальству, с назначением срока, в течение которого должно быть доставлено уведомление о снятии с осужденного его сана*(1003).

Затем, наш закон установляет некоторые изъятия при предварительном заключении в тюрьму. Лица привилегированных состояний должны содержаться в особых помещениях*(1004). Кроме того, лица высшего звания изъемлются от телесных наказаний. Первоначально это изъятие было чисто сословною льготою. Прежде всего оно распространилось на дворянство, а впоследствии и на лиц других состояний. Под именем телесных наказаний общих разумеются в настоящее время бритье головы, наложение оков и наказание розгами. Все эти меры не могут быть применяемы к некоторым лицам 1) по правам их состояния (дворяне, священно- и церковнослужители, почетные граждане и мн. др.)*(1005); 2) по полу (все женщины)*(1006); 3) по образованию (воспитанники высших учебных заведений, кончившие курс в уездных училищах, учителя народных школ и др.)*(1007); 4) по занимаемой должности, хотя бы лица, состоящие в ней и происходили из податного состояния (волостные старшины, сельские старосты, гласные земских собраний на все время отправления своей должности)*(1008); наконец, 5) по возрасту - лица, перешедшие за 70-летний возраст*(1009).

§ 311. Различия состояний по правам поступления на государственную службу. Право поступления на государственную службу в Московской России готово было сделаться сословным правом, правом исключительно служилых людей, из которых впоследствии образовалось наше дворянство. Но нельзя сказать, чтобы это начало когда-либо выдерживалось строго; законодательство всегда должно было прибегать к известным ограничениям этого правила, допускать всевозможные исключения из него. Количество этих исключений дошло в настоящее время до весьма почтенной цифры.

По общему правилу, при поступлении на гражданскую службу известного лица, начальство его должно принять во внимание три обстоятельства: 1) состояние определяющегося на службу, 2) его возраст и 3) познания*(1010). Мы должны рассмотреть соотношения двух начал - состояния и познания. Должно ли начальство, принимающее известное лицо на службу, руководиться исключительно сведениями о состоянии поступающего или другой элемент - образование - уничтожает силу сословных различий?

Наше законодательство соединяет с известными состояниями преимущественные права на поступление в государственную службу. Право поступать на службу принадлежит: 1) детям потомственных и личных дворян; 2) детям чиновников, получивших по чинам право личного почетного гражданства (чин XIV кл.); 3) сыновьям священников, диаконов и церковных причетников; 4) детям коммерц-советников и купцов первой гильдии; 5) сыновьям служителей придворного ведомства и 6) детям канцелярских служителей, ученых художников*(1011). Эти лица, по самому своему состоянию, имеют право поступать на службу. Запрещается принимать на службу: 1) иностранцев; 2) купцов 2-й гильдии и детей их; 3) личных почетных граждан и детей их; 4) почетных граждан из бывшей польской шляхты; 5) мещан и вообще людей, принадлежащих к податным состояниям, 6) церковно-служительских детей, кои ни по рождению, ни по воспитанию не пользуются правом поступления на государственную службу*(1012).

Сила этих чисто сословных различий смягчается тем, что все означенные выше препятствия могут быть устранены получением в одном из учебных заведений надлежащего диплома, с которым соединяется право поступления на государственную службу*(1013). Из этого, конечно, не следует, чтобы образование открывало самый широкий путь к поступлению на службу или вообще к выходу из податного состояния. Правда, приведенное правило соединяет все преимущества с получением диплома и ученой степени. Тем не менее, для поступления в известные учебные заведения для лиц податных классов установлены некоторые ограничения, напр. требуется увольнительный приговор обществ, не особенно благоприятствующих переходу в привилегированное звание.

Затем, Уст. о службе гражданской установляет много изъятий из этих общих правил*(1014). Условия образования все более и более вытесняют прежде установленное различие по состояниям, именно - права лица, имеющего диплом об окончании курса в высшем учебном заведении, по отношению к службе стоят выше прав человека, хотя и привилегированного класса, но не получившего образования. Чтобы указать на сословные различия по правам поступления на государственную службу, необходимо обратиться к такому виду этого поступления, в котором не существует элемента, вытесняющего сословные права. Мы должны рассмотреть постановления нашего законодательства, определяющие поступление в государственную службу на правах канцелярских служителей, без каких-либо преимуществ, даваемых образованием*(1015).

Все те лица, которые поступают в государственную службу по одному праву их происхождения, принимаются в оную в звании канцелярских служителей*(1016).

Канцелярские служители в настоящее время разделяются на три разряда: 1) дворяне потомственные; 2) дети личных дворян, офицеров и чиновников, в каком бы звании они ни родились; 3) сыновья священнослужителей, дьяконов и причетников, поступивших в это звание по окончании курса в академии или в семинарии, а также сыновья пасторов. В прежнее время существовал еще четвертый разряд, к которому относились дети разночинцев, но теперь этот разряд закрывается. С каждым из означенных разрядов соединяются особые преимущества по службе. Преимущества эти главным образом выражаются в сроке, по истечении которого канцелярские служители могут быть произведены в первый классный чин. Лица первого разряда получают этот чин по выслуге 2-х лет, второго разряда - по выслуге 3-х лет и третьего - от 8 до 10-ти лет*(1017).