Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тегако Л.И. Кметинский Е. Антропология. Учебное...doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
12.23 Mб
Скачать

Глава 5. Антропосоциогенез 160

плодов на деревьях и т.п. Одними из древнейших средств обмена информацией считают жест и голосовые интонации. Обилие жес­тикуляции, сопровождаемой различной тональностью голоса у приматов, может служить подтверждением этого предположения.

Современные ученые считают, что стадия австралопитека с точки зрения развития языка являлась переходной от эмо­ционально-образной передачи информации голосовыми звука­ми к абстрактному слову-символу. На стадии древнейших людей слово-символ играло уже значительную роль в общении. Естест­венно, что речь на этой стадии существенно отличалась от со­временной. Реконструкция голосового аппарата неандертальца показала, что гортань у него была расположена очень высоко, а глотка малоразвита, как у маленького ребенка или шимпанзе. Измерение резонансных полостей речевого аппарата по рекон­струкции дало возможность американскому ученому Ф. Либерману, заложив эти данные в ЭВМ, получить голосовую характе­ристику. Оказалось, что древние люди плохо артикулировали звуки «а», «и», «у» и темп их речи был очень медленный. Если современный человек способен произносить до 30 фонетиче­ских элементов в секунду, то древний человек — в 10 раз мень­ше, т.е. он говорил нараспев.

Таким образом, способность обезьян к орудийной деятель­ности, жизнь в сообществах и передача информации сородичам послужили предпосылкой к развитию общественных отноше­ний, абстрактного мышления и речи у формирующихся людей.

Групповой образ жизни позволил высокоразвитым прима­там — прямым предкам человека — перейти к накоплению опы­та, качественно изменив орудийную деятельность.

Наиболее надежный ключ к раскрытию тайны первобытного мышления содержит языкознание, ибо, как подчеркивает А. Ф. Ло­сев (1982), язык является выражением человеческого сознания и мышления. Язык — сложная, постоянно развивающаяся си­стема. Определенным формам языка соответствуют особые типы мышления. Самым древним синтаксическим строем языка был включающий (инкорпорированный), когда не выделялись ни раздельные части речи, ни раздельные члены предложения. Эле­менты такого строя находят в палеоазиатских языках, например в юкагирском (одульском). На этом языке фраза «человек увидел

5.2. Современные представления об основных этапах антропогенеза 161

оленя» обозначалась одним словом «оленьвидениечеловека». Та­кой грамматический строй отражал инкорпорированное мышле­ние, не способное выделить главные предметы, признаки этих предметов, фиксирующие изменения вещей и явлений лишь че­рез ощущения и восприятия, а не при помощи мысленного сравнения. «Отсутствие частей речи в языке, — отмечает А.Ф. Ло­сев, — соответствует отсутствию категорий в мышлении». При таком мышлении предметы и явления природы не отделялись от самого человека, не проводилось различие между живой и нежи­вой природой. Логика инкорпорированного мышления послужи­ла основой для мифологии. Отсюда тотемизм и фетишизм — две формы самого раннего первобытного верования. В общинно-родовую эпоху для всякого мышления ближе всего было понятие о взаимоотношении ближайших родственников по крови, и вся окружающая природа рассматривалась сквозь призму этих взаи­моотношений. Следовательно, мифологичность первобытного сознания не была случайной, она вытекала из постепенного ов­ладения природой и развития мыслительных процессов у перво­бытного человека.

Наблюдения над племенами, сохранившими родовой строй (австралийские аборигены, племена Индии и Филиппин), позво­ляют проследить развитие таких форм общественного сознания, как искусство, идеологические представления, наука, возникно­вение которых безусловно связано с трудовой деятельностью че­ловека. Советский исследователь А.Д. Столяр (1985) на основа­нии анализа рисунков палеолитического искусства и других археологических материалов высказал гипотезу, согласно кото­рой одной из наиболее элементарных форм творчества была примитивная скульптура животных, сделанная из глины. Перво­бытный человек придавал ей магическое значение: она должна была обеспечить успех на охоте. Скульптуру одевали в шкуру убитого зверя и прилаживали к ней голову того же животного, исполняли вокруг нее ритуал, имитирующий этапы охоты. Поз­же в результате уплощения скульптуры возникла барельефная лепка, знаменующая новый шаг в развитии абстрактного мыш­ления. Со временем она трансформировалась в рисунок. Таким образом, тезис Ф. Энгельса о влиянии труда на биологическую изменчивость человека и становление его как общественного су­щества подтверждается объективными данными.