Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Приемная семья. Методичка.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
1.16 Mб
Скачать

Глава III. Проблемы профилактики безнадзорности (социально-педагогические аспекты).

Детерминанта детской безнадзорности – кризис семьи. Что необходимо помнить специалисту по решению проблем безнадзорного ребенка?

Необходимо исходить из того, что проблемы кризисной семьи обуславливают появление устойчивых личностных новообразований и стилей поведения. У детей-безнадзорников происходят искажения процесса идентификации личностного «я». Ситуации, которые ребенок из здоровой семьи интерпретирует как приемлемые, ребенок из семьи кризисной интерпретирует как неприемлемые. Отсюда следует агрессивный стиль поведения со взрослыми и (или) замкнутость как одна из сторон агрессивного стиля общения. Наблюдения за детьми, воспитывающимися в центрах социальной реабилитации, показывают, что безнадзорные дети чаще других «застревают» на своем прошлом. Для них объективными психотравмирующими факторами являются ситуации, когда необходимо дифференцировать свое поведение. Агрессивность носит защитный характер и сопровождается внутренними переживаниями.

Тактики взаимоотношений с детьми-безнадзорными мы строим исходя из внутренних переживаний. Самое трудное для ребенка – разобраться в своей ситуации. Для этого мы пытаемся «возвратить его в детство». Ситуация «дом» для такого ребенка есть состояние безысходности, она сопровождается потерей безопасности и как исход – самоизоляция. Роль специалиста центра «Семья» или центра социальной реабилитации – очень внимательно изучить ситуацию «дом» и вместе с ребенком найти его место. В настоящее время в педагогике произведена классификация ситуация ухода ребенка из дома. Она делится на фазы: «до ухода или бегства», «собственно уход из дома», «привыкание к уходу из дома», «бродяжничество как стиль жизни», «деградация человеческой личности» (см. А.В.Гоголева «Проблемы профилактики и социально-педагогической реабилитации безнадзорности, беспризорности, бродяжничества», автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Ульяновск, 2004).

При составлении индивидуального плана комплексной реабилитации безнадзорного ребенка (исходя из личного опыта, руководствуясь научными открытиями в области социальной реабилитации) мы предлагаем исходить из реальных жизнеобеспечивающих пространств реабилитации; времени, которое отводится на реабилитацию; системы внешнего сопровождения (ресурсного обеспечения); личностных особенностей ребенка.

Центральным субъектом реабилитации ребенка должна стать семья (биологическая или замещающая). Уход от данного субъекта (замена его интернатным учреждением) – совершенно иная (неальтернативная) ситуация.

В настоящем аспекте семья рассматривается как безальтернативный субъект ресоциализации безнадзорного ребенка.

С нашей точки зрения самыми продуктивными идеями по созданию индивидуальных программ комплексной реабилитации является «воспитание отношений» (Мясищев В.Н., Католиков А.А., Макаренко А.С., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Донцов А.И.).

Для безнадзорных детей характерна повышенная виктимность. Поэтому готовность противостоять аморальным действиям – одно из требований педагогического, психологического воздействия при организации индивидуальных программ ресоциализации и реабилитации ребенка. Мы исходим из посылки, что умение сказать «нет» формируется на уровнях: ценностей, мотивов, операций, эмоций (Савченко Е.А.).

Необходимо учитывать, что бродяжничество есть новый образ жизни ребенка вне семьи, и самим ребенком он воспринимается как «единственно позитивный в его ситуации исход». Другими словами, ребенок живет, как бродяга.

Для таких детей временная изоляция (помещение в приют) не является доминантным фактором в изменении стиля поведения и образа жизни.

Необходимо согласиться с рядом авторов (например, Гоголевой А.В.), что восстановить утраченные социальные связи у детей-бродяг за короткий период реабилитации в приюте – практически невозможно.

Хорошо, когда это понимают и создают новое отношение: «клиент» - «социальное учреждение». Субъектами этих отношений (помимо ребенка) могут стать и центры «Семья». Для решения этих вопросов у нас повсеместно практикуется открытие отделений дневного пребывания на базе центров «Семья».

На базе отделений центра «Семья» поведение ребенка изучается на уровнях: «взаимодействие со сверстниками», «взаимодействие со взрослыми», «взаимодействие с родителями или лицами их заменяющими». Внутренняя согласованность оценивается по результатам активных действий ребенка.

Опыт показывает, что продуктивным является технологический путь формирования стилей поведения: «от агрессии, соперничества» к «сотрудничеству и компромиссам» при условии внутренней согласованности и самозащищенности. При этом ребенок переходит к интерпретированию своих поступков по «объектным», «обстоятельным» причинам, а не только по «личностным», «удобным» причинам.

Таким образом, осознание неравнозначности причин ухода ребенка из семьи и диагностика ситуации в семье есть базис организации первичной, вторичной и третичной профилактики детской безнадзорности. Технологии (программы) ресоциализации детской безнадзорности всегда личностно ориентированы. Семья – основной субъект реабилитации.