Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции_История эк.уч_полные.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.99 Mб
Скачать

«Два лезвия ножниц»

Маршалл предложил использовать понятие равновесной цены. Когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; нали­цо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равнове­сии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

График равновесной цены, предложенной Маршаллом, использу­ется во многих учебниках по экономическим наукам (рис. 3).

Цена

Кривая предложения

Объем производства

Рис. 3. График равновесной цены

Подход Маршалла к трактовке цены и проблеме ценообразования опирается как на теорию производственных издержек, так и на поло­жения австрийской школы о предельной полезности. Он учитывает как объективную (издержки производства), так и субъективную (по­лезность благ) оценки. В приложении к своей основной работе Мар­шалл писал: «Принцип издержек производства и принцип конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно срав­нить с одним из лезвий ножниц».

Руководство к поведению в практической жизни

Поясняя, почему модель спроса и предложения, на основе которой формируются цены, в течение целого столетия составляет ядро теории политической экономии, один из авторов популярного пособия отме­чал: «Причина такого долголетия не в том, что модель точно отражает действительность, а в том, что она просто и убедительно приводит к ясным и однозначным выводам. Эти выводы могут применяться для анализа различных экономических проблем. Данная модель далека от всеобъемлющей картины действительности, но она в простой форме описывает некоторые из действующих в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты реальной жизни».

Одна из заслуг Маршалла — предложенное им разграничение крат­косрочного и долгосрочного периодов. Это позволило не противопос­тавлять, а соединить трудовую теорию стоимости и теорию предель­ной полезности, выработать общую концепцию. Положение Маршал­ла о «двух лезвиях ножниц» — взаимосвязи спроса и предложения — помогает понять действие двух сил — издержек, технологии производ­ства и потребительских предпочтений в определении цен.

Маршалл явился основателем кембриджской школы. Но его влия­ние выходит за ее пределы. По сути, он — родоначальник весьма ши­рокого и авторитетного направления в экономической науке, полу­чившего распространение прежде всего в англосаксонских странах.

На концепцию Маршалла, его методологию, предложенную им терминологию опираются экономисты, представляющие неокласси­ческую школу, являющиеся приверженцами «Экономикса».

Теоретический анализ Маршалла в известной мере ограничен. Слишком унифицированные схемы и логические понятия в какой-то мере упрощают действительность. Это понимал Маршалл, но не все­гда учитывают современные авторы.

7.3.2. Экономическое учение Дж. Б. Кларка

Джон Бейтс Кларк (1847—1938) — основатель «американской школы» маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в. Он родился в г. Провиденс штата Род-Айленд в США. После окончания Амхертского колледжа (США) учился в европейских университетах Гейдельберга (Германия) и Цюриха (Швейцария), хотя при этом дваж­ды был вынужден прерывать обучение, чтобы помочь вести дела на принадлежавшем семье предприятии. Своим учителем и наставни­ком по политической экономии считал преподававшего в Гейдельберге -профессора Карла Книса — одного из родоначальников «исторической школы» Германии.

По возвращении в США Дж.Б. Кларк занимался в основном преподавательской деятельностью, вначале (1872—1895) в качестве профессора экономики в ряде американских колледжей, в том чис­ле в Карлтонском колледже (Миннесота), где среди его студентов был ставший впоследствии крупным ученым-экономистом Т. Веблен, затем (1895—1923) — в том же качестве в Колумбийском университете. Являясь одним из инициаторов создания Американс­кой экономической ассоциации, он стал третьим ее президентом и занимал этот пост в течение 1893—1895 гг.

Сочинения этого ученого, в том числе фундаментальные, были опубликованы в 80—90-х гг. XIX в. Из них наиболее значимы книги «Философия богатства» (1886) и «Распределение богатства» (1899), в которых, особенно в последней, ему удалось углубиться в наибо­лее популярные в ту пору маржинальные идеи и обозначить не­ординарные положения и даже, как он называл их, «законы» эко­номической науки.

В создании богатства участвуют разные факторы. Однако авторы «трехфакторной концепции» не отвечают на вопрос, по какому крите­рию происходит распределение дохода. Каков закон распределения, обеспечивающий каждому фактору ту долю продукта, которую он соз­дает?

Проблему распределения классическая школа рассматривала в ка­честве составного элемента общей теории ценности. Цены товаров складывались из долей вознаграждения производственных факторов. Для каждого фактора существовала своя теория.

Уровень заработной платы определялся издержками производства «привычного» набора средств существования. Рента представляла дифференцированный доход, образуемый на наиболее плодородных землях сверх предельных издержек земледельца. Прибыль на капитал рассматривалась в виде остаточной части дохода.

Согласно взглядам австрийской школы доходы факторов образо­вывались как производные величины от рыночных цен на производи­мые продукты.

Попытку найти общую основу ценности как факторов, так и про­дуктов на базе единых принципов предприняли экономисты неоклас­сической школы. Американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847—1939) задался целью «показать, что распределение обществен­ного дохода регулируется общественным законом и что этот закон, действуй он без сопротивления, дал бы каждому фактору производст­ва ту сумму богатства, которую этот фактор создает». Уже в формули­ровке цели содержится резюме — каждый фактор получает ту долю продукта, которую он создает. Все последующее содержание книги представляет подробное обоснование этого резюме — аргументы, ил­люстрации, комментарии.

В отличие от своего английского коллеги Кларк уделяет основное внимание не комплексному анализу, не систематизации исходных по­ложений, а главным образом проблеме распределения. Этому посвя­щены две книги: «Философия богатства» (1886) и «Распределение бо­гатства» (1888).

Стремясь найти принцип распределения дохода, который опреде­лял бы долю каждого фактора в продукте, Кларк использует концеп­цию убывающей полезности, которую он переносит на производст­венные факторы. При этом теория поведения потребителей, теория потребительского спроса заменяется теорией выбора производствен­ных факторов. Каждый предприниматель стремится найти такую комбинацию применяемых факторов, при которой обеспечивается мини­мум затрат и максимум дохода.

Кларк рассуждает следующим образом. Берутся два фактора. Если один из них принять неизменным, то применение другого фактора по мере его количественного увеличения будет приносить все меньший доход.

Это утверждение иллюстрируется на примере соотношения труда и капитала. Труд приносит его владельцу заработную плату, капитал — процент. Если нанимаются дополнительные работники при том же капитале, то доход увеличивается, но не пропорционально увеличе­нию числа новых работников.

Предельный продукт определяет цену фактора

Кларк исходит из того, что производительность каждого дополни­тельного работника будет падать. «Предельный», т.е. дополнительный продукт последнего, наименее производительного работника, будет определять величину оплаты труда (заработной платы) этого работни­ка и всех остальных.

При том же самом капитале можно затрачивать различные количе­ства труда и наоборот. Так, в хлопчатобумажном производстве один человек может одновременно работать на одном, двух, трех, пяти и да­же восьми и более станках. Экипаж одного и того же корабля может состоять из восьмидесяти, девяноста, ста и более матросов.

Чем больше будет затрачено труда, тем полнее будет использован капитал, лучше будут работать машины, меньше будет порчи материа­ла на фабрике, быстрее будет маневрировать судно.

Если увеличивать затраты труда при том же капитале или затраты капитала при том же труде, то продукт хоть и увеличится, но не про­порционально увеличению изменившегося фактора.

Если на лодку посадить двух гребцов вместо одного, то она пойдет быстрее, но не в два раза. Если в два раза увеличить подвижной состав железной дороги, то это вовсе не значит, что провозная способность увеличится в два раза. Ткач на четырех станках сработает больше, чем на одном, но не в четыре раза.

При найме рабочих обычно имеется граница, которую предприни­мателю невыгодно превышать. На судне могут работать 100 матросов, но 105 справятся с работой лучше. Пять дополнительных матросов оказываются на границе, позволяющей улучшить использование суд­на, но не приносящей его владельцу дополнительного дохода.

Фонд заработной платы представляет собой «предельный про­дукт», умноженный на число работников (а «первоначальные» работники более производительны). Разница, образующаяся между вели­чиной созданного продукта и той частью, которая составляет фонд заработной платы, представляет собой процент — доход предприни­мателя.

Итак, предельный работник (или группа работников) получает полный продукт своего труда. С позиции предпринимателя, который может нанять дополнительных работников, не извлекая при этом до­полнительного дохода и не неся убытков, эти работники находятся (по терминологии Кларка) в «зоне безразличия».

Наем дополнительных работников происходит до тех пор, пока предельный продукт труда не уравняется с «нормальным» уровнем заработной платы

Предельный продукт труда — своего рода «стандарт». Как уже от­мечалось, продукт труда дополнительных работников устанавли­вает уровень заработной платы всех работников, т.е. все работники одной квалификации получают то же, что и предельные (дополнительные) работники той же квалифи­кации.

Таким образом, суть «закона» Дж.Б. Кларка сводится к следую­щему: фактор производства — труд или капитал — может приращи­ваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с его же ценой (например, численность работающих на предприятии возможно увеличивать лишь до опре­деленного предела, т.е. пока данный фактор не вступил в «зону без­различия»). Действие этого «закона» в практике хозяйствования пред­полагает, что стимул увеличивать фактор производства исчерпывает себя, когда цена этого фактора начинает превышать возможные до­ходы предпринимателя. Следовательно, Дж.Б. Кларк является одно­временно и предшественником современных теорий, связанных с пробле­матикой оптимизации структуры издержек производства.

Весь продукт труда, по Кларку, поступает работнику в том случае, если он является одновременно и рабочим, и капиталистом. Когда же рабочий и собственник капитала — разные лица, то определить, «ка­кое количество продукта обязано своим происхождением только тру­ду», оказывается невозможным. Представим, что станки, оборудова­ние вследствие их износа полностью утратили для владельцев свою полезность, к этом случае весь продукт, который станки и машины помогают создавать, будет принадлежать людям, которые на них рабо­тают. «Весь продукт, создаваемый путем использования самых плохих орудий, которые вообще сохраняются в действии, достается работаю­щим на них людям».

«Уровень заработной платы выравнивает конкуренция. Отклоне­ния от «стандартов» выравниваются».

Аналогичный ход рассуждений приложим и к образованию про­цента. Если принять неизменным количество труда, то по мере увели­чения единиц основного капитала (числа станков) процент в силу падения производительности применяемого капитала будет умень­шаться. Владелец капитала получит свою долю дохода (процент) в со­ответствии с доходом «предельной единицы».