Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Шаманина - Противодействие легализации преступных доходов в банковской деятельности

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
2.31 Mб
Скачать

Обязанности кредитных организаций в области ПОД/ФТ в Германии определены в Законе о борьбе с отмыванием денег. Прежде всего, это обязанность по идентификации клиентов, которая проводится в следующих случаях [136]:

при любых устанавливаемых на длительный срок деловых отношениях;

при финансовых сделках, превышающих предельную сумму 15 тыс. евро

(операции с денежными средствами, с ценными бумаги и драгоценными металлами).

К обязанностям кредитных организаций относится также установление экономической правомерности как сделок, так и действий клиента. Для этого кредитная организация должна получить достоверную и полную информацию о его хозяйственной деятельности. При возникновении сомнений, обусловленных внешними обстоятельствами, кредитная организация должна принять соответствующие меры для проведения идентификации.

Кредитная организация обязана регистрировать и хранить документацию,

полученную в ходе идентификации. Формы хранения могут быть самыми разными: например алфавитное хранилище для дел, банк данных. Обязательный срок хранения документации составляет 6 лет.

В Германии также законодательно определены меры защиты против ОД/ФТ при корреспондентских банковских отношениях. Для предотвращения ОД/ФТ,

кредитные организации обязаны соблюдать следующие меры предосторожности:

максимальная тщательность при выборе банка-корреспондента;

проверка наличия лицензии на проведение определенных банковских операций (независимо от местонахождения кредитной организации);

для кредитных организаций, находящихся за пределами государства -

члена ЕС или государства - члена Базельского комитета, необходимо дополнительно запрашивать персональный состав руководства и собственников, а

при необходимости и баланс;

в отношении кредитных организаций, располагающихся в странах, где законодательство не обеспечивает эффективной борьбы с ОД/ФТ, следует принимать дополнительные превентивные меры [103].

91

Таким образом, опыт Германии в области ПОД/ФТ при корреспондентских банковских отношениях представляется целесообразным использовать в целях повышения эффективности систем ПОД/ФТ российских кредитных организаций.

В Италии борьба с преступлениями в финансовой сфере была начата раньше, чем во многих других европейских странах.

Так, в 1982 году был принят Закон №646 «О борьбе с мафией», который разрешал проверку банковских счетов лиц, подозреваемых в причастности к преступным группировкам, и расследование произведенных ими операций по продаже недвижимости. Правоохранительные органы Италии наделены правом вести изучение образа жизни, материального положения, источников доходов граждан, подозреваемых в принадлежности к преступным синдикатам, и членов их семей (жен, детей), а также физических и юридических лиц, чьим имуществом и средствами подозреваемые могут прямо или косвенно распоряжаться.

Кроме того, в Италии лиц, причастных к легализации (отмыванию) доходов и имущества, полученных преступным путем, могут лишить свободы на срок от 7 до 12 лет и подвергнуть крупному денежному штрафу. Для должностных лиц, использующих свое служебное положение, период наказания за такие же преступные деяния может быть увеличен. Законом №197, принятым в 1991 году,

была введена система контроля, включающая:

запрет оборота ценных бумаг на предъявителя;

обязательное указание бенефициара при совершении операции на крупную сумму;

ограничение максимальной суммы денежных средств на счетах на предъявителя до 20 миллионов лир (c 01.03.2003 года – 10 000 EUR) .

Роль органа финансовой разведки, в который поступают сведения о подозрительных операциях, выполняет специальный орган Банка Италии – UIC

(Ufficio Italiano dei Cambi), наделенный следующими функциями:

статистический учет и оперативный анализ платежного баланса Италии;

управление валютными резервами;

92

предупреждение и борьба с легализацией (отмыванием) преступных доходов, путем финансового анализа и разведки.

UIC функционирует в тесном взаимодействии с подразделениями Финансовой гвардии. Финансовая гвардия – это силовая структура,

осуществляющая специальные расследования подозрительных финансовых операций, обнаруженных UIC. Основной целью подразделений гвардии является выявление источников доходов и определение состава имущества обвиняемых и подозреваемых.

При установлении в ходе специального расследования фактов нарушения закона, информация доводится до Главного прокурора, который принимает решение о начале уголовного расследования.

Таким образом, необходимо отметить, что в рамках системы ПОД/ФТ Италии Финансовая гвардия осуществляет оперативно-розыскную деятельность, в

то время как функции ПФР Италии – UIC состоят исключительно в информационно-аналитической обеспечении. Кроме того, в компетенцию Финансовой гвардии входят контрабанда и организованная преступность в финансовой сфере.

Обобщая изложенное отметим, что, несмотря на множество международных рекомендаций, единых подходов к организации работы в области ПОД/ФТ в банковских учреждениях разных стран пока нет. В каждой стране есть свои особенности организации данной работы. Однако есть и общие принципы данной работы. Практически во всех развитых зарубежных странах приняты законы в области ПОД/ФТ, созданы подразделения финансовой разведки, разработаны специальные программы и установлены пороговые суммы для контроля.

Во многих странах разработаны специальные инструменты, которые банки применяют для управления рисками, связанными с ОД/ФТ: индикаторы для определения подозрительных операций, установление пороговых значений операций, наличие специальной отчетности и баз данных, разработка специальных программ и программного обеспечения, а также корпоративной стратегии в целях ПОД/ФТ.

93

Анализ международного опыта мер в области ПОД/ФТ показывает, что привлечение к ответственности за легализацию в зарубежных странах предусматривает как уголовную ответственность, так и экономическую (широкое использование штрафов, конфискации и даже возврат конфискованных средств иностранным государствам, участвующим в расследовании преступления). Мы полагаем, что данная практика выдержала испытание временем и вполне успешно зарекомендовала себя.

Безусловно, такие меры борьбы помогают проводить более эффективную борьбу с данным явлением. В этой связи, отметим, что данный механизм необходимо применять и в системе российского законодательства, что, на наш взгляд, окажет положительное влияние на развитие отечественной системы ПОД/ФТ.

Наказание за ОД/ФТ не должно сводиться только к уголовной ответственности отдельных лиц. Необходимо наличие системы, которая предусматривала бы возможность применения широкого спектра мер финансового характера (штрафов, арестов, конфискации имущества и денежных средств).

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что наиболее развитые в мире институты ПОД/ФТ в банковской деятельности существуют в США и странах - членах Европейского союза.

Первостепенное отличие действующих механизмов ПОД/ФТ в рассмотренных нами странах состоит в следующем:

в США используется система тотального контроля, в соответствии с которой кредитные организации обязаны сообщать о любой операции на сумму свыше 10 тыс. долларов США независимо оттого, вызывает ли она подозрение или нет;

в Европе действует другой принцип, в соответствии с которым необходимо сообщать не обо всех сделках на сумму свыше определенного порогового значения, а только о тех, которые по тем или иным причинам

вызывают подозрение. Причем эта обязанность вменяется не отдельным

94

банковским работникам, а банку как учреждению, то есть ответственность за реализацию исполнения законодательства несет непосредственно руководство банка.

Российская система ПОД/ФТ отличается от большинства зарубежных систем ПОД/ФТ, прежде всего, повышенной степенью детализации правил и процедур, описанных в законах и подзаконных нормативных актах, относительно жесткой регламентацией деятельности кредитных организаций в рамках ПОД/ФТ38.

Распределение национальных систем ПОД/ФТ по признаку формализации государственного контроля над банками представлено на (рис. 13.)

Низкая степень

Высокая степень

формализации

формализации

 

 

 

 

 

США

 

Россия

Великобритания

 

Швейцария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Австрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Германия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13. Степень формализации государственного контроля над банками. (Источник: данные Банка России)

Кроме того, российским кредитным организациям отведена достаточно пассивная роль в системе ПОД/ФТ. По существу эта роль сводится к регистрации, хранению и передаче информации об операциях (сделках),

подлежащих обязательному контролю. В свою очередь, бремя проведения финансовых расследований в России в большей степени лежит не на самих банках, а на Банке России и Росфинмониторинге, которые выступает в роли

«фильтра» по обработке и анализу информации, стоящего между банковской системой и правоохранительными органами.

При этом в большинстве зарубежных систем ПОД/ФТ в подразделение финансовой разведки поступают сведения, уже в существенной степени

38 См.: Основные результаты исследования по вопросам противодействия использованию банковской системы в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выполненного ЗАО «Делойт и Туш СНГ» в соответствии с договором, заключенным с Банком России // www.cbr.ru.

95

переработанные («отфильтрованные») в самих банках, которые по существу и занимаются финансовыми расследованиями.

Представленная ниже информация дает представление о том, насколько тщательнее «дозируют» информацию, направляемую в подразделения финансовой разведки, иностранные банки в сравнении с российскими банками

(таблица 11). Данные таблицы 11 следует понимать с учетом масштабов банковских систем.

Таблица 11. Количество сообщений, переданных банками разных стран в органы финансовой разведки.39

Страна

 

 

 

Количество сообщений за год

 

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Россия

8,4

млн.

8,5 млн.

6 млн.

7,5 млн.

8,9 млн.

9,5 млн.

10,2 млн.

США

1,1

млн.

1,9 млн.

2,1 млн.

1,7 млн.

1,9 млн.

2,7 млн.

нет

 

 

 

 

 

 

 

 

данных

Великобритания

220 тыс.

180 тыс.

240 тыс.

320 тыс.

410 тыс.

390 тыс.

490 тыс.

Франция

12,5 тыс.

14,6 тыс.

17,3 тыс.

19,2 тыс.

22,8 тыс.

26 тыс.

27,5 тыс.

Гонконг

16

тыс.

18,2 тыс.

19,1 тыс.

22,4 тыс.

26 тыс.

28,6 тыс.

29,5 тыс.

В рассматриваемых зарубежных странах государственные органы исходят из понимания, что банки по определению лучше, чем орган финансовой разведки и надзорный орган знают своих клиентов и понимают их операции. Поэтому они полагают, что направлять в орган финансовой разведки следует уже

«отфильтрованную» информацию о подозрительных операциях, которая с высокой степенью вероятности будет использована правоохранительными и надзорными органами.

Существуют серьезные аргументы в пользу того, что национальные системы ПОД/ФТ, построенные на принципе предоставления банкам широких прав и полномочий в области ПОД/ФТ, исходящие из приоритета содержательной стороны работы над стороной формальной, являются наиболее передовыми и эффективными (если использовать традиционное понимание эффективности как соотношение результатов и затрат ресурсов на их достижение).

39 Источник: составлено автором с использованием информационно-аналитических материалов Банка России, Росфинмониторинга и подразделений финансовых разведок представленных зарубежных стран - http://www.cbr.ru/; http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports; http://www.fincen.gov/news_room/rp/annual_report.html; http://www.economie. gouv.fr/ tracfin /rapports-annuels; http://www.ird.gov.hk/eng/ppr/are.htm.

96

Проведенное исследование и сравнение национальных систем ПОД/ФТ позволяет сделать однозначный вывод, что акцент должен быть смещен на внутренний контроль банков.

Во-первых, такие системы ПОД/ФТ повышают результативность работы государственных органов по выявлению в результате мониторинга банковских операций противоправной, общественно опасной деятельности и, соответственно,

пресечению этой деятельности. Во-вторых, передовые системы ПОД/ФТ способствуют снижению затрат, расходов в масштабах всей экономики на проведение работы в области ПОД/ФТ за счет достижения максимально полного совмещения, гармонии интересов банковского сектора с интересами государства.

Акцент делается на том, чтобы банки самостоятельно и в собственных интересах выстраивали систему внутреннего контроля, нацеленную на управление рисками,

связанными с обслуживанием клиентов40.

Таким образом, опыт США и европейских стран может быть использован при решении в России вопроса развития механизмов противодействия легализации незаконных доходов в банковской системе.

Стоит также отметить, что с внедрением экстерриториального американского закона FATCA появляется необходимость пересмотра странами национальных законодательств, в том числе российского, в части информационного обмена налоговых органов и соблюдения банковской тайны.

Исходя из того, что большинство стран будет вынуждено согласиться с требованиями экстерриториального закона FATCA, мировую банковскую систему ждет трансформация путем перехода к большей прозрачности.

При этом надо понимать, что недостаточно продуманное и поспешное копирование даже самого передового зарубежного опыта, без предварительной оценки готовности национальных властей и деловых кругов принять эти перемены может привести не к повышению эффективности системы ПОД/ФТ, а

наоборот, к отрицательным результатам. Кроме того, отметим, что важным шагом

40 Знали своих клиентов и понимали экономическую природу их бизнеса, проводили должную проверку операций клиентов и отказывались от обслуживания клиентов с сомнительной репутацией и непрозрачной моделью бизнеса.

97

на пути к эффективному функционированию любой системы ПОД/ФТ является понимание экономического содержания процесса легализации (отмывания)

незаконных доходов, его проявлений и последствий. Для того, чтобы определить какую информацию следует анализировать в целях контроля за отмыванием незаконных доходов далее будут подробно рассмотрены современные способы,

экономические схемы и классификация моделей легализации (отмывания)

незаконных доходов в банковской системе.

2.2. Анализ современных способов, моделей и экономических схем

легализации незаконных доходов в банковской системе.

По оценкам Федеральной службы государственной статистики (Росстат),

около четверти экономики в России находится в теневой зоне [167].

Уязвимость банковской системы перед попытками ее использования в целях легализации (отмывания) незаконных доходов очевидна. Причина в том, что субъекты банковской системы сосредоточивают у себя значительное количество высоколиквидных капиталов для оказания широкого спектра услуг. Это обстоятельство создает предпосылки для совершения различного рода операций с использованием денежных средств, приобретенных незаконным путем.

Таким образом, сущность процесса легализации незаконных доходов заключается во введении теневых капиталов в легальный оборот через банковские учреждения, предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

При этом стоит отметить, что существуют определенные сигналы, которые могут свидетельствовать о возможном наличии в настоящее время или в ближайшее будущем проблем в кредитной организации, в том числе о вовлечении кредитной организации в процесс легализации незаконных доходов41:

негативная информация из СМИ (потеря деловой репутации);

смена руководства;

41 Шаманина Е.И. Превентивные меры по предотвращению легализации незаконных доходов в банковской системе// Сборник материалов международной научно-практической конференции «Модернизация финансовокредитных отношений в условиях инновационной экономики», ФГБОУВПО «Государственный университет управления», Москва, 2011.

98

ненаправление или несвоевременное направление сведений в Росфинмониторинг по операциям, подлежащим обязательному контролю;

наличие неисполненных платежных поручений;

наличие отозванных и задержанных платежей;

высокая доля депозитов до востребования (возможно неконтролируемое изъятие депозитов (особенно в условиях кризиса);

резкое изменение структуры платежей (при достаточно однородной структуре платежей в прошедшие 6 месяцев и ранее);

большой процент безнадежных ссуд;

в кредитной организации обслуживаются (заемщики/клиенты)

предприятия, которые признали факт дефолта, особенно, если они являются

крупными клиентами;

пограничные значения норматива достаточности капитала и нормативов ликвидности;

ограниченное количество клиентов;

рост просроченной задолженности;

кредитный портфель кредитной организации не диверсифицирован;

наличие значительного количества жалоб от заемщиков - физических

лиц.

Очевидно, что размещение в банковской системе доходов, полученных в результате совершения незаконных действий, имеет для нее крайне негативный характер, угрожает ее устойчивости, интересам добросовестных кредиторов и вкладчиков.

Так, по некоторым опубликованным в официальных источниках данным,

ежегодно в мире легализуется от 1 до 3 трлн. долларов США [160].

Следует отметить, что в мировой науке существует много различных точек зрения на модели отмывания денег, включающих в себя различное количество разнородных стадий, этапов и т.д.

99

Далее рассмотрим основные из них более подробно, обобщим наиболее распространенные на сегодняшний день способы легализации (отмывания)

незаконных доходов, а также представим процесс отмывания денег,

осуществляемый наличным и безналичным путем.

Модель круговорота отмывания денег была предложена швейцарским ученым Цюндом А. во время публичных лекций в высшей школе Сант Галена 9 и 17 июня 1989 г., а позже рассмотрена в опубликованных им статьях[154].

В основе данной модели лежит сходство процесса «отмывания» денег с круговоротом воды в природе. Цюнд А. подразделяет процесс «отмывания» на составляющие, аналогичные составляющей круговорота воды. Указанная модель состоит из структурных компонентов механизма криминальной легализации. В

результате выполнения полного цикла (кругооборота) осуществляется

«отстирывание грязных денег» и их последующее инвестирование в официальный бизнес.

Двухфазовая модель отмывания денег, согласно которой основными стадиями легализации являются отмывание денег (money laundering) и

возвращение их в оборот (recycling) [95, 96]. Эти стадии соответственно относятся

котмыванию первой и второй степени:

первая степень представляет собой отмывание денег, полученных непосредственно от совершенного преступления. Отмывание первой степени осуществляется путем обмена денег на купюры иного достоинства или другие виды валют (краткосрочные операции);

вторая степень представлена краткосрочными и долгосрочными операциями, посредством которых предварительно отмытым деньгам

(имуществу) придается видимость полученных из законных источников и они вводятся в легальный оборот.

Данная модель применяется в основном для отмывания небольших и нерегулярных противоправных доходов. При применении преступниками в ходе отмывания подобной модели, очень часто используются игорные предприятия,

спекулятивные биржевые сделки и сделки с недвижимостью, а также смешивание

100