Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Никифоров.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
260.1 Кб
Скачать

Глава 2

Философия как мировоззрение

2.2. Философское мировоззрение

Приблизительно в одно время, в VII—VI вв. до н.э., в Индии, Китае, Греции возникает и начинает быстро разви­ваться новый — философский — тип мировоззрения. В чем его отличие от мифологического мировоззрения? Для меня здесь важно подчеркнуть три пункта. Во-первых, это отказ от антропоморфизма: философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих вза­имоотношений на мир. Во-вторых, философское мировоззре­ние постепенно заменяет чувственные образы, на которых покоится миф, абстрактными понятиями. Наконец, в-треть­их, ассоциативные связи образов мифа философское миро­воззрение заменяет логическими связями понятий. Конеч­но, это происходит постепенно. Первые философские пост­роения еще наполнены элементами мифологии. У Фалеса мир еще полон богов. Гераклит говорит о Солнце как о жи­вом существе, за которым присматривает богиня справедли­вости Дике и ее слуги Эринии. У Эмпедокла все процессы в мире обусловлены борьбой любви и ненависти. Однако по­степенно все эти мифологические и антропоморфные эле­менты исчезают. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и земля Ксенофана заменяются у Парменида аб­страктным понятием бытия. Если до Парменида философы лишь провозглашали свои тезисы, то Парменид впервые прибегает к логическому доказательству, которое у его уче­ника Зенона приобретает уже отчетливую форму доказатель­ства от противного, опирающегося на закон исключенного третьего.

Так формировалось философское мировоззрение, вклю­чавшее в себя и первые научные знания — математические, астрономические, медицинские. Оно было столь же целост­ным, как миф, но в отличие от мифа было абстрактным и рациональным.

С возникновением философского мировоззрения у нас по­являются три типа мировоззрения: обыденное, мифологи­ческое и философское, которые взаимно влияют друг на дру­га. Если обыденное мировоззрение ранее целиком находи­лось под влиянием мифа, то теперь оно начинает испыты­вать воздействие философских учений. Философия способ-

34

ствует разложению мифа и переходу от мифа к монотеисти­ческой религии. Ксенофан почти за пятьсот лет до возник­новения христианства подверг философской критике поли­теизм древних мифов и пришел к идее единого бога. И до сего времени религиозное и философское мировоззрение со­перничают за влияние на обыденное мировоззрение. Однако и философия испытывает постоянное воздействие со сторо­ны обыденного мировоззрения. Последнее вырастает из ре­альной повседневной жизни, поэтому оно более чувствительно к изменениям этой жизни — к изменению образа жизни, деятельности, окружающей среды и т.п. Эти изменения ли­шают интереса одни проблемы и выдвигают на первый план другие. И эта смена общественных интересов, будучи осоз­нана на уровне обыденного мировоззрения, передается в философию и приводит к построению все новых философс­ких систем.

Так, у ионийцев, находившихся почти еще целиком под влиянием господствующей мифологии, центральной пробле­мой становится проблема первоначала всего сущего. Круше­ние республики и укрепление императорской власти в Риме, связанное с уничтожением республиканских свобод и прав граждан, выразилось в распространении стоицизма и скеп­тицизма в римской философии; средневековые философы спо­рят о природе Бога, о теодицее и т.п.; успехи науки пере­ключают внимание философов на вопросы познания, и т.д. Философия дает ответы на те вопросы, которые ставит пе­ред ней обыденное мировоззрение. И эти ответы принимают форму философских систем.

Таким образом, на мировоззрение современного человека оказывают влияние и религия, и мифология (которая вовсе не умерла с рождением философии), и философские систе­мы. Элементы этих мировоззренческих систем, соединяясь в обыденном сознании, порождают порой удивительные ком­бинации. Вот пример:

«Эгрегор — это сокровенный, четко очерченный круг кос­мически близких существ. Дело в том, что каждая человечес­кая монада перед воплощением получает определенное зада­ние, и вот потом — сознательно или бессознательно (но боль­шей частью бессознательно) — мы как представители той или иной монады стремимся выполнить предначертанную задачу.

35