Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Никифоров.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
260.1 Кб
Скачать

Глава 1

рить о науке. Имеется множество мнений, хаотичная сово­купность фактов и методов, и каждый исследователь дол­жен начинать с самого начала. Так было в оптике до того, как Ньютон сформулировал первую парадигму в области учения о свете; так было в исследованиях электричества до работ Б.Франклина; в учении о наследственности до при­знания законов Г.Менделя и т.п. Появилась первая обще­признанная теория — возникла наука.

А вот в философии никогда не было единства мнений прак­тически ни по одному вопросу и тем более никогда не суще­ствовало философской концепции, которую признало бы боль­шинство философов. В философии постоянно соперничают и спорят несколько направлений и школ. Фактически каж­дый более или менее самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему. Каждый философ знает, как трудно среди коллег — профессионалов встре­тить хотя бы одного человека, который согласился бы с тво­им решением той проблемы, которой он сам интересуется. Да что там говорить о согласии, когда чаще всего философы не способны добиться простого взаимопонимания! И пан Жи­вота совершенно верно схватил эту особенность философии. Мне кажется, тем, кто хочет видеть в философии науку, сто­ило бы обратить внимание на принципиальную плюралис-тичность философии и попытаться объяснить этот феномен.

г) Методы. Наука широко пользуется наблюдением, из­мерением, экспериментом. Она часто прибегает к индукции и опирается на индуктивные обобщения. Наука стремится вводить количественные понятия, чтобы получить возмож­ность использовать математику. Для получения нового зна­ния наука выдвигает гипотезы. Особенности исследуемой области явлений неизбежно детерминируют специфику ме­тодов ее исследования. Исследование оптических явлений требует одних методов, тепловых явлений — иных, хими­ческих реакций — третьих и т.д. Поэтому каждая наука к общенаучным методам познания обязательно добавляет свои специфические методы. Всего этого в философии нет или почти нет: философ не проводит наблюдений, не ставит экс­периментов, не собирает фактов — он сидит в библиотеке и читает книги. В философии практически нет гипотез, поэто­му если метод науки — гипотетико-дедуктивный, то фило-

22

Отрицательное определение философии

софия скорее пользуется аксиоматическим методом. При­чем основоположения, постулаты философских систем, как и аксиомы математических теорий, не предполагают эмпи­рического обоснования. Область же философского исследо­вания настолько широка и неопределенна, что философия и не может ограничить себя никаким специальным методом. д) Проблемы. В науке всегда существует круг открытых и общезначимых проблем. Всем биологам интересно знать, как устроена хромосома или есть ли жизнь на Марсе, любо­го физика заинтересует сообщение о новой элементарной ча­стице и т.д. Ученые ищут решений своих проблем, и если ответ найден, то вряд ли кому-нибудь придет в голову еще и еще раз решать закрытую проблему. Вопрос выражает от­сутствие информации, и, как только информация получена, вопрос снимается или становится риторическим.

В философии же дело обстоит совершенно иначе. Кажет­ ся даже, что в ней нет общезначимых проблем. Проблемы, интересные для одного философа или философского направ­ ления, могут показаться тривиальными или даже бессмыс­ ленными с точки зрения другого философа, иного философ­ ского направления. Ну, например, вопрос о том, как отде­ лить царство духа от царства кесаря, обсуждению которого русский философ Н.Бердяев посвятил целую книгу, для по­ зитивиста вообще не является вопросом. Проблема соотно­ шения абсолютной и относительной истины, которой в мар­ ксистской философской литературе уделялось большое вни­ мание, для сторонника прагматизма лишена не только ка­ кого либо интереса, но и смысла. В начале 30-х гг. логичес­ кие позитивисты провели бурную дискуссию о природе про­ токольных предложений. Эта дискуссия оставила совершенно равнодушными французских и немецких экзистенциалис­ тов. И так далее.

Удивительно, но в философии почти не встречается нере­шенных проблем 9. На любой вопрос всегда имеется ответ, и даже не один, а несколько. Спросите о чем-нибудь филосо­фа, например: «Подчиняется ли развитие человеческого

9 «... Специфика проблем философии состоит ... в том, что значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле «вечной». — Алексеев П. В., Па­ нин А. В. Диалектический материализм, с.17.

23