Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Никифоров.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
260.1 Кб
Скачать

Глава 1

общества каким-нибудь законам?» — и в ответ вы услыши­те приблизительно следующее: «Гегель на этот счет говорит то-то, Шпенглер утверждает иное, Поппер высказывает свою точку зрения... Легко показать, что все они ошибаются. Хо­чешь, я изложу тебе мою, правильную, точку зрения на этот вопрос?» И тем не менее философы продолжают искать все новые ответы на давно сформулированные и решенные проб­лемы.

е) Язык. Каждая конкретная наука вырабатывает специ­фический язык, стремится сделать свои понятия все более точными. Этот язык является общепринятым, он служит для коммуникации между учеными данной области и для выражения научных результатов. И важным элементом под­готовки будущего ученого является как раз овладение этим специальным языком. Понятия конкретной научной дисцип­лины в систематическом и точном виде представлены в учеб­нике, аккумулирующем в себе все достижения этой дисцип­лины. Поэтому, осваивая учебник, будущий специалист ус­ваивает точку зрения на мир своей науки, ее результаты и методы их получения.

Очень трудно говорить о каком-то специальном философ­ском языке. Известно, что писатели, художники, обществен­ные деятели на обычном, повседневном языке выражали ин­тересные и глубокие философские идеи и даже целостные мировоззренческие концепции. Вспомните «Божественную комедию» Данте, «Фауста» Гете, «Преступление и наказа­ние» Достоевского! В них философских идей побольше, чем в иных философских сочинениях.

Но все-таки не будем преувеличивать. Философия имеет свой язык — в том смысле, что за тысячелетия ее существо­вания сложился какой-то (довольно неопределенный) круг понятий, традиционно используемых в философских рассуж­дениях. Это так называемые философские категории. По их употреблению посвященные узнают друг друга. Здесь дело обстоит примерно так же, как с литературоведением: конеч­но, можно дать оригинальную и даже интересную оценку литературному произведению, не обращаясь к специально­му жаргону, и мы делаем это постоянно. Но литературовед выскажет ту же оценку лучше и точнее, используя специаль­ные понятия. Особенность философии не в том, что у нее нет

24

Отрицательное определение философии

своего языка, а в том, что язык ее гораздо более расплывчат и неопределен, чем языки конкретных наук. А это объясняется как раз тем, что в философии нет единой общепризнанной парадигмы и каждый философ вкладывает в философские понятия собственное содержание. Если сравнить употребле­ние таких понятий, как, например, «субстанция», «опыт», «справедливость», «добро», разными философами, то мы об­наружим весьма далеко расходящиеся вариации.

Насколько сильно язык философии отличается от языков конкретных наук, особенно легко заметить, если сравнить философский словарь со словарем, скажем, физики. В фи­зическом словаре каждому термину дано четкое определе­ние, указаны законы, в которые он входит, способы измере­ния и единицы соответствующей величины. Лишь в редких случаях упоминается имя ученого, впервые употребившего данный термин. Совершенно иной характер носит философ­ский словарь. Девяносто процентов его содержания состав­ляют исторические справки, повествующие о том, кто и в каком смысле употреблял обсуждаемый термин. Иначе го­воря, в философском словаре, как правило, представлена история понятий и принципов, в то время как словарь кон­кретной науки дает их теорию.

Пожалуй, пока достаточно. Надеюсь, мне удалось приве­сти заслуживающие внимания аргументы в пользу того взгля­да, что философия вовсе не является наукой. Ниже я еще не раз буду возвращаться к этому вопросу. Конечно, в наш сци­ентистский век всеобщего преклонения перед наукой приве­денные выше рассуждения могут вызвать недоумение: как же так, философ и вдруг доказывает, что философия лежит вне науки — вне той сферы, представители которой пользу­ются уважением и получают финансовую поддержку с раз­ных сторон? Кажется, разумный человек должен был бы поступать прямо противоположным образом. Когда я напи­сал свою первую статью на эту тему 10, многие коллеги гово­рили мне с некоторым возмущением: «Что ты делаешь? Ты же рубишь сук, на котором все мы сидим!» В то время, прав­да, я думал не о природе философии, а о том, как бы, не нарываясь на большие неприятности, подвести мину под ого-

10 Никифоров А. Л. Является ли философия наукой? // Фило­софские науки, 1989,№ 6.

25