Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Никифоров.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
260.1 Кб
Скачать

Глава 2

Философия как мировоззрение

ния и, таким образом, наполняет реальность смыслом — понимает ее.

Иллюстрацией может служить анализ глубинных основ философии Спинозы, предпринятый М. Вартофским 19. Од­ним из наиболее интимных убеждений Спинозы, полагает Вартофский, было убеждение в том, что без свободы нет сча­стья и что свобода, прежде всего и главным образом, есть свобода познания, которая представляет собой высшую ак­тивность человеческого существа. Отсюда выросла главная проблема Спинозы: показать, как возможно познание. Для решения этой проблемы ему нужно было сконструировать объект познания, который удовлетворял бы предполагаемым свойствам интеллекта. И он постулирует свою субстанцию как единство Бога и Природы.

«Обычно полагают, — пишет Вартофский, — что метод де­терминируется природой изучаемого объекта. Поэтому вопрос о методе должен был бы звучать так: если природа субстанции (Бога или Природы) дана, то как можно познать ее? Однако я считаю, что подход Спинозы был иным. Он исходит из приро­ды интеллекта, а не из природы субстанции. Как я показал, это объясняется тем, что у Спинозы построение природы суб­станции само вытекает из размышлений о том, каким должен быть адекватный объект познания для интеллекта, определен­ного как совершенный, бесконечный и т.п. Короче говоря, ме­тодология Спинозы не опирается на предшествующую ей онто­логию, напротив, онтология создается на базе методологии, а методология, в свою очередь, строится как определение того способа, которым в силу своей природы действует интеллект. Метод определяет естественную активность мышления, а по­скольку мышление является способом его выражения, постоль­ку метод определяет саму сущность интеллекта и благодаря этому — умопостигаемость Бога или Природы. В таком случае метод связан с мотивом как раз благодаря тому, что метод ока­зывается простым зеркальным отражением той активности, ко­торая, согласно определению, способна дать удовлетворение ин­теллекту» 20.

Изложение же Спинозы, его систематическое построение носит противоположный характер: он начинает с изложе-

19 См.: Вартофский М. Природа, число и единичные вещи: мотив и метод философии Спинозы- // Структура и развитие науки. М.,1978.

20 Там же.

40

ния своей онтологии — с учения о Боге и Природе, затем переходит к анализу познания и заканчивает учением о сво­боде, создавая, таким образом, у читателя впечатление, что его понимание свободы человека вытекает из онтологии и гносеологии. Фактически же дело обстоит прямо противопо­ложным образом.

«Главную задачу своей философии, — отмечает В. В. Соко­лов, — великий голландский мыслитель видел прежде всего в обосновании этических вопросов, в выработке теории индиви­дуального поведения. Крушение феодального мира сопровож­далось разложением феодально-теологической морали, которую сменяла мораль буржуазная. Спиноза был одним из видней­ших теоретиков, поставивших своей задачей дать обоснование складывавшейся морали буржуазного общества. Этическая на­правленность философских интересов Спинозы подчеркнута самим мыслителем как в названии, так и в структуре его глав­ного труда — «Этике» 21.

Эта задача была обусловлена особенностями той эпохи, в которую жил и творил мыслитель, — эпохи разложения сред­невековых учреждений, морали и мировоззрения и зарож­дения и развития новых общественных отношений. И, бе­зусловно, самое большое влияние на формирование фило­софских воззрений Спинозы оказали драматические усло­вия его собственной жизни: разрыв с еврейской общиной и новый дух индивидуальной свободы, мощно проявлявший себя в Голландии того времени.

Таким образом, философская система представляет собой некоторый индивидуальный смысловой контекст, в глубин­ном центре которого лежат сокровенные личные убеждения и представления философа. Именно эти личные убеждения и вкусы пронизывают все мировоззрение философа, вклю­чаются в качестве субъективных оценок и характеристик во все понятия и принципы его системы, влияют на ту онтоло­гию, которую он создает, и в конечном итоге придают фило­софской системе тот личный, неповторимый оттенок, кото­рый отличает ее от всякой другой системы. Налагая этот контекст на свое окружение, философ создает мир своей ин­дивидуальной жизни — тот мир, в котором он живет и дей-

21 Спиноза Б. Избранные произведения в 2 тт. М.,1957, т. 1. Вступительная статья, ее.14—15.

41