Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основные истинны хр-ой веры.pdf
Скачиваний:
49
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
2.41 Mб
Скачать

62

ОПРЕДЕЛЕННОЕ ИСКУПЛЕНИЕ

Давайте остановимся на пяти принципах кальвинизма, отличающих реформатскую теологию от других богословских учений:

1)полная испорченность

2)безусловное избрание

3)ограниченное искупление

4)непреоборимая благодать

5)неотступность святых

Многие, кто причисляет себя к «четырехпринципным» кальвинистам, принимают все приведенные выше пункты, кроме третьего: ограниченное искупление.

Я лично предпочитаю термину «ограниченное искупление» термин «определенное»,

или «избирательное искупление», поскольку он сосредоточивает внимание на цели Христова искупления. Он связан с Божьим замыслом, в соответствии с которым Христос был послан, чтобы взойти на крест.

Все, кто не принадлежит к числу универсалистов, охотно соглашаются с тем, что подвиг Христов действен лишь в отношении людей верующих. Искупление ничем не может помочь тем, кто не верует. Смертью Христа спасены далеко не все. Равным образом никто не возражает против утверждения, что смерти Его было достаточно для искупления вины всех людей. Иные трактуют это следующим образом: искупления Христова достаточно для всех, но действенно оно лишь в отношении некоторых.

Эти объяснения, однако, не затрагивают глубинной сущности вопроса об избирательности искупления. Те, кто отрицает избирательное искупление, настаивают на том, что искупительный подвиг Христа был задуман Богом для покрытия грехов всякого живущего на этой земле. Согласно этой теории, спасение каждого возможно, но никто не может быть уверен в нем совершенно. Такой замысел искупления можно охарактеризовать как неограниченный и неопределенный в одно и то же время.

Реформаты утверждают, что искупительное служение Христа было предназначено только для избранных и только ради них состоялось. Христос положил жизнь за овец Своих и ни за кого другого. Искуплением бесспорно спасены все избранные. Искупительный подвиг Христа несет реальное спасение, а не просто предоставляет для него потенциальную возможность. Такая точка зрения исключает всякие трактовки, согласно которым Божий замысел искупления может быть каким-то образом нарушен или расстроен. Цель задуманного Богом спасения неизменна.

Реформатские богословы расходятся во взглядах относительно искупления, предлагаемого всему роду человеческому. Некоторые считают, что благая весть предлагается всем без исключения. Крест и блага, которые он несет, предложены любому, кто верует. Другие настаивают на том, что идея универсального предложения способна лишь сбить с толку и вообще включает своего рода жонглирование словами. Коль скоро уверовать могут только избранные, то в действительности предложение распространяется только на них. Блага, предоставляемые искуплением Христовым, никогда не предлагаются Богом нераскаявшемуся или неверующему. Поскольку вера и раскаяние являются необходимым условием, которому удовлетворяют лишь избранные, следовательно, в конечном счете, искупление предложено только им.

Иоанн пишет: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоанна 2:2). Эту библейскую цитату чаще всего используют противники идеи избирательного искупления. На первый взгляд может показаться, что это

аргумент, подтверждающий, что смерть Христа была предназначена для всех и каждого (для всего мира). Однако, если рассматривать этот текст с такой позиции, он доказывает гораздо больше, нежели того хотелось бы теологам-нереформатам. Он становится свидетельством в пользу теории универсализма. Если Христос и в самом деле удовлетворил все требования божественного возмездия за грехи каждого человека, тогда очевидно, что все как один должны быть спасены. Если бы Бог наказывал за грехи, которые уже были искуплены, Он поступал бы несправедливо. Если этот текст понимать так, что грехи каждого были условно искуплены (на случай возможного уверования и раскаяния), тогда мы опять-таки возвращаемся к изначальному вопросу об избранных, то есть тех, кто способен удовлетворить этим условиям.

Иное дело, когда мы подходим к данному тексту, осознавая разницу между нашими грехами и грехами всего мира. Кто те люди, которых подразумевает определение «наши»? Если Иоанн имеет в виду только своих верующих собратьев, то приведенное выше толкование вполне уместно. Но единственный ли это смысл слова «наши»?

В Новом Завете спасение, обретаемое евреями, часто противопоставляется спасению, обретаемому не-евреями. Главное значение благой вести состоит в том, что она предназначена не только еврейскому народу, но всем людям по всей земле, каждому племени и каждому народу. Бог любит весь мир, но Он не спасает весь мир. Он спасает людей во всех уголках мира. В приведенном выше отрывке Иоанн, вероятно, говорит о том, что Христос искупает не только наши грехи (то есть верующих евреев), но и грехи избранных во всем мире.

Во всяком случае весь этот замысел был предрешен Богом задолго до появления на земле живых существ. Христово искупление грехов человеческих не было придумано задним числом. Цель Его смерти была предопределена Богом еще при сотворении мира. Служение Христа не совершалось наугад – чтó, мол, из этого выйдет? – оно вершилось в строгом соответствии с замыслом, имевшим вполне определенную цель, – замыслом, который осуществляется верховной властью Божией. Все люди, ради которых умер Христос, искуплены Его жертвенным деянием.

Библейские стихи для размышления:

Матфея 1:21 Иоанна 3:16

Иоанна 10:27-30 Иоанна 17:9-12

Деяния 20:28 Римлянам 8:30

Заключение:

1.Термин «определенное искупление» заменяет принятый термин «ограниченное искупление».

2.Термин «определенное» указывает на пределы замысла Божия касательно искупления и предназначения Креста.

3.Все, кто не принадлежит к числу универсалистов, согласны с тем, что искупление Христово является достаточным для всех людей, но действенно оно только в отношении тех, кто верует.

4.Искупление Христа было вполне реальным, а не потенциальным или условным.

5.Искупление в широком смысле предлагается всем; в ограниченном смысле оно даруется только избранным.

6. Учение Иоанна о том, что Христос умер за грехи всего мира, означает, что к числу избранных могут принадлежать не только израильтяне, но и люди во всех уголках земли.

63

СВОБОДА ВОЛИ

Вот в этот самый момент, читая эти строки, вы поступаете согласно своему свободному волеизъявлению. Предчувствую возражения: «Как бы не так! Я и не думал читать эти строки. Просто мой преподаватель дал мне задание прочесть эту книгу. А сам я, будь моя воля, ни за что не стал бы ее читать.» Весьма вероятно, что в данном случае дело обстоит именно так. И все-таки вы ее читаете. Охотно допускаю, что вы предпочли бы заняться чем-нибудь еще, но выбор уже сделан в пользу чтения этой книги. Из двух возможностей – «читать» или «не читать» – вами была избрана первая.

Я понятия не имею, почему вы читаете сейчас эту книгу. Зато я знаю наверное, что для этого у вас есть причины. Не будь их, вы бы попросту не взялись за это чтение.

Всякий выбор, который мы делаем в этой жизни, обусловлен той или иной причиной. Наши решения зависят от того, чтó, по зрелом размышлении, покажется нам наиболее подходящим. К некоторым поступкам нас побуждает сильное желание. Другие мы совершаем, не имея на то, как нам кажется, ни малейшей охоты. Однако, в определенной мере, желание присутствует и здесь, иначе мы так и не смогли бы сделать выбор. В этом-то и состоит сущность свободного волеизъявления – делать выбор в соответствии со своими желаниями.

В своей книге «Свобода воли» Джонатан Эдвардс определяет волю как «то, что побуждает наш разум делать выбор» [1]. Нет никакого сомнения в том, что человек выбирает ежедневно и ежечасно. Я сделал выбор – и написал эту книгу; вы сделали выбор – и читаете ее. Мое желание писать выражается в простом механическом процессе писания. Однако же, задумываясь при этом о понятии свободного выбора, мы видим, что вопрос безмерно усложняется. Мы спрашиваем себя: а в чем, собственно, мы вольны? Даже самый заядлый кальвинист не посмеет отрицать, что воля свободна выбрать все, что пожелает. И даже самый отъявленный арминианин согласится с тем, что воля несвободна выбирать то, чего не желает.

Что касается спасения, то возникает вопрос: чего желает человек? Арминиане полагают, что некоторые люди хотят покаяться и обрести спасение. Другие не желают знать Бога и тем самым навлекают на себя вечное проклятие. Почему у разных людей возникают такие разные желания – этого арминиане не объясняют. Кальвинисты считают, что все люди испытывают одно и то же желание – уклоняться от Бога; и это происходит до тех пор, пока Святой Дух не совершит в них духовного возрождения. Это возрождение в корне изменяет наши желания, после чего мы по своей воле раскаиваемся и обретаем спасение.

Важно отметить, что даже невозрожденные духовно люди не принуждены действовать вопреки своей воле. Помимо воли изменяются только их желания, но в остальном они по-прежнему свободны поступать согласно своей воле. Итак, мы не ограничены в своем волеизъявлении. Однако при этом мы не вольны выбирать свою природу. Человек не может заявить: «Отныне и впредь я буду желать только доброго», как не мог Христос сказать: «Отныне и впредь Я стану желать только худого». Здесь наша свобода ограничена.

Грехопадение не отразилось на свободе человеческой воли; мы, как и прежде, пользуемся правом выбора. Разум же наш помрачен грехом, а желания направляются греховными побуждениями. Но мы способны думать, выбирать и действовать. Нечто ужасное произошло с нами: мы начисто утратили всякое стремление к Богу. Помыслы наши и желания нашего сердца неизменно порочны. Свобода нашей воли – наше проклятие. Поскольку мы можем действовать в соответствии со своими желаниями, мы избираем грех и тем самым навлекаем на себя суд Божий.

Святой Августин сказал, что нам дана свободная воля, но свободы нашей мы лишились. Высочайшая свобода, о которой говорит Библия, есть свобода, или власть избрать для себя Христа. Но до тех пор, пока Духом Святым не изменится наше сердце, мы не испытываем стремления ко Христу. Не имея этого стремления, мы никогда не изберем Его. Бог должен пробудить нашу душу и вселить в нее желание быть со Христом до того, как мы ощутим склонность к Нему.

Эдвардс говорит, что люди как существа падшие сохранили свою естественную свободу (то есть власть поступать согласно своим желаниям), но потеряли свободу нравственную [2]. Нравственная свобода подразумевает расположение, склонность и стремление души к праведности. Именно эта склонность была утрачена людьми вследствие грехопадения.

Всякий выбор, сделанный мною, чем-то обусловлен. За ним стоят свои причины, кроется определенное желание. Мне скажут: все это сильно отдает детерминизмом. Ни в коем случае! Детерминизм учит, что наши действия целиком и полностью контролируются некоей внешней силой, вынуждающей нас поступать вопреки своим желаниям. Это – подавление воли, и оно не имеет ничего общего со свободой.

Как же может наш выбор быть определенным, но не вынужденным? Ответ таков: он определяется тем, что внутри нас – нашей природой, нашими желаниями. Мы сами определяем свой выбор. Свободное волеизъявление и составляет самую суть свободы.

Для того чтобы мы избрали Христа, Бог должен преобразить наше сердце. Именно это Он и делает. Бог меняет наше сердце. Он влагает в него то стремление к Богу, которое никоим иным образом не смогло бы в нем возникнуть. И тогда мы избираем Бога, следуя своему сердечному желанию. Наш выбор свободен, потому что мы хотим этого. Таково чудо, творимое Его благодатью.

Библейские стихи для размышления:

Второзаконие 30:19-20

Иоанна 6:44,65 Иоанна 8:34-36

Иоанна 15:5 Римлянам 8:5-8

Иакова 1:13-15

Заключение:

1.Наш выбор всегда обусловлен той или иной причиной.

2.Мы выбираем, повинуясь наиболее сильной склонности, владеющей нами в момент выбора.

3.Воля – это способность делать выбор.

4.Люди, падшие существа, обладают свободной волей, но лишены истинной свободы. Нам дана естественная, но не нравственная свобода.

5.Свобода – это свободное волеизъявление.

6.Возрождая нас, Бог преображает наше сердце и вселяет в нас стремление к Нему.