Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к экзамену (67 шт., за весь год).doc
Скачиваний:
766
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
1.26 Mб
Скачать

Вопрос №19. Проблема идоложертвенного (1 Кор. 8-10 главы).

Ответ

Об идоложертвенном (8-10 главы).

При обсуждении вопроса об идоложертвенном Апостол Павел призывает руководствоваться двумя принципами: «идол в мире ничто», т.е. самих «богов» не существует, хотя бесы есть. И второе: «Все мне можно, но не все полезно, не все назидает». Христианин имеет свободу, но свобода эта должна служить любви. Вкушение идоложертвенного и для Павла сопряжено с опасностью идолослужения (10:14), потому что трапеза идоложертвенная есть трапеза бесовская, а трапеза бесовская несовместима с трапезою Господнею (10:15-22). Реально Павел признаёт опасность участия в трапезе бесовской, но главным является забота о немощном брате, который, возможно не обладает тем знанием безсилия идолов и если этот немощной брат погибнет из-за твоего отношения к пище, то в том будет грех против Христа: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (8:9).

Теоцентричность в вопросе об идоложертвенном состоит в принципе, что всё, что делает человек, он должен делать во славу Божию. Участие в трапезах бесовских и еда, от них остающаяся. Апостол наставляет: все вкушайте, не рассуждая и не исследуя, пока вам не объявят, что «это идоложертвенное – тогда не ешьте ради того, кто объявил. «Идол всё же остаётся ничем; но бес не ничто, а богопро­тивное существо. Он научил этим жертвам, он и принимает их, ему и угождают принимающие их и вкушающие от них. Трапеза от жертв идольских есть настоящая бесовская трапеза, несмот­ря на то, что идол ничто и мясо жертвенное остаётся тем же, чем было». (Епископ Феофан Вышинский)

Вопрос №20. Порядок на богослужебных собраниях. Духовные дарования (1 Кор. 11-14 главы).

Ответ

Поведение на богослужебных собраниях (глава 11).

Здесь Апостол Павел касается поведения женщин на собраниях, о самой Вечере Господней и о даре языков. В вопросе о поведении женщин важно не то решение, которое Павел предлагает, а то принципиальное основание, на котором он стоит. Это основание дано в 11:3. Оно состоит в иерархическом соотношении мужа и жены, возводимом через Христа к Богу. Он утверждает царственное положение мужа, как образа и славы Божией. Но иерархия не исключает равенства мужа и жены, в их происхождении друг от друга и обоих от Бога. Иерархия сопряжена и с их единством, которое есть единство в Господе. Так, по специальному вопросу, Апостол Павел, неизбежно, возвращается к теме о союзе супружеском.

Разделения Коринфян сказываются, когда они собираются вместе на Вечере Господней, под которой имеется в виду Евхаристия. Апостол видит в ней основу единства – «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Возражая против разделений, которые проявились и в нестроениях при совершении вечери Господней, Апостол Павел сознавал, что Евхаристическая трапеза есть мистическое основание единства Церкви.

Благоговейное поведение на вечерях.

Мысль Апостола возвращается к теме Евхаристии в 11ой главе. Его смущает неблагоговейное совершение вечери Господней.

Для Апостола Павла собраться в Церковь тождественно понятию вкушения вечери Господней. Евхаристия - это Таинство, когда Дух Святой, собирает человеческие ипостаси в единое Тело Христово через вкушение Единого Тела и Крови. «И если вы собираетесь в Церковь и не вкушаете вечерю Господню, а каждый поспешает прежде других есть свою пищу, так, что иной бывает голоден, а иной упивается» (11:20-21) – Апостол считает это осквернением Евхаристии.

Подготовка к Трапезе Господней.

Нестроения, которые были отмечены в Коринфе на вечерах любви «ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» (стихи 21-22) и стали известны Апостолу Павлу, заставили его указать на смысл Евхаристии, как приобщения к смерти Господней «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (стихи 26-27), и потребовать от верующих самоиспытания (стихи 28-34). На этом требовании Апостола Павла и основана христианская практика, «подготовки» к святому причащению.

Дары духовные (главы 12-14) и дар языков.

Проявление дара языков приводило к соблазнам, поэтому Павел ставит общий вопрос о дарах духовных. Все они имеют один источник – Дух Святый, и все нужны, как нужны различные члены в составе одного тела. Эти члены живут одной жизнью, друг о друге взаимно пекутся, и то тело, которое обладатели даров составляют, есть Тело Христово. Среди всех даров дар языков – занимает низшее место, тогда как любовь превосходит все дары. Итак, даров много, но все они от единого Духа: «Дары различны, но Дух один и тот же» (12: 4).

Общий вопрос о дарах духовных (главы 12-14) поставлен Апостолом Павлом в связи с проявлениями дара языков, которые наблюдались в Коринфе и вызывали смущение.

Чрезвычайные дары Божии свидетельствовали с огромной силой об истинности христианства в языческом мире и, чтобы при помощи их, вся Церковь назидалась и укреплялась в любви и вере.

Чудесные дары.

Апостол Павел в 12ой главе первого послания к Коринфянам перечисляет эти дары: дар мудрости, знания, веры, чудотворения, пророчества, различение духов, дар языков и их истолкование. Все эти духовные дарования есть действия Единого Духа Божия (12:3-11).

Апостол предостерегает от языческого отношения к дарам духовным, от соперничества между теми, кто обладает ими.

Единство даров.

Подобно тому, как тело состоит из разных членов, так и Церковь – Тело Христово, в котором каждому поручено своё служение: одним апостольское, другим пророческое или учительское, иным дары чудотворений, исцелений, вспоможений, управления, различных языков (12:12-30). Больший из всех даров есть любовь.

Любовь (глава 13).

Вся 13ая глава посвящена дару любви, это хорошо известный гимн любви. Эта глава состоит из трёх частей, логически распадаясь. Апостол Павел говорит о превосходстве дара любви над всеми прочими дарами. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая. Если я имею дар пророчества, знаю все тайны, всякое познание, верою горы могу переставлять, а любви не имею, тоя ничто». Любовь превыше всего. Затем, 4-7 стихи – свойства любви. «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится». В этом отношении описание любви – портрет Христов.

В последней части этой главы Апостол Павел говорит о преимуществе любви в эсхатологической перспективе: все дары прейдут, «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Все пройдет, а любовь останется. Это можно понять с помощью Апостола Иоанна – потому что Бог есть Любовь и Он вечен. Далее интересный образ «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно. А тогда же лицом к лицу. Теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан». Теперь наши знания о любви лишь отблеск, а в будущем веке познаем истинную Любовь Христову.

Дар языков (глава 14).

Проявления дара языков вызывали соблазн, ради устранения которого Апостол Павел и поставил общий вопрос.

Тем самым дар языков, который наблюдался в Коринфской Церкви, толкуется, как овладение иностранными языками, подобное тому, какое имело место в день Пятидесятницы. Но это толкование, несомненно, неправильное. Дело в том, что в повествовании о Пятидесятнице, языки, на которых заговорили Апостолы, определяются, как «иные» языки (КДСА 2:4). Это был язык, но язык непонятный. Как непонятный, он и вызывал соблазн. Но из слов Апостола Павла вытекает, что он был непонятен не только другим, но и самому обладателю дара. Этот последний должен был тоже молиться о даре истолкования. Коринфская глоссолалия тем отличалась от чудесного дара, проявившегося в день Пятидесятницы, что она не допускала отожествления с каким-либо историческим языком. Тем не менее, это явление в Апостольский Век не ограничивалось одною Коринфскою Церковью. Можно думать, что оно наблюдалось и в Эфесе (КДСА 19:6). Апостол Павел разъясняет, что дар языков – это дар Духа Святаго, что сам Апостол Павел (по собственному свидетельству) имеет этот дар (1 Кор. 14:18), он сам владел этим даром в большой мере, чем другие. За это он благодарил Бога.

Апостол Павел упоминает, что дар языков меньше дара пророчества и призывает ревновать о больших дарах, особенно о даре пророческом для пользы всех. Ибо говорящий языками назидает только себя, а пророчествующий – всех. Дар языков служит знамением для не верующих, а дар пророчества для утверждения верующих.