Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к экзамену (67 шт., за весь год).doc
Скачиваний:
766
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
1.26 Mб
Скачать

1. Структура.

Первое, что нужно сказать, это то, что в тексте посланий упоминаются степени иерархии именуемые: диаконы, пресвитеры, епископы. Кроме этого нужно помнить, что послание написано апостолом. Термины пресвитер и епископ употребляются взаимозаменяемо друг к другу. Судя по описаниям обязанностей, исполняемых пресвитерами и епископами, под этими двумя терминами подразумеваются пресвитеры в нашем сегодняшнем понимании этого слова.

Собственно адресаты послания, которые имеют преемство от апостола, и которых он оставил вместо себя, являются в современном понимании епископами. Их отличительным правом является право рукоположения и право духовного суда. Титу и Тимофею дается право поощрять, или выносить суд. Таким образом, мы можем говорить о трёхстепенной иерархии в Церкви апостольского века.

Тимофей и Тит.

Они – епископы, им апостол Павел усваивает тройное служение. Во-первых, это служение учительства. Во-вторых, епископам вверяется служение управления: проповедуй слово, во время и не во время, обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением – говорит он в послании к Титу и к Тимофею. Служение управления в Церкви. Апостол усвояет Титу и Тимофею в рамках управленческих полномочий те, которые свойственны только епископам, именно – поощрение пресвитеров, и суд над ними: «обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5:19). «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие имели страх» (1 Тим. 5:20). Наконец, Титу и Тимофею усваивается служение священнодействия. Самое главное, что среди прочих священнодействий, о которых говорит апостол особо отмечается рукоположение. Рукополагать могут не пресвитеры, а только епископы. Об этом и говорит апостол к Тимофею и к Титу: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14). Из этого мы делаем вывод, что Тимофей и Тит те, кого мы бы назвали сегодня епископами.

Что касается второй иерархической ступени: кого мы сегодня называем священниками и пресвитерами. Во-первых, они называются предстоятели, Во-вторых, пастыри, причем пастырство отличается о служения апостольства и служения учительства. Епископы есть прямые наследники, а в послании к Ефесянам апостол говорит о том, что пастырство отличается от апостольства и от учительства: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Ефес. 4:11).

Третья иерархическая ступень - это ступень диакона. Слово диакон в ранних посланиях апостола Павла использовалось в ранних значениях. Слово диаконос в этимологическом значении это служитель столам, потом стало пониматься как служитель в более широком смысле. В этом значении термин употребляется диакон – служитель. Апостол называет так себя, апостолов, Господа Иисуса Христа он называет служителем обрезанных. В КДСА семь мужей Церкви Иерусалимской не определяются как диакона, но им определяется диакония столам. В посланиях пастырских diakonos употребляется во втором значении, как обозначение иерархической ступени.

Преемственность священства.

О преемственности священства мы знаем, что оно передается с возложением рук. Самому Тимофей благодать священства была передана Павлом. В то же время Тимофей и Тит сами имели право рукополагать пресвитеров. И не только имели, но и должны были, как, например, Тит, заботится о том, чтобы пресвитеров было достаточное количество по всем городам (Тит. 1:5). О благодати священства необходимо заботиться.

Характерные черты лжеучений.

Павел предостерегает через своих адресатов верных против «иных учений», «басней» (1 Тим. 1:4), «родословий бесконечных» (1 Тим. 1:4; Тит. 3:9) и прочего «пустословия». Исходя из этих слов, которые употребил Апостол Павел, можно очень поверхностно догадываться о характерных чертах обличаемых лжеучений.

Так, слово басни («») может указывать на мифологию гностических учений. Упоминание родословий («») можно отнести к гностическому учению об эманации, в котором говориться об истечении множества духовных сущностей из некоторого верховного Существа.

Далее, поскольку некоторые из них уклонились в пустословие, желая быть законоучителями («») (1 Тим. 1:7), а также из упоминания «обманщиков из обрезанных» (Тит. 1:10) и «прений о Законе» (Тит. 3:9), можно говорить об иудаистическом направлении того гностицизма, с которым столкнулся Апостол Тимофей в Ефесе, а Тит на Крите.

Этому пустословию () Павел противополагает здравое учение ( ) (1 Тим. 1:10 и Тит. 2:1), здравые слова Господа Иисуса Христа (1 Тим. 6:3).

В 1 Тим. 4:1-5 говориться о некоторых лжецах, которые запрещают вступать в брак и заставляют воздерживаться от разных видов пищи. Отрицание брака и крайнее пищевое воздержание, которому Апостол Павел противополагает свое убеждение, что «всякое творение Божие хорошо», показывает, что мы имеем дело с гностическим дуализмом, для которого материя была злом (ср. новое предупреждение в ст. 7 против мифов). Этот дуализм приводил, в истории гностицизма, к двоякой практике – к крайнему аскетизму или, наоборот, к крайнему либерализму, предельной распущенности. Из 1ого послания к Тимофею 4ого стиха вытекает, что те гностические течения, о которых Апостол Павел осведомляет Тимофея, отличались аскетическим характером. Вооружая Тимофея для борьбы с лжеучениями, Апостол предостерегает его и против преувеличенной оценки аскетизма.

В заключении послания к Титу, Апостол Павел отмечает особенность, которую необходимо учитывать при общении с еретиком – «отвращаться после второго вразумления» (Тит. 3:10). Такой еретик остается безответным и сам осуждает себя, ибо не может сказать, что никто не вразумил и не научил его (блаженный Феофилакт).