Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Плоцкая(монография) 2015

.pdf
Скачиваний:
63
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
6.78 Mб
Скачать

Ю.Н.Сушковаосуществилаглубокоеисследованиеэтнического правосудия у мордвы начиная с конца XIX и вплоть до начала XXI века, проанализировав значительный объём эмпирического материала. Она определила особую роль общины как гаранта реализации обычного права, выделила общинные организационно-право- вые структуры этноправосудия, которыми являлись сельские и волостные сходы, суд старейшин, суд соседей. В работе раскрыто значение специализированных волостных судов как органов официального правосудия, руководствовавшихся при вынесении приговоров нормами не только позитивного, но и обычного права. В круг интересов автора вошли также виды обычно-правовых нарушений, система наказания, доказательств. Интересен и предложенный анализ практически сохранившихся традиционных функций органов этноправосудия как периода советской власти, так и современности.

Обычное право одного из пермских народов – удмуртов – в XIX – начале XX века стало предметом исследования Ю.В. Александрова, который представил общину как институт реализации обычно-правовых норм, имевший определённые функции, органы самоуправления, раскрыл присущие ей формы взаимопомощи. Особое внимание автор уделил семье, месту индивида в семейной иерархии, его юридическому статусу, имущественным и наследственным отношениям, а также внутрисемейной нормативной этике.

Вклад этих учёных в раскрытие особенностей обычно-право- вой системы российских финно-угорских народов нельзя недооценивать. Однако в связи с тем, что их работы являются в бóльшей мереисторическими,внихделаетсяакцентнапроисходившиевопределённые периоды исторические процессы, институты и органы власти,существовавшиеуисследуемыхнародов,ихфункции;затрагиваются некоторые составные элементы обычного права. В то время как классификация обычно-правовых норм и институтов, система обычного этнического права, составлявшие её основу элементы, характер обычно-правовых проблем, относящихся к теории права, здесь отсутствуют (не говоря уже о рассмотрении этих проблем применительно к коми народу).

Подводя итог, можно констатировать, что изучение обычного этнического права пермских народов находится в начале пути. Требующими исследования остаются вопросы, касающиеся тенденций

21

трансформации обычного этнического права в ходе систематизации правовых регуляторов в Российской империи; соотношения обычного этнического права как с позитивным правом, так и с правами

исвободами национальных меньшинств; применения обычно-пра- вовых норм судебными органами; интеграции обычного этнического права в правовую систему Российского государства и т.д.

Исследованиесуществовавшихвисторическомпрошломнорм, обычаев,институтовобычногоэтническогоправапермскихнародов должно базироваться на анализе архивных документов, историографических и этнографических работ, фольклорных и других материалов. В нашем случае они в основном датируются XVIII – началом ХХвека,хотянекоторыефрагментарныезаключенияосновываются на источниках более ранних периодов.

Целью настоящей работы является исследование теоретических основ и самобытных особенностей обычного этнического права пермских народов, а также разработка способов экстраполяции

иимплементации обычного этнического права пермских народов в действующее российское законодательство.

Автором будут изучены правовые обычаи пермских народов, бóльшая часть которых в рассматриваемый период относилась к категориигосударственныхкрестьян(небольшоеколичествокрестьян имели статус крепостных).

Теоретическуюосновумонографиисоставиликонцептуальные положения отечественных и зарубежных учёных. Анализ проблем обычногоэтническогоправаконкретногоэтносаневозможенбеззнания трудов представителей смежных гуманитарных наук, таких как философия, этнолингвистика, этнография, социальная психология, политическая и экономическая антропология, антропология права.

Методологическую основу исследования составляет социологическая феноменология, раскрывающая восприятие индивидом мира через призму сложившихся в практическом мире субъективных представлений и значений. Социологическая феноменология не ограничивается узкоспециализированным анализом, а синкретизирует классические и неклассические подходы.

Среди методов, применяемых автором, необходимо выделить следующие:историко-правовой,структурно-функциональный,срав- нительно-правовой, системный, антропологический, социально-пра-

22

вовой,социологический,аналогии,герменевтическойреконструкции. Кроме того, в качестве основных принципов теоретико-правового анализа обычного этнического права применяются методологические разработки современной социологии, философии, этнологии, антропологии права, сравнительной юриспруденции.

Эмпирическуюосновуработысоставляютнормыобычногоэтнического права пермских народов (в том виде, в котором они появились в процессе их жизнедеятельности и существовали в XVIII – начале XX века), найденные автором в источниках, хранящихся в:

-ФАА «Российский государственный архив древних актов»;

-ГУ РК «Национальный архив Республики Коми»;

-КОГКУ «Государственный архив Кировской области»;

-ГКУ «Центральный государственный архив Удмуртской Республики»;

-ФГУ «Российский государственный исторический архив». Материалыофициальногоделопроизводства,хранящиесявар-

хивах, выступают в качестве важных носителей историко-правовой информации о развитии обычного этнического права пермских народов. Наиболее значительными из них являются:

-переписка органов государственной власти и общинного управления, их отчёты, рапорты, приговоры и письма, позволяющие оценить тенденции, наметившиеся в развитии обычного этнического права на территории расселения пермских народов, а также ряд судебных дел;

-документы и материалы, приобщённые к опубликованным работам и введённые в научный оборот исследователями обычного права: труды вышеназванных дореволюционных учёных, публикации (как в центральной, так и в местной периодической печати), включающиевсебясведенияпообычномуэтническомуправупермских народов.

Процесс влияния позитивного законодательства на обычноправовыенормы,отдельныесудебныерешениясвключениемобыч- но-правовых элементов обсуждался на страницах таких центральных журналов, как «Вестник права», «Журнал министерства юстиции», «Журнал министерства внутренних дел», «Юридический вестник». Ряд неправовых периодических изданий – «Вестник Европы», «Современник», «Слово», «Журнал министерства народно-

23

го просвещения», «Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Труды этнографиче- скогоотдела»идр.–такжесодержалистатьи,затрагивавшиевопро- сы обычно-правового регулирования в крестьянском мире.

Достаточномногоэтнографическогоматериала,исследований по правовым воззрениям пермских народов представлено в местной периодической печати – это «Вятские губернские ведомости», «Епархиальные ведомости», «Вологодские губернские ведомости», «Архангельские губернские ведомости», «Вологодский сборник, издаваемый Вологодским губернским статистическим комитетом».

Наряду с нормативными правовыми актами Российской империи автором привлекались современные нормативные правовые акты, регулирующие права коренных народов России, ведущих традиционныйобразжизни,инормативныеправовыеактысубъектовРФ.

Среди центральных изданий, представляющих интерес при рассмотрении заявленной темы, можно отметить «Полное собрание законов Российской империи», содержащее законодательные акты,

втом числе и по правовым вопросам российского крестьянства.

Ксовременнымнормативнымправовымактам,используемым

вданном исследовании, относятся:

-Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ (ч.1) от 30.11.1994

51-ФЗ; Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ; Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ; Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.2001;

-Конституция Республики Коми; законы Республики Коми: «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» от 21.12.2007 № 133-РЗ; «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» от 27.12.2006 № 136-РЗ; «О регулировании водных отношений в Республике Коми» от 03.04.2006 № 22-РЗ; «О государственных языках Республики Коми» от 28.05.1992;

-Конституция Удмуртской Республики; Закон Удмуртской Республики «О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики» от 29.02.2008 № 1-РЗ;

24

- Устав Пермского края; Указ Губернатора Пермского края «Об утверждении Устава Пермского краевого отдельского казачьего общества Волжского казачьего войска (Пермский отдел)» от 10.09.2007 № 69; Решение Березниковской городской Думы Пермского края «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Березники» от 31.07.2007 № 325; Распоряжение Главы Краснокамского муниципального района Пермского края «О проведении конкурса социальных и культурных проектов Краснокамского муниципального района» от 07.04.2010 № 539-р и др.

25

Глава I

ОБЫЧНОЕ ЭТНИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК СОЦИОНОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

УПЕРМСКИХ НАРОДОВ

§1. Природа обычного этнического права

Упермских народов, как и у многих других, проживающих на территории Российской Федерации, в ходе исторического развития происходило правовое обособление крестьянства, что привело

кформированию такого самобытного явления, как обычное этническое право. Действенность обычно-правовых установлений в нём не оспаривалась.

«Являясь структурообразующим явлением и регулируя повседневную крестьянскую жизнь»32, обычное этническое право, существующее в неписаной форме, выполняло роль нормативного гарантаи,такимобразом,игралоисключительнуюрольвфункционировании деревни у пермских народов вплоть до 30-х гг. прошлого столетия, обеспечивая правовую стабильность.

Однаконепрекращающиесявроссийскойправовойнаукедискуссии свидетельствуют о неоднозначности понимания дефиниции «обычное право».

Для иллюстрации значительного разнообразия теоретических выводов относительно понимания сущности обычного права обратимся к историографическому обзору.

В XIX веке в обычном праве видели «право сословное, в том смысле, что оно составляет исключительно достояние и продукт крестьянского быта», стойко сохраняющееся, изменение которого возможно только под влиянием «общегосударственной народной жизни»33.

Анализируя позиции современных российских учёных относительно понимания категории «обычное право», можно выделить 2 подхода. Так, Ю.В. Александров, С.И. Вильнянский, Д.Г. Грязнов,

32Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформы П.Д. Кисе-

лёва. – М., 1946. – Т.1. – С.38.

33Мухин В.Ф. Обычный порядок наследования у крестьян. – СПб., 1888. – С.313.

26

Л.Б. Гандарова, Р. Давид и К. Жоффре-Спинози, А.А. Плеханов, И.Е. Синицина34 и др. исследователи понимают обычное право в узком смысле и определяют его как совокупность норм или правовых обычаев. Такой подход неточен, т.к. правовой обычай содержит одно устоявшееся правило поведения, а обычное право – как сам обычай, так и иные социальные регуляторы. Необходимо отметить, что обычное этническое право помимо специфических формализованных структур в виде правовых обычаев включает в себя обычноправовые нормы, содержащиеся в правовых обычаях, а также права и обязанности субъектов обычно-правовых отношений.

Существуют и иные точки зрения относительно понимания обычного права – в рамках «широкого смысла». К этой группе учёныхотносятсяС.В.Мирошник,Ф.Т.Селюков,В.Б.Безгин,С.С.Крюкова35 и др., которые полагают, что в состав обычного права входят не только обычаи, но и система действий как результат проявления сознания общности людей36, а также правовая практика37.

34 Александров Ю.В. Обычное право удмуртов (XIX – начало XX в.): автореф. дис. … канд. ист. наук. – Ижевск, 1998. – С.3; Вильнянский С.И. К вопросу об источниках советского права // Проблемы социалистического права. – 1939. – № 4–5. – С.66; Грязнов Д.Г. Соотношение категорий обычного права и правового обычая в юридической науке: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2001. – С.10; Гандарова Л.Б. Обычное право ингушей: дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2004. – С.10; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1996. – С.31–34; Плеханов А.А. Обычное право как социокультурный фактор общественного развития: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Саранск, 2006. – С.11; Синицина И.Е. Обычное право в современной Африке: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 1992. – С.4.

35 Мирошник С.В. Об особенностях формирования обычного права // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. – Ростов н/Д, 1999. – С.266; Селюков Ф.Т. Отечественный опыт экологии культуры в обычном праве // Государство и право. – 1992. – № 10. – С.114; Безгин В.Б. Обычное право русской деревни (вторая половина XIX – начало XX в.): учеб. пособие. – Тамбов, 2000. – С.6; Крюкова С.С. Обычное право в российском законодательстве: к вопросу о термине и его содержании // Юридическая антропология. Закон и жизнь. – М., 2000. – С.75–93.

36Мирошник С.В. Указ. соч. – С.266; Селюков Ф.Т. Указ. соч. – С.114.

37Крюкова С.С. Указ. соч. – С.75–93.

27

Критикуя подобный подход, В.В. Наумкина считает, что «систему действий, основанных на обычае, или практику применения обычаяможнорассматриватькакчастьправовойсистемыобычного права.Такаяпрактикатолькоподтверждаетдействиеобычныхрегуляторов, но правом как таковым не является»38. Достаточно рациональную позицию В.В. Наумкиной необходимо уточнить, т.к. указанные выше авторы, называя систему действий, основанных на обычае, или практику применения обычая обычным правом, забывают о других неотъемлемых элементах обычно-правовой системы.

Ряд учёных понимают под обычным правом «представление о праве и справедливости»39, «явление культуры»40, «выражение естественного состояния»41, «совокупность правил, вытекших из народного сознания»42, «форму правовой жизни общества, основанную на нормативно-ценностной системе регуляции поведения людей»43, «сложное институциональное, интерсубъективное, регулятивное, социально полезное явление общественной жизни»44 и т.д.

Анализнаучныхпредставленийвотношенииданногопонятия свидетельствует не только о многообразии подходов к пониманию самогодефидента,ноиоегосложности.Всеопределенияобычного права содержат сходные признаки, такие как целостность, порядок, единство, взаимосвязанность и взаимозависимость элементов, целе-

38Наумкина В.В. Обычное право кочевых народов Восточной Сибири

вправовой системе Российского государства XIX – начала XX вв.: дис. …

д-ра юрид. наук. – М., 2010. – С.42.

39Иванников И.А. Место обычного права в современной правовой куль-

туре российского общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. – Ростов н/Д, 1999. – С.270.

40Абдуллаева П.А. Теоретико-исторические аспекты возникновения и развития обычного права народов Дагестана: дис. … канд. юрид. наук. –

Махачкала, 2006. – С.13.

41Куадже Р. К вопросу об обычае и обычном праве // Обычное право

вРоссии: проблемы теории, истории и практики. – Ростов н/Д: СКАГС, 1999. – С.294.

42Станиславский А. О происхождении положительного права (речь,

написанная для произнесения в торжественном собрании императорского Харьковского университета). – Харьков, 1856. – С.26.

43КоноваловаА.С.Обычноеправовроссийскойправовойжизни:дис.…

канд. юрид. наук. – М., 2005. – С.9.

44Ломакина И.Б. Этническое обычное право: теоретико-правовой ас-

пект: дис. … д-ра юрид. наук. – СПб., 2005. – С.26.

28

сообразность отношений между ними, которые отличают его от похожих явлений и достаточно значимы для него, т.к. являются его элементами.

На наш взгляд, обычное право представляет собой совокупностьэлементов,связанныхмеждусобой,образующихцелостность и имеющих внутренние целесообразные отношения. К таким элементам относятся неписаные обычно-правовые нормы, правила поведения, обрядовые действия, распространённые на локальной территории и имеющие общеобязательную силу в определённой этнической общественной среде. Так как обычное право регулировало разнообразные сферы жизнедеятельности общества, оно представляло собой не только правовое явление, но и социокультурное, мировоззренческое и т.д.

Являясь первоначальной формой генезиса и эволюции позитивного права, обычное право обладает чертами, которые проявляютсявсовременномпозитивномправе.Периодическоезакрепление обычно-правовых институтов в действующем позитивном праве говорит о незавершённости процесса создания последнего – это процесс постоянный, и в функционирующем государстве он не должен прерываться.

Термин«обычноеэтническоеправо»вводитсяавторомдлятого, чтобы провести разграничение между современным обычным правом, которое не только применяется в рамках отечественной национальной правовой системы, но и широко распространено в международномправе,иобычнымправом,использовавшимсявисторическом прошлом в конкретной пермской этнолокальной общности.

Имея собственные «правила и законы поведения», обычное этническое право как правовое явление не появляется на пустом месте, оно связано с экономико-хозяйственными факторами существования народа, его бытом, социокультурными особенностями. Оно берёт основу для своего формирования как из исторически предшествующих правовых, экономических, общественных и других явлений, так и из существующих параллельно с ним. Обычное этническое право – это живой организм, который впитывает изменения, происходящие в жизни народа, и закрепляет их в виде новых институтов, адаптированных под социокультурные факторы. Оно напрямую зависит от социокультурных составляющих и функционирует только в социуме, т.к. представляет собой элемент соци-

29

альной системы этнолокального общества, постоянно взаимодействующий с другими аналогичными элементами.

Обычное этническое право необходимо изучать как комплексное системное правовое явление, в состав которого входит множество элементов – взаимосвязанных, неделимых, образующих единство всей этой системы. Между этими элементами существуют системообразующие связи, которые являются своеобразными критериями уровня целостности.

Таким образом, применяя комплексный подход, под обычным этническим правом необходимо понимать не только совокупность норм, правовых обычаев, систему действий как результат проявления сознания общности людей, но и правовую практику, направленную на упорядочение общественных отношений, имеющих правовое значение и общественное происхождение, распространённых на локальной территории и регулирующих общественные отношения в определённой этнической среде.

Приступая к исследованию правового значения обычного этнического права пермских народов, выделим его наиболее важные черты: обязательный характер; обеспечение выполнения правил по- ведениязасчётиспользованиякакморально-нравственныхсанкций (порицание, общественное осуждение), так и правовых (изгнание за пределы общины, отправка в рекруты вне срока неугодного или непослушного члена общины, телесные наказания, высылка в Сибирь и т.д.); наличие регулятивной способности; одобрение со стороны членов всего этнолокального общества.

Зародившееся в народе, обычное этническое право обладает ещё одной особенностью: «Эти нормы воспринимаются как дóлжные, не подлежащие оспариванию или сомнению. Уважение к обычному праву воспитывается под воздействием постоянного неуклонного применения обычных норм всеми членами общества. Игнорирование существующих правил общество воспринимает как аномальное, антисоциальное поведение»45.

Деформация правосознания, изменение миграционной политики, появление в этнолокальном обществе целей и ценностей, которыелибонесовпадаютсранеесуществовавшимисоциальными

45 Ломакина И.Б. Этническое обычное право: теоретико-правовой аспект: дис. … д-ра юрид. наук. – СПб., 2005. – С.77.

30