Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборник_2012_3 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ. ТОМ 3 2012.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
8.32 Mб
Скачать

Литература

1. Юдин, В. Растительные препараты: непреходящая актуальность / В. Юдин // Аптека. — 2010. — № 27 (748). — С. 13–17.

2. Немятых, О. Д. Aronia melanocarpa: фармакогностическая характеристика, фармакологическая активность, применение в медицине / О. Д. Немятых, И. И. Тернинко // Украинский журнал клинической и лабораторной медицины. — 2009. — Т. 4, № 2. — С. 9–14.

3. Доклинические исследования лекарственных средств: метод. рекомендации / Под. ред. член-корр. АМН Украины А. В. Стефанова. — Київ: Авиценна, 2002. — 567 с.

4. Хабриев, Р. У. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ / Под общей редакцией члена-корреспондента РАМН, профессора Р. У. Хабриева. — 2-изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2005. — 832 с.

5. Гланц, С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц; пер с англ. — М.: Практика, 1999. — 459 с.

УДК 616.523:616-089.2-071

Клиническая эффективность иммунокорригирующей

ТЕРАПИИ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРФЕРОНОВОГО СТАТУСА БОЛЬНЫХ

РЕЦИДИВИРУЮЩЕЙ ГЕРПЕС-ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

Романива О. А.

Научный руководитель: д.м.н., профессор, зав. кафедрой клинической

лабораторной диагностики И. А. Новикова

Государственное учреждение

«Республиканский научно-практический центр

радиационной медицины и экологии человека»

г. Гомель, Республика Беларусь

Недостаточная эффективность существующих методов терапии обусловливает медико-социальную значимость герпес-вирусной инфекции. В настоящее время доказано, что хроническая рецидивирующая герпетическая инфекция (ХРГИ) развивается на фоне нарушений в функционировании различных звеньев системы иммунитета [1, 2, 3]. Это обусловливает целесообразность включения в комплекс лечебно-профилактических мероприятий специфической (герпетическая вакцина) и неспецифической иммунотерапии. Выбор иммуностимулирующих средств при рецидивирующей герпетической инфекции проводится на основании характера и степени тяжести исходного иммунодефицита, а также с учетом мишеней иммунотропного действия препаратов.

В защите от вирусов существенное значение, наряду с факторами врожденной резистентности, играют иммунные реакции клеточного типа, опосредованные ТЫ и реализуемые через синтезируемые ими цитокины. Доказано, что у пациентов с ХРГИ в фазу обострения заболевания наблюдается низкая продукция интерферонов 1 и 2 типа, а также имеет место дисбаланс Thl/Th2 цитокинов в сторону преобладания Th2 [2, 3]. Это обусловливает целесообразность назначения с целью иммунокоррекции у данной категории больных не только традиционно применяемых препаратов интерферона и его индукторов, но и средств, изменяющих цитокиновый профиль макроорганизма, в частности, через воздействие на клетки моноцитарно-макрофагального ряда (ликопид, полиоксидоний и др.). Так, фармакологическое действие ликопида осуществляется посредством усиления выработки интерлейкинов (IL-ip, IL-6, IL-12), ФНО-а, IFNy, КСФ. Полиоксидоний вызывает усиление продукции провоспалительных цитокинов (IL-ip, ИЛ-6, ФНО-а ) и IFNy при исходно низких или средних уровнях, в то время как при исходно повышенных уровнях не оказывает влияния или даже несколько снижает их продукцию.

Тем не менее, целесообразность назначения иммунокорригирующих средств при ХРГИ до сих пор остается дискутабельной, так как результаты исследования цитокинового статуса у больных ХРГИ разноречивы, а неудачи терапии данной инфекции, даже при использовании современных иммунокорректоров, сохраняются в 15–85 % случаев [1, 2].

Цель исследования

Оценить клиническую эффективность иммунокорригирующей терапии в зависимости от особенностей интерферонового статуса пациентов с хронической рецидивирующей герпетической инфекцией.

Материалы и методы исследования

Под наблюдением находились 15 пациентов с ХРГИ тяжелого течения в ремиссии заболевания, проходивших лечение в отделении иммунопатологии и аллергологии ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека» и ранее не получавших иммунотропных препаратов. Всем пациентам кроме стандартного клинико-лабораторного обследования проводилась оценка интерферонового статуса: количественное содержание IFNγ в плазме крови, а также спонтанный и стимулированный (герпетическая вакцина «Витогерпавак» в конечном разведении 1:100) уровень продукции IFNγ лейкоцитами цельной крови ex vivo с помощью иммуноферментных тест-систем фирмы DRG (Германия). Контролем служили аналогичные параметры 10 здоровых лиц. Иммунокоррекция проводилась в период ремиссии герпес-вирусной инфекции в виде монотерапии: 11 пациентов получали ликопид по пролонгированной схеме, 4 больных - полиоксидоний в суппозиториях. Эффективность лечения оценивали в смешанной группе, не разделяя пациентов в зависимости от принимаемого иммуномодулятора, через год. За период наблюдения повторная иммунокоррекция пациентам не проводилась, а в случае обострения герпес-вирусной инфекции они принимали противовирусные препараты из группы ациклических нуклеозидов.

Для статистического анализа использовались непараметрические методы вариационной статистики (критерий Манна-Уитни). Достоверными считали различия при р < 0,05.

Результаты и обсуждение

Среди 15 обследованных ХРГИ были 1 мужчина и 14 женщин в возрасте от 25 до 50 лет со средней длительностью заболевания 12 лет, частотой обострений герпес-вирусной инфекции от 6 до 24 раз в год и с продолжительностью рецидива от 5 до 16 дней.

Через 1 год после однократной иммунокоррекции анализировался клинический эффект терапии. Иммунотерапия оценивалась как неэффективная, если хотя бы один из клинических показателей был с отрицательной динамикой (или увеличивалась частота рецидивов, или продолжительность обострения, или нарастала выраженность клинических проявлений) либо если из трех показателей, характеризующих течение ХРГИ, все были без динамики. По этим критериям у 5 из 15 пациентов ХРГИ иммунотропная терапия была неэффективной и у 10 пациентов — успешной.

При лабораторном обследовании установлено, что для больных ХРГИ в целом по группе было характерно более высокое содержание IFNγ в плазме относительно здоровых доноров (8,1 (6,2;9,1) пкг/мл против 5,7 (5,2;7,2) пкг/мл соответственно, р = 0,027). Раздельный анализ показателей IFNγ в плазме в зависимости от эффективности иммунокоррекции продемонстрировал, что значимое повышение данного параметра по сравнению с контрольной группой наблюдалось только у пациентов с отсутствием эффекта иммунокорригирующей терапии (содержание IFNγ 8,1 (6,2; 9,1) пкг/мл, р = 0,007). В то же время у пациентов с положительным результатом иммунокоррекции наблюдалась лишь тенденция к увеличению количества плазменного IFNγ. Результаты тестов ex vivo продемонстрировали, что спонтанная и стимулированная способность лейкоцитов пациентов к продукции IFNγ значимо не отличалось от контрольных значений ни в целом по группе, ни в зависимости от эффекта иммунотропной терапии.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что в большинстве случаев у больных герпес-вирусной инфекцией тяжелого течения однократный курс иммунокоррекции препаратами, воздействующими на клетки моноцитарно-макрофагального ряда, дает долгосрочный клинический эффект, выраженность которого зависит от особенностей интерферонового статуса. Для больных с неэффективной иммунокоррекцией характерно повышенное, относительно контрольной группы, содержание IFNγ в плазме крови. ПродукцияIFNγ в культуре лейкоцитов крови у больных с ХРГИ и здоровых лиц не различается.