Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций_этнолог_ЧЮИ_Булдашов_2005_2 / Курс лекций_этнолог_ЧЮИ_Булдашов_2005_2.doc
Скачиваний:
487
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
1.25 Mб
Скачать

4. Абхазо-адыгейские народы

Вторая большая группа народов Северного Кавказа—это так называемая западная или абхазо-адыгейская. По воему культурному облику народы, входящие в эту группу, довольно сильно отличаются от народов северо-восточной группы. Если там мы находим резко выраженный «высокогорный» тип культуры, то народы абхазо-адыгейские представляют собой по своему облику культуры тип, характерный для предгорной и степной полосы северо-западного Кавказа (кабардинцы, часть адыгейцев) либо Черноморского побережья (часть адыгейцев, абхазы). Адагейско-абхазская группа распадается на адыгейскую (черкесо-кабардинскую) группу народов и стоящих особняком абхазов с абазинцами.

Черкесы и кабардинцы. Адыгейская, или черкесская, группа—это1) собственно черкесы (адыге), говорящие на адыгейском («нижнечеркесском», или «кяхском») языке, и 2) кабардинцы с их особым кабардинским («верхнечеркесским») языком. Самоназвание у всех этих народностей одно: «адыге» («Кабарда», «кабардинцы»—в их языке обозначение первоначально лишь политико-географическое: видимо, оно означало «владение князей Каберды»; теперь—и национальное). Численность этих народов: кабардинцы—около 140 тыс., собственно адыгейцы, или черкесы — около 90 тыс. Если на Северо-восточном Кавказе старая самобытная культура дожила в основном до самого последнего времени, то в Черкессии и в Кабарде, в Абхазии еще до конца XIX в. сохранялись лишь остатки прежде существовавшего культурного уклада.

Этногенез и исторические сведения. Предками народов адыгейской группы можно считать упоминаемые еще в античных источниках племена керкетов, зигов, гешюхов, синдов, меотов и другие, которые тогда населяли северо-западную предгорную и плоскостную часть Кавказа. Часть этих племен жила оседло на побережье Черного и Азовского морей, часть вела кочевую или полукочевую жизнь в степях. Исторические известия об этих народах и их потомках и дальше продолжаются непрерывной линией. Русские летописи знают черкесов под именем касогов (кстати, грузины и сейчас называют черкесов «кашаки», а осетины зовут кабардинцев «касаги»). В эпоху монгольского ига северо-западный Кавказ входил в Золотоордынское ханство. После его распада черкесы и в особенности восточная ветвь их — кабардинцы — очень усилились. В XVI в. кабардинцы представляли собой сплоченною и могущественную группу. Уже в середине этого века кабардинские князья вступают в сношения с Москвой. Вторая жена Ивана Грозного — Мария Темрюковна—была дочерью кабардинского князя. В первой половине XVII в. кабардинцы возглавляли большую коалицию, которая дала отпор агрессии калмыков и остановила их продвижение из-за Волги на Северный Кавказ. Кабардинские и черкесские племена и позднее сохранили свое превосходство на Кавказе и удерживали его вплоть до присоединения к России. Но в 1864 г. большая часть черкесов перселилась в Турцию. Это была катастрофа, спровоцированная турецкими агентами. Многие переселенцы погибли в пути, другие умерли в Турции, где им приходилось сильно бедствовать. Потомки оставшихся в живых переселенцев живут в Турции и сейчас, где их насчитывается около 100 тысяч. После этой катастрофы черкесы перестали играть ту значительную политическую и культурную роль на Северном Кавказе, которая принадлежала им в прошлом. В связи с этим, говоря о численности, расселении и о культуре черкесско-кабардинских племен, необходимо различать эпоху до окончания Кавказской войны (1864 г.) и позднейшую эпоху. До присоединения к России вся северо-западная часть Кавказа была занята почти сплошь поселениями черкесских племен. Они густо населяли всю территорию между Кубанью на севере и востоке, главным хребтом на юге и черноморским побережьем на западе. Несколько особняком стояла восточная группа адыгейских племен — кабардинцы, занимавшие бассейн среднего Терека - они живут там и теперь. Что касается остальных черкесов, то в настоящее время из всей занимавшейся ими прежней территории населены черкесами только незначительные участки.Сама численность черкесов до русского завоевания была гораздо большечем теперь. Их насчитывалось не менее 400 тысяч, а подругим данным даже до 1 миллиона. Происхождение названий «черкес» и «адыге» неясно.

Расселение племен. Черкесы прежде делились на целый ряд племен, которые были расселены до 1864 г. следующим образом: на Таманском полуострове и в низовьях Кубани обитали натухайцы, по-черкесски «натхуадж», одно из крупных черкесских племен. Выше по Кубани и по р. Афипсу жили так называемые большие шапсуги, а на Черноморском побережье — малые шапсуги. Шапсуги вместе с натухайцами представляли собой одно целое, с одним общим диалектом. Выше в горах, по левым притокам Кубани, по рекам Белой, Пшишу, Псекупсу жило самое многочисленное изчеркесских племен — абадзехи. Эти три племени: натухайцы, шапсуги и абадзехи — по своей численности составляли 9/10 всего черкесского населения. Остальные племена были значительно более мелкими. Из них сравнительно крупную роль играли мохошевцы на р. Фарсу, а между Лабой и Кубанью—темиргоевцы (кемгуи, или чемгуи). По низовьям рек Пшиша и Псекунса жили бжедухи. К востоку от них, между низовьями Пшиша и Белой, обитали хатюкаевны и, наконец, бесленеевцы, самая восточная из черкесских племенных групп, близкая к кабардинцам и по культуре и по происхождению. Были и другие более мелкие племена. Особняком стояли кабардинцы, живущие в бассейне Терека. Они в своюочередь делились на две: географические икультурные группы: Большую Кабарду между реками Малкой и Тереком (к западу отТерека) и Малую Кабарду между Тереком и Сунжой (восточное Терека). Наконец, были еще два племени, несомненно, нечеркесского происхождения, но ассимилировавшиеся с черкесами; это убыхи и абазины. Убыхи—самое южное из «черкесских» племен—по происхождению, вероятно,были связаны с абхазами. Но уже в XIX в. они слились с черкесами. Они жили по р. Сочи,а в 1864 г. выселились в Турцию в полномсоставе. Абазинцы (абазины) сохранились донаших дней. В настоящее время адыгейские народы имеют свои национальные республики. Кабардинцы живут в основном в Кабардино-Балкарской Часть кабардинцев, а также бесленеевцы (вместес абазинами и ногайцами) живут в Карачаево-Черкесии автономной области (Ставрополь ского края). Западная часть адыгейцев—в Адыгейской автономной области (Краснодарского края). Шапсуги живут сейчасв основном на Черноморском побережье,в Лазаревском районе Краснодарского края.

Хозяйство. По своему хозяйственному облику адыгейские народы довольно сильноотличаются от народов высокогорных областей Центрального и Восточного Кавказа.Значительная часть территории, населеннаяв прошлом черкесами и кабардинцами,представляет собой равнину, часть составляетпредгорье, и только абадзех и и некоторыедругие племена углублялись в гористую часть Кавказа. Эти географические условия наложилисвой отпечаток и на весь хозяйственно-культурный облик черкесских народов. Основуи х хозяйства составляет сочетание земледелия и плодоводства со скотоводством. Земледелие было основано на культуре спроса,ячменя и некоторых других злаков. С на чала XIX в, к этому присоединилась такжекультура кукурузы. Самый характер земледелия сохранял довольно примитивные черты до недавнего времени. Применялся простой деревянный однолемешный плуг. Этот плуг по типу отличался от обычных кавказских плугов, восходящих.генетически, как предполагают, к мотыге: черкесский плуг скорее происходит из заступа.Уборка производилась при помощи серпа. Обмолот—копытами животных. Сохранялисьтакие примитивные орудия обработки зерна,как толчея» ручная мельница. Но нарядус этим применялась и водяная мельница мутовка общекавказского типа .Земля очень часто страдала от засух, урожаи были крайне низки (средний урожай — 4,8 ц. с га).

Существенную статью в хозяйстве составляет скотоводство, особенно у кабардинцев.Здесь во многом сказываются старые степныескотоводческие традиции. В прошлом кабардинцы по обеспеченности скотом занималипервое место среди народов Северного Кавказа. Но этот скот принадлежал в большийстве князьям и сельским богачам. Кабардинские лошади всегда очень ценились.

Исторические особенности общественного строя. Социальный строй адыгейских народов был весьма неоднороден. До присоединения к России у кабардинцев существовали резко обособленные сословия. Количество отдельных сословных прослоек достигало 13, но они объединялисьв несколько более крупных сословных групп. Выше всех стояло сословие князей. Это была резко обособленная группа, которая старалась не смешиваться через браки ни с каким другим сословием. Из этих князей выделялся старший князь—«вали», как бы глава всего кабардинского народа. Ниже князей располагалось многочисленное сословие дворяй—«вуорков» или«узденей». Они в свою очередь делились нанесколько рангов: «уздени» первой, второй,третьей и четвертой степени, сообразно своимправам и той службе, которую они неслиу князей.

Остальная часть населения представляла собой полузависимую и зависимую массу, в свою очередь разделявшуюся на несколько сословий: «оги», или «пшитли» — крепостное или полукрепостное крестьянство, земледельцы; «логанапуты»—дворовая челядь,лично зависимая от князя и от дворян; небольшая группа так называемых «азатов», также полусвободных; и, наконец, довольно многочисленная группа совершенно бесправных рабов—«унаутов». Вся эта сложная лестница сословнойиерархии была особенно в Большой Кабарде разработана с чрезвычайной тщательностью, и между отдельными сословиями существовали резкие грани.

Еще в конце XIX в. существовали экзогамные роды и союзы родов—«тлеух», братства. Тлеухи делились на группы родственных семей—«ачих». Сохранялась традиция взаимной помощи родов, существовал до недавнего времени обычай кровной родовой мести.

Одним из патриархально-родовых обычаев, сохранившихся у черкесов, в том числе и у «аристократических» племен, является широко известное за пределами Кавказа аталычество. Согласно этому обычаю, отец ребенка — мальчика отдавал его на воспитание до совершеннолетия какому-нибудь приятелю, обычно в чужое племя. Воспитатель, так называемый аталык, брал на себя обязательство воспитать ребенка, вырастить изнего воина, смелого, искусного наездника умеющего ловко владеть оружием, научить обычаям. В день совершеннолетия аталык возвращал обратно в родительский дом своего воспитанника и демонстрировал приобретенные последним навыки. Таким путем устанавливалась близкая связь между двумясемьями: семьей, которая отдавала своегоребенка на воспитание, и семьей аталыка, который его воспитывал.

Еще один характерный институт, порожденный условиями родовогостроя у народов Кавказа — это так называемое абречество. Под именем абреков (у черкесов—«хаджрет») русские на Кавказе наывали своего рода партизан, которые вовремя Кавказской войны доставляли много неприятностей русским войскам. Но институт абречества коренился глубоко в патриархально-родовых отношениях народов Кавказа. Абрек—это человек, изгнанный изрода по тем или иным причинам и находившийся как бы вне закона. Естественно, что онобращался к грабежу, либо становился воином-партизаном. Таким образом. здесь мы видим не просто уголовноеявление и не порождение военного времени,а глубоко укоренившийся в условиях родового строя обычай.

В связи с родовым строем нужно отметить приниженное положение женщин у черкесско-кабардинских племен. Женщина в семье и в обществе занимала подчиненное положение, в особенности поотношению к мужу и старшим мужчинам его семьи. Целый ряд ограничений, унизительных обычаев налагался на женщину, в особенности замужнюю. Муж, купив ее за калым, нередко смотрел на нее как на собственность. По обычаю он почти не разговаривал с нею, не называл по имени, при посторонних делал вид, что не замечает своей жены. Она обычно и не показывалась гостям, не могла участвовать в общественных делах, в увеселениях. Девушки были менее стеснены такими обычаями, они были более свободны.

У западных черкесских племен господствующей социальной единицей был скорее не род, а сельская община—«псухо», или «куадж». Она была автономной, самоуправляющейся, по существу независимой единицей, а весь в целом общественный уклад западных черкесских племен представлял собой в середине XIX в. своеобразную федерацию мелких самоуправляющихся общин, совершенно независимых. Все общественные дела решались на общественномсходе под руководством стариков. Эти выборные, иногда просто по своему авторитету занимавшие влиятельное положение,старшины являлись единственными фактическими руководителями жизни общины. Это общественное устройство западных черкесских племен приводило к крайней раздробленности и слабости межплеменных связей. Во время Кавказской войны каждое черкесское племя действовало разрозненно, между ними не было согласованности действий.