Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Malinovskiy_A_A_Zlopotreblenie_subektivnym_pr

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
2.16 Mб
Скачать

231

Конституции РФ, лицо вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также вправе выбирать религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними).

Легальность усмотрения в праве проявляется также в том, что свобода выбора различных вариантов правомерного поведения гарантирована государством и может быть защищена в судебном порядке. Принуждение субъекта к отказу от усмотрения в выборе субъективного права или ограничение субъекта каким-либо одним способом осуществления субъективного права при наличии множества законных альтернатив является противоправным деянием.

Интеллектуально-волевой характер усмотрения предопределен спецификой данного правового процесса. Интеллектуальная сторона усмотрения проявляется в том, что субъект осознает предоставленную правом возможность выбора определенных вариантов поведения для удовлетворения своих интересов и выбирает тот вариант, который представляется ему наиболее предпочтительным исходя из анализа правового предписания и конкретных жизненных обстоятельств. Волевая сторона характеризуется намерением поступить в соответствии с принятым решением и готовностью приложить для этого необходимые усилия. Как указывает Н.И. Матузов, воля субъекта направлена на выбор средств и способов удовлетворения интереса, постановку цели. Без проявления воли потребности и интересы оставались бы неудовлетворенными, а цели недостигнутыми. Это значит, что интерес осуществим не иначе, как через осознание и волевое действие субъекта273.

Правоспособность и дееспособность субъекта усмотрения – это необходимые признаки, характеризующие самого субъекта

273 Матузов Н.И. Указ. соч. С. 212.

232

усмотрения. Правоспособность представляет собой способность иметь права и нести обязанности. Дееспособность рассматривается как способность своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности. Вполне очевидно, что без наличия должной правоспособности и дееспособности субъект не может в полном объеме осуществлять усмотрение в праве. В некоторых случаях, например, при ограничении гражданина в дееспособности его свобода тратить заработок по своему усмотрению существенно ограничена.

Что касается, содержания правоспособности и дееспособности, то в них также закладывается возможность субъекта поступать по своему усмотрению. Так, согласно ст. 18 ГК РФ («Содержание правоспособности граждан») граждане могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, совершать любые, не противоречащие закону сделки.

Целенаправленность усмотрения также имеет правовой характер. В данном случае усмотрение направлено не на любую деятельность субъекта, а только на его юридически значимые действия. Причем это усмотрение ориентирует субъекта на выбор такого способа осуществления субъективного права, который четко направлен на достижение конкретного результата, предусмотренного правовой нормой либо обусловлен назначением субъективного права. Целенаправленность усмотрения - это своего рода «ограничитель» возможных неблагоприятных последствий диспозитивного метода правового регулирования общественных отношений. В этой связи целенаправленность следует понимать как придание свободе субъекта законодательных ориентиров – пределов усмотрения, устанавливающих рамки (границы) свободы выбора и осуществления конкретного права.

233

На усмотрение управомоченного лица оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы, от воздействия которых в той или иной степени зависит выбор конкретного субъективного права и способа его осуществления. Среди объективных факторов можно выделить: социально-экономические, политические, идеологические, культурные и иные особенности того конкретноисторического периода, в котором действует управомоченный субъект. К субъективным факторам относятся: уровень индивидуального правосознания, правопослушность лица, особенности его интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, морально-нравственные качества личности, вероисповедание индивида и др.

С психологической точки зрения субъективное усмотрение достаточно сложный процесс, состоящий из целого ряда последовательных стадий. Первая стадия представляет собой интроспекцию, т.е. самоанализ, на основе которого у субъекта происходит осознание конкретной потребности, что приводит к формированию у него интереса подлежащего удовлетворению (мотива к соответствующему поведению). При наличии правомерной установки (склонности, убеждения либо привычки поступать правомерно) субъект на второй стадии усмотрения принимает решение о выборе цели и средствах ее достижения, переводя, таким образом, психические переживания в правовую сферу. На третьей стадии усмотрения субъект руководствуется уже не внутренними (личностными) побуждениями, а своим правосознанием, которое начинает осуществлять гносеологическую функцию. На данной стадии субъект познает те правовые средства, посредством которых он может достичь поставленной цели и в конечном итоге выбирает субъективное право, в пределах которого и будет удовлетворять собственный интерес. На четвертой стадии усмотрения (когда

234

правосознание выполняет оценочную и регулятивную функции) субъект посредством психологических механизмов волевой регуляции начинает совершать действия по осуществлению субъективного права.

Постоянно оценивая процесс осуществления права с точки зрения его эффективности для достижения поставленной цели, субъект может скорректировать этот процесс либо вообще отказаться от осуществления данного субъективного права, посчитав его нецелесообразным с точки зрения наиболее полного удовлетворения своего интереса. В любой момент субъект может вернуться на любую из вышеуказанных стадий с тем, чтобы уточнить свои потребности и (или) пересмотрев свои цели, заново выбрать правовые средства их достижения.

Сходный подход к пониманию процесса усмотрения отмечается и в научной литературе. Так, по мнению Л.Д. Воеводина, первоначально субъект сознательно, по своей воле решает каким из предоставленных законом возможностей он предпочтет воспользоваться. Затем им определяются цели и желаемые результаты в процессе пользования тем или иным правом. В зависимости от этого он выбирает из числа дозволенных законом средства, способы и формы достижения поставленных целей и получения желаемых результатов. Все эти логико-волевые операции, столь необходимые для осуществления прав и свобод, получают свое материальное воплощение в юридически значимых действиях гражданина274.

Остановимся подробнее на вышеуказанных психологических аспектах усмотрения в праве. Первоначально, в результате самоанализа (интроспекции) у субъекта происходит осознание целого ряда потребностей, которые представляют собой зависимость

274 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 243.

235

человека от каких-либо объективных и субъективных обстоятельств. Потребность, как указывает С.Л. Рубинштейн – это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно заключает стремление к ее удовлетворению275.

Однако не все осознанные потребности человек стремится удовлетворить. Иначе говоря, только актуализированные потребности предопределяют активное стремление человека к их удовлетворению. Вся совокупность потребностей, пишет Е.К. Нурпеисов, которыми обладает личность не находится постоянно в состоянии актуальности. Разница между фактором наличия определенной совокупности потребностей и одной или несколькими одновременно актуализированными потребностями заключается в том, что удовлетворение последних в данный момент представляется для личности настоятельной необходимостью, и все ее психофизиологические силы мобилизуются на это, в то время как побудительный потенциал других сознательно или бессознательно подавляется276.

В тоже время, какой бы степенью актуальности ни обладали потребности, они еще окончательно не предрешают судьбу конкретного поведения, а их мотивационное значение сводится к подаче человеку психологического сигнала о настоятельной субъективной необходимости удовлетворения этих потребностей, т.е. они служат побуждением к осуществлению какого-либо поступка277.

Таким образом, именно осознание актуализированной потребности превращает ее в мотив. Как идеальные побудительные силы, пишет Васил Вичев, мотивы формируются на основе потребностей, но если потребности раскрывают общую

275Юридическая психология: Хрестоматия / Составители В.В. Романов, Е.В. Романова. М., 2000. С. 114.; См. подробнее: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Том. 2. М., 1989.

276Нурпеисов Е.К. Психология правомерного поведения. Алма-Ата. 1984. С. 58.

277Там же. С. 59.

236

направленность деятельности, мотивы непосредственно регулируют поведение, конкретизируют цель и ожидаемый результат, которого человек стремится достигнуть в процессе удовлетворения возникших потребностей278. На основе определенной совокупности потребностей возникают и развиваются интересы, являющиеся следующим звеном в побуждении к деятельности279.

Когда потребность порождает интерес, как правильно указывает В. Вичев, неизбежно появляется цель деятельности280. Цель деятельности, т.е. психическая модель ее будущего результата в дальнейшем и выступает системообразующим фактором всех средств его достижения281.

До стадии формирования правового мотива, уточняет Е.К. Нурпеисов, субъекту о будущем поведении известно лишь то, что оно должно удовлетворять актуализированную потребность. Человек еще не знает, каким оно будет: правомерным, противоправным, нейтральным с позиции права, соответствующим данной или другой социальной ситуации282.

Далее субъект принимает решение об уточнении цели (которая состоит в удовлетворении конкретного интереса) и способов ее достижения283. На этом этапе психические переживания переводятся в правовую сферу. Образно выражаясь, сформированный мотив «юридизирует» дальнейшую мыслительную деятельность субъекта. В современной психологии, как указывает В.А. Иванников, понятие мотива связано не только с функцией побуждения: мотив наделяется функцией направления деятельности, ее регуляции и

278Васил Вичев. Мораль и социальная психика. М., 1978. С. 167.

279Васил Вичев. Указ. соч. С. 171.

280Васил Вичев. Указ. соч. С. 171.

281Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть 1. Учебник. М., 1996. С. 368.

282Нурпеисов Е.К. Указ. соч. С. 73.

283В психологической науке принято говорить о «двухплановости» единого процесса мотивации, которая включает в себя побудительную регуляцию (мотивацию того, что должно быть сделано) и исполнительную регуляцию (целеполагание того, как это должно быть сделано). См.: Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 266.

237

смыслообразующей функцией; служит основанием для выбора целей, средств и способов действия284.

Теперь задача субъекта определиться – противоправным или правомерным способом достичь установленной цели285. По мнению Е.К. Нурпеисова, при наличии противоречия между целью личности и моделью цели, содержащейся в правовой норме, производится анализ и оценка нормы с позиции потребности, стоящей за целью субъекта, завершающиеся формированием либо позитивного либо негативного правового мотива286.

Вполне очевидно, что здесь субъект сталкивается с борьбой несовместимых мотивов. Именно в этот момент времени появляется особая необходимость в волевой регуляции. В ситуациях, связанных с борьбой мотивов, пишет Р.С. Немов, сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека287. К таким ценностям относятся нравственно-правовые идеалы, которые, воздействуя на сознание субъекта, заставляют его воздерживаться от совершения правонарушений, а также от причинения вреда посредством злоупотреблений правом.

Субъект определив, что в данных обстоятельствах необходимо поступать правомерно, в процессе дальнейшей мотивации создает мысленную модель поведения, соответствующую с одной стороны конкретной норме права, а с другой – тем реальным жизненным

284См.: Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998. С. 115-116.

285Если у субъекта отсутствует правомерная установка либо имеет деформация правосознания вполне возможно, что его планируемые действия будут представлять собой приготовление к правонарушению, посредством совершения которого субъект и собирается удовлетворить свою потребность. В этом случае усмотрение в праве (как выбор законного способа удовлетворения потребности) отсутствует. Перед нами другой психический процесс – формирование умысла на совершение противоправного деяния.

286Нурпеисов Е.К. Указ. соч. С. 74

287Немов Р.С. Психология. Учебник в 3-х книгах. Книга 1. М., 1995. С. 363.

238

условиям, в которых придется действовать. Черты будущего поведения начинают вырисовываться при постановке цели и окончательно оформляются при определении конкретных способов осуществления права288.

На данном этапе психические переживания протекают уже в рамках правосознания индивида. Именно посредством правосознания субъект может познать окружающую его правовую действительность, оценить возможности объективного права с точки зрения эффективности удовлетворения его интересов. Осуществляя гносеологическую и оценочную функции, правосознание индивида позволяет определить:

1.Может ли быть удовлетворен возникший интерес посредством правового поведения или данное общественное отношение вообще не находится в сфере правового регулирования. Если процесс удовлетворения конкретного интереса не регламентирован правом, на этом усмотрении в праве субъектом заканчивается, и он обращается (например, посредством морального или религиозного сознания) к другим социальным регуляторам (нормам нравственности, обычаям, традициям, религиозным догмам). Если данное отношение урегулировано правом, процесс усмотрения в праве продолжается.

2.Далее решается вопрос о том, какое конкретно субъективное право по своему назначению непосредственно направлено на удовлетворение интереса (потребности), возникшего у лица. Если

удовлетворить интерес можно посредством осуществления нескольких субъективных прав, то лицо выбирает такое право, которое представляется ему максимально эффективным с точки зрения достижения поставленной цели. В случае, когда интерес может быть удовлетворен лишь при условии осуществления совокупности

288 См.: Нурпеисов Е.К. Указ. соч. С. 72-73.

239

субъективных прав, индивид определяет последовательность их осуществления289.

3. После определения субъективного права, подлежащего осуществлению, лицо по своему усмотрению определяет способ его осуществления. При этом субъект осознает, что правовая норма предоставляет ему выбор нескольких способов осуществления одного и того же права. Вполне очевидно, что на такой выбор влияет субъективное представление лица о целесообразности конкретного поведения в определенных обстоятельствах.

На следующей стадии усмотрения правосознание индивида выполняет регулятивную функцию. Это означает, что субъект посредством волевой регуляции начинает совершать действия по осуществлению субъективного права. Образно выражаясь – «от мыслей переходит к поступкам». Однако было бы ошибочным считать данную стадию в процессе усмотрения в праве конечной, поскольку возможность дальнейшего выбора способов удовлетворения своего интереса у субъекта сохраняется. В этой связи, управомоченный субъект, имеет возможность:

полностью осуществить избранное право, удовлетворив тем самым свой интерес;

частично осуществить избранное право, удовлетворив, тем не менее, свой интерес;

временно приостановить дальнейшее осуществление права;

289 Например, лицо, желающее работать врачом, первоначально осуществляет право на получение медицинского образования, а затем – право на работу по специальности. В некоторых случаях, когда законодательство конкретной страны не наделяет субъекта определенным субъективным правом либо вообще запрещает конкретные действия, лицо имеет возможность удовлетворить свой интерес в другом государстве. В этой ситуации субъект усмотрения во избежание совершения правонарушения должен выбрать и последовательно осуществить целый ряд прав и свобод человека и гражданина. К примеру, в Ирландии установлен конституционный запрет и уголовная ответственность женщины за производство аборта. При наличии интереса к производству аборта, выбор правового поведения у женщины невелик. Она может сделать аборт на территории Ирландии, но тогда ее действия будут преступными. Однако женщина имеет возможность избавиться от плода, действуя в рамках закона. По своему усмотрению она вправе выбрать страну, где аборты не запрещены, а затем, осуществив право на свободу передвижения, сделать необходимую медицинскую операцию за границей и вернуться в Ирландию. Попутно заметим, что ирландские юристы считают, что в данной ситуации имеет место злоупотребление женщиной правом на свободное передвижение.

240

выбрать иной способ осуществления права; выбрать другое субъективное право для удовлетворения

интереса; отказаться от осуществления субъективного права в связи с

изменением интереса.

Важно отметить, что в процессе удовлетворения своего интереса субъект дважды осуществляет усмотрение. Первый раз, когда выбирает субъективное право для удовлетворения своего интереса. И второй раз, когда осуществляет избранное право. В целом, вышеуказанный процесс можно выразить следующей схемой: интерес → усмотрение по выбору субъективного права (в рамках которого будет удовлетворен интерес) → конкретное субъективное право → усмотрение по осуществлению конкретного субъективного права. В этой связи отметим, что категория “усмотрение в праве” включает в себя две составные части - “усмотрение по выбору субъективного права” и “усмотрение по осуществлению субъективного права”.

Усмотрение по выбору субъективного права представляет собой мыслительную деятельность, в рамках которой осуществляется анализ тех возможностей, которые предоставляет действующее законодательство для удовлетворения интереса. При этом субъект учитывая, что достигнуть поставленной цели можно несколькими путями, выбирает наиболее оптимальный из них, максимально приемлемый для него в данной конкретной ситуации. Злоупотребление субъективным правом в этом случае проявляется в том, субъект выбирает ненадлежащее право для удовлетворения своего интереса с тем, чтобы попытаться осуществить данное право в противоречии с его назначением (к примеру, малоизвестный актер или художник, имея право избираться, использует это право для саморекламы или рекламы своего творчества, а в случае избрания, сразу же снимает с себя депутатские полномочия). Субъект