Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Моисеев Н.Н..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.84 Mб
Скачать

4. О судьбе «илотов» XXI века

Я не случайно употребляю выражение «тоталитаризм особого рода». Фор­мирующийся новый планетарный порядок – это не империя, это — дик­татура группы промышленно развитых государств, население которых составляет около 20% населения планеты. Их благополучие обеспечивается трудом, ресурсами и жизнями остальной части населения Земли. Форми­рующееся политическое устройство планетарного сообщества чем-то на­поминает государственное устройство античной Спарты. Поэтому остальное население, не относящееся к населению стран «золотого миллиарда» я называю илотами XXI века. Это очень условное название, поскольку стра­ны, не входящие в «золотой миллиард», сохраняют определенные возмож­ности целенаправляемого развития и обеспечения собственных интере­сов, в отличие от илотов античных времен... Тем не менее страны, насе­ленные «илотами», вряд ли смогут в обозримом будущем войти в кpyг благополучных, хотя определенных перспектив не лишены.

Прежде всего, та или иная страна «мира илотов» должна опреде­лить свою экологическую, экономическую, политическую и культурную «нишу» в общепланетарной общественной системе. Не противопоставлять себя сообществу стран «золотого миллиарда», а вписаться в Мир ТНК, заполнив ту или иную лакуну. Здесь показателен пример Индии, которая стала специализироваться на создании математичес­кого обеспечения для новых компьютерных систем. Эта деятельность вряд ли решит все ее проблемы, тем более не сформирует «ниши», но поможет развитию страны и будет содействовать становлению «ниши».

Принцип собственной «ниши» очевиден, но его реализация очень трудна. Прежде всего, этот принцип должен быть принят интеллектуальной элитой страны. Далее, он не должен противоречить традициям народа должен быть принят народом, чтобы, проявив коллективную волю, реализовать подобный путь. Это как раз и есть самое трудное — проявить коллективную волю в реализации соответствующего плана. Но, во всяком случае, как показывает история некоторых стран Юго-Восточной Азии реализация подобного пути — не утопия, и, несмотря на роль статистов, которую им приходится и придется выполнять на мировой сцене, собственная «ниша» позволяет резко улучщить благосостояние народов этих стран. Но отвлечемся на время от общих проблем логики развития человеческого общества и посмотрим, как описанные тенденции преломляются в нашей российской действительности. И попробуем оценить перспективы нашей страны, раз логикой происходящего ей уготован стать одной из стран «мира илотов». Здесь не должно быть иллюзий.

Глава 12 Российские ожидания

1. Кризис или выживание?

Еще совсем недавно с моими коллегами академиками Д.С. Львовым и А.А. Петровым мы обсуждали проблемы выхода России из кризиса и возможные пути ее благополучного развития, а может быть, и эконо­мического процветания. И строили различные планы, способные обес­печить такое развитие. Теперь, после событий в Сербии*, когда карты оказались раскрытыми, когда все увидели звериный оскал «золотого миллиарда» и убедились в становлении нового порядка, планетарная ситуация, а значит, и наши собственные перспективы, изменились ка­чественно — иллюзии отброшены. Потребуются весьма существенная перестройка общественного сознания и понимание структуры задач, которые предстоит решать власть предержащим.

Теперь, как мне представляется, стоит вопрос уже не о благополуч­ном развитии событий. Мы уже понимаем, что благополучное разви­тие событий в России и для России, во всяком случае, в ближайшее время, ближайшие десятилетия — вряд ли возможно. По большому сче­ту, сегодня речь должна идти о том, как сохранить себя, свою страну, свою культуру. Одним словом, о том, как выжить нам, народам России, в нынешней сверхопасной и сверхсложной ситуации.

Мы стоим перед необходимостью нового понимания мировой об­становки, положения в ней России и действительно нового мышле­ния** — уже не по Горбачеву. По-настоящему нового мышления. И без такого понимания нам не выкарабкаться из сложившейся ситуации.

Нашему народу сегодня бесконечно трудно. И необходимо отдать себе отчет в том, что его силы уже подорваны, что процесс нарастаю­щей деградации продолжается в течение ряда последних десятилетий.

И вот в этих условиях возникает проблема трансцендентной слож­ности: какова должна быть стратегия этого самого выживания? Для любого гражданина России это означает сохранение ее народа как на­ции, способной уважать себя, Как было бы важно сохранить то чувство самоуважения народа, которое мы обрели после победы в Великой Оте­чественной войне! И которое нам давало силу и энергию, чтобы жить и работать, несмотря на все тяготы послевоенной жизни. И материаль­ные, и моральные.

Прежде всего возникает соблазн закрыться от того мира неприязни, которым мы окружены сегодня, и помочь Западу соорудить тот самый «железный занавес», который уже не раз создавался вокруг на­шей страны.

*Здесь: бомбардировки Сербии авиацией НАТО весной 1999 г с целью заставить, уйти президента страны С Милошевича со своею поста.

**Новое политическое мышление» — философия внешней полиитки. выдвинутая М.С. Горбачевым в период «перестройки» : положить в основу международной политики общечеловеческие морально-этические нормы, очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения.

Да, за «занавесом» на первых порах будет спокойнее. Но подобный разворот событий смертельно опасен для будущего народа, и его нельзя допустить. Как уже было сказано, никакая, даже очень большая страна сегодня не может быть вне Мира ТНК — времена самодостаточных на­циональных экономик канули в Лету. Планета превращается в единую систему — и экономическую, и политическую. Таковы тенденции са­моорганизации, и ни одна страна не может быть вне подобном систе­мы, вне этого общепланетарного процесса.

Всякая изоляция смерти подобна! Значит, проблема «выжить» или «сохранить себя как нацию» неотделима от проблемы отыскания соб­ственной ниши в Мире ТНК, да еще в условиях развивающегося ново­го тоталитаризма, на что повлиять мы уже не можем. И не просто ниши, а ниши, достойной нашего народа, отвечающей его традициям и мен­талитету — ниши, которая будет принята народом и в которой народ сможет чувствовать себя более или менее комфортно.

Такая задача кажется бесконечно трудной. Да и на самом деле это так. Ее решение потребует напряжения всех сил нации, прежде всего интеллектуальных. Здесь нельзя ошибаться и подаваться гипнозу ка­ких-либо иллюзий или готовых рецептов. И может быть, мы найдем необходимый компромисс с враждебным (в принципе) нам миром, не унижающий достоинство нашего народа.

Я вижу два направления деятельности, которые необходимы, но которые не так-то просто согласовать между собой. Первое: целена­правленное развитие экономики, которое позволит нашей стране од­нажды стать полноценным партнером в Мире ТНК, а не просто сырье­вым придатком благополучных стран. Второе: обеспечение своей соб­ственной безопасности, достаточной дли исключения югославского варианта и позволяющей сохранить самостоятельность политических и экономических решений.

Остановимся сначала на втором вопросе, который мне представля­ется не столько более простым, сколько более ясным.

Безопасность — многофакторное понятие. Это и общее состояние нашей страны (не только экономическое, но и моральное), это и состо­яние Вооруженных Сил (вероятно, в первую очередь), и надежность системы управления, и многое другое. Но есть одно обстоятельство, которое выходит за любые рамки этой проблемы: это — состояние и боеготовность наших ракетно-ядерных сил.

Представим себе ситуацию югославского типа: нам предъявляют ультиматум с угрозой тотальной бомбардировки. Но русские вроде сер­бов: они предпочитают уйти в небытие, чем жить по чужим правилам. И нажатием кнопки такой уход может быть обеспечен. Дальше я начи­наю говорить как профессионал. Еще в начале 1980-х годов вместе со своими коллегами в Вычислительном центре Академии наук СССР мы просчитывали множество сценариев возможной ядерной войны. И я знаю, что 40% ядерных запасов нашей страны достаточно, чтобы не только себя, но и все человечество отправить в небытие! Сегодня — это несколько сот термоядерных боеголовок. Поэтому сейчас бессмыслен­но иметь (хранить и обновлять) более 1000 боеголовок, то есть тратить на это огромные средства, которых так недостает для решения основ­ных экономических проблем. Но определенное количество боевых ра­кет всегда должно быть наготове — в минутной готовности!

Скорпион, оказавшись в огненном круге, убивает себя своим ядови­тым хвостом, ибо такая смерть менее мучительна, чем от огня. Не дай Бог нам оказаться в положении скорпиона! Я согласен с одной сентенцией, выс­казанной М.Тэтчер лет 15 тому назад: ядерная война — бессмыслица, но ядерное оружие - необходимо, это потенциал сдерживания. И необходимо, чтобы этот потенциал находился всегда в состоянии боеготовности. И в надежных руках. Это гарантия против «югославского варианта».

Но во всех подобных рассуждениях есть по-настоящему трудное ме­сто: для того чтобы пушки стреляли, мало того, чтобы порох был сухим. Необходимо кое-что еще, чтобы вдохнуть новую энергию в уставший на­род. Необходимо абсолютное доверие народа к руководству страны. А его-то как раз и не хватает. И даже очень не хватает. А если говорить от­кровенно — его просто нет! Оно подорвано страшным десятилетием об­шей деградации, приватизацией, кадровой чехардой и прочими « реформаторскими» акциями. Ну и последнее, но не менее важное. Уверены ли мы, что наш «друг Билл»* и его команда уже не залезли в недра нашей системы управления? В недра той электроники, которая командует «ядер­ной кнопкой». И есть ли еще гарантия того, что кнопка может быть на­жата в нужный момент, и ракета отправлена туда, куда следует?

Ответ на этот вопрос тоже лежит в области доверия народа к руко­водству своей страны. И пока оно не будет восстановлено, подобные вопросы будут повисать в воздухе. А разговор о благополучной жизни илотов российского происхождения - делаться по меньшей мере бес­предметным.