Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Yur_psihologia.doc
Скачиваний:
109
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
2.53 Mб
Скачать

Глава 11 психология деятельности по расследованию преступленй.

§1. Психологические и другие специальные познания

Следователя.

Предварительное следствие есть целенаправленный процесс, цель которого - восстановление (реконструкция) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем (ст.3, 20, 21 УПК РФ).

Предварительное расследование в целом - это прежде всего практическая деятельность, строго регламентированная законом. Правовые нормы не только регулируют производство следственных действий, но и устанавливают определенный порядок этого расследования.

Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоящего. В связи с этим возникает необходимость реконструкции (восстановления) самого события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению, а также исследования личности правонарушителя в развитии механизма образования преступной установки, преступного умысла и субъективного отношения преступника к совершенному деянию.

В.Л. Васильев справедливо отмечает, что «объективно процесс реконструкции на предварительном следствии представляется в виде движения во времени от события преступления к полной реконструкции этого события и личности субъекта, его совершившего, через познание (поиск), анализ и синтез информации, которая собирается в ходе реконструкции».202

Перечислим основные структурные элементы (компоненты) психологической характеристики следственной деятельности:

  1. собственно психологические и другие специальные познания следователя;

  2. психологические основы выдвижения версий и планирование расследования преступлений;

  3. Тактические, психологические и нравственные аспекты взаимодействия следователя и психолога;

  4. психология совершения отдельных следственных действий.

Деятельность следователя характеризуется разнообразием задач, правильное решение которых требует применения не менее разнообразных знаний.

В законодательстве подчеркивается, что следователь в целях обнаружения следов и других вещественных доказательств обязан производить фото-, киносъемку, применять другие научно-технические средства, т.е. использовать свои специальные познания и навыки. Для этого он «должен иметь основательные представления о главных отраслях человеческого знания, глубоко разбираться в общественных науках и особенно в вопросах права. Кроме того, следователю нужны специальные знания, необходимые для профессиональной деятельности»203

Вопрос о понятии, условиях применения следователем собственных специальных познаний в правовой литературе освещен недостаточно. «В работах по криминалистике и судебной бухгалтерии, - пишет Г.А. Шумак, - не уделяется должного внимания самостоятельному использованию следователем данных бухгалтерского учета при расследовании преступлений. Эта недооценка на практике нередко ведет к попыткам полностью переложить работы по анализу документов на специалистов в области учета (ревизоров, экспертов-бухгалтеров), что связано с потерей доказательственной информации, затягиванием расследования и другими отрицательными последствиями...».204

Безусловно, не обладая, например, специальными психиатрическими познаниями, следователь не может самостоятельно диагностировать психическую аномалию, с наличием которой законодательство связывает наступление правовых последствий. В то же время именно он должен установить, есть ли обстоятельства или признаки, свидетельствующие о наличии у некоторых участников процесса (обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля) патологии психики, и принять решение о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Следователь может получить информацию о психической неполноценности субъекта путем изучения его поведения в ходе производства по делу, приобщенных к нему медицинских и иных документов, показаний участников процесса.

Знания следователя, используемые в процессе расследования преступлений, подразделяются на три группы:

  1. познания в сфере общественных наук;

  2. правовые познания в области уголовного процесса, уголовного права, криминалистической тактики и методики расследования преступлений и других юридических наук;

  3. специальные познания и навыки.

К последним относятся: а) познания в области криминалистической техники (трассологии, судебной баллистики, криминалистического исследования документов и т.д.); б) познания в области судебной медицины, судебной психиатрии, правовой психологии, судебной психиатрии, судебной бухгалтерии и других специальных наук; в) навыки (умения) обращения с научно-техническими средствами (фото-, киноаппаратурой, средствами работы со следами рук, ног, поисковыми приборами и т.д.).

Уровень знаний следователя в области криминалистической техники может быть не ниже, чем у эксперта, в связи с чем нет никаких процессуальных препятствий к самостоятельному использованию следователем криминалистической техники.

Однако существует мнение, что усложнение научно-технических средств и методов работы с доказательствами не позволяет следователю(работнику дознания) выполнять все криминалистические рекомендации, а потому необходимо освободить его от самостоятельного использования научно-технических средств. Например, И.М. Лузгин считал, что постоянное совершенствование и создание новых средств обнаружения доказательств «осложняет использование этих средств самим следователем, от которого нельзя требовать универсальных познаний и навыков».205

Р.С. Белкин предлагал освободить следователя от всех технических операций в работе с доказательствами и возложить их на специалистов-криминалистов. Эти суждения в целом верны, вместе с тем следователь обязан иметь криминалистические познания для непосредственного использования их в процессе расследования, а также для компетентной оценки действий специалиста-криминалиста.

Многие криминалисты и психологи считают, что следователь не может овладеть специальными знаниями во всех областях судебной экспертизы, однако это обстоятельство не освобождает от необходимости привести фактическую оценку заключения с точки зрения его научной обоснованности.

Иначе говоря, следователь должен обладать знаниями в таком объеме, который давал бы ему возможность проводить доэкспертное изучение вещественных доказательств, а также направлять работу специалистов.

Учитывая важность применения познаний сведущих лиц при производстве осмотра трупа, законодатель предусмотрел обязательное присутствие судебного медика или иного врача при проведении данного следственного действия ( ст.180 УПК). Сказанное не означает, что следователь не нуждается в собственных познаниях в области судебной медицины. Дело в том, что не всегда удается привлечь для осмотра трупа или освидетельствования потерпевших судебного медика; порой его функции исполняет обычный врач. В этом случае познания следователя в области судебной медицины позволяет избежать ошибок в методике изучения врачом объекта и предупредить необоснованные выводы, а также провести анализ результатов освидетельствования, дать правильную оценку заключению, а при необходимости успешно провести допрос эксперта.

Обязательной частью профессиональной подготовки юриста считается изучение психологии (общей и юридической). Знание психологии позволяет следователю правильно квалифицировать действия преступника, своевременно выдвигать и проверять версии (предположения) при планировании расследования преступления, определять психическое состояние участников уголовно-процессуальной деятельности, изучить личность обвиняемого.

Судебно-следственная практика показывает, что точная квалификация содеянного возможна лишь при условии, что следователь выявляет психологические особенности взаимоотношений преступника и потерпевшего, выясняет внутренние мотивы, побудившие обвиняемого совершить противоправные действия, оценивает личные качества и свойства субъекта преступления. Например, расследование факта доведения до самоубийства требует оценки поступков людей с учетом их личных взаимоотношений и психологической характеристики каждого, т.е. определенных знаний психологии. При решении вопроса об ответственности субъекта за преступление, совершенное в состоянии аффекта, следователь должен уметь распознать признаки, характерные для названного состояния. С этой целью он использует собственные специальные познания, изучает справочную литературу и только в необходимых случаях приглашает специалиста (психолога, психиатра, сурдопсихолога) для участия в производстве процессуальных действий.

Знание психологии дает следователю возможность понять словесное оформление воспринятых субъектом фактов, извлечь из потока этих сведений необходимую для расследования информацию, т.е. оперативно переработать в своем сознании данные, полученные при допросе.

Для полного и оперативного расследования преступлений следователь должен быть знаком с основами бухгалтерского учета, финансового и хозяйственного законодательства, судебно-бухгалтерской экспертизы. Так, при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы знание учета помогает ему оперативно изучить структуру предприятия, систему движения сырья и готовой продукции, контроля и охраны, позволяет более критически относится к выводам специалистов, самостоятельно анализировать бухгалтерские документы. Знание же инструкций и правил отчетности в определенной отрасли народного хозяйства позволяет квалифицированно проводить допросы материально ответственных лиц, устанавливать психологический контакт со специалистами и экспертами. Благодаря специальной подготовке по вопросам бухгалтерского учета следователь может правильно выбрать время назначения судебно-бухгалтерской экспертизы, четко поставить перед экспертом вопросы, проконтролировать проведение экспертизы.

Работники следственных органов должны освоить статистические, математические методы изучения следственного материала, чтобы умело использовать их для раскрытия преступлений и изобличения преступников.

Непременным условием эффективного внедрения научно-технических достижений в практику расследования преступлений служит самостоятельное применение следователем кино-, фотоаппаратуры, поисковых приборов, средств обнаружения и изъятия следов рук, ног и других вещественных доказательств. Владение приемами судебной фотографии, кино- и видеосъемки позволяет следователю своевременно зафиксировать материальные следы преступления, наглядно представить сложную и разнообразную обстановку преступного события, качественно провести следственные действия, запечатлеть процесс их выполнения: последовательность, динамику, поведение участников процессуального действия.

Итак, специальные познания следователя помогают ему провести предварительный анализ объектов, исключить некоторые экспертные исследования, способствуют своевременному планированию расследования, решению вопроса о целесообразности назначения и производства судебной экспертизы. Обладание необходимыми специальными знаниями и навыками придает следователю уверенность в работе, формирует у него убежденность в правильности своих действий, воспитывает деловитость и настойчивость в достижении поставленной цели.