Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Yur_psihologia.doc
Скачиваний:
109
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
2.53 Mб
Скачать

§ 2. Психология выдвижения версий и планирования расследования.

Процесс познания истины при расследовании преступлений начинается с выдвижения (построения) гипотезы - следственной версии (обычно нескольких следственных версий), воссоздающей предположительную картину исследуемого явления, и продолжается планированием расследования в целом.

Планирование и расследование преступления - организующее начало деятельности следователя. Логически правильно построенное, оно помогает выдвинуть верные предположения о прошлых и будущих событиях, определить объем предстоящей работы, целенаправленно вести поиск, организовать деятельность всех участников предварительного следствия. Планирование осуществления на каждом этапе предварительного расследования. Несмотря на то, что следователь часто не располагает достаточными данными о преступлении (времени, месте, способе, личности преступника и др.), он обязан даже при минимальной информации выдвигать версии, составлять план их проверки.

Эффективность планирования предварительного следствия зависит от степени использования достижений психологии (общей и судебной).

При планировании следователь оперирует двумя потоками информации: внешним - сведениями, поступающими при изучении обстановки и обстоятельств расследуемого преступления, и внутренним - содержащимися в памяти знаниями, приобретенными в процессе обучения и практической работы.

Существует и третий поток информации, поступающий от сведущих лиц - психологов, криминалистов и т.д.; в дальнейшем происходит их интеграция со знаниями следователя внешним, но он специфичен, поскольку порожден не фактической обстановкой преступления и лицами, причастными к нему, а волей и сознанием субъектов, с которыми следователь взаимодействует. Использование помощи сведущих лиц при планировании преступлений должно быть целеустремленным и разнообразным.

Планирование суть развернутая поэтапно программа практических действий, важнейший элемент реконструктивной деятельности следователя. Успех планирования предварительного следствия во многом зависит от умения восстановить события прошлого по следам. Здесь от следователя требуется творческий подход к деятельности, следственное воображение, объективность мышления, высокий уровень интеллекта, хорошая память, интуиция, умение фантазировать и др.

Следственное воображение имеет большое значение на начальном этапе расследования, когда воссоздается картина прошлого на основе разрозненной, противоречивой информации о преступлении и личности преступника и следователь выдвигает предположения (версии). На данной стадии предварительного следствия допустимы эвристические приемы и методы переработки исходной информации. Особенно велика роль воображения в деятельности следователя при раскрытии неочевидных, замаскированных преступлений. Чем яснее он представит себе картину преступления, тем правильнее будут выдвинутые версии.

Воссоздающее воображение следователя базируется на реконструкции (синтезировании разрозненных признаков и создании единого) и акцентрировании (мысленном выделении отдельных свойств предметов или явлений). Следователь активизирует свое творческое воображение, чтобы представить себе еще не выполненную работу. Без этого при планировании лишь закрепляются привычные способы и действия, а новые возможности не предусматриваются.

В деятельности следователя (в частности, при планировании расследования преступлений) важную роль играет объективное мышление. Он обязан уметь анализировать, обобщать, систематизировать, привлекать знания из различных областей жизни, науки, следственной практики. Его рассуждениям должны быть свойственны продуктивность, самостоятельность, проницательность.

Для ускоренного разрешения следственных ситуаций, особенно проблемных и конфликтных, очень важна интуиция - способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения. За способность как бы внезапно угадывать истину обычно стоят накопленный опыт, приобретенные ранее знания. Следственные догадки позволяют представить себе многочисленные действия, образы, ситуации, что в свою очередь способствует оперативному выдвижению различных предположений (версий).

Версии составляют основу планирования. Их выдвижение и проверка требуют от следователя усиленной мыслительной деятельности, воображения, фантазии. Процесс построения, развития и проверки версий предполагает использование различных форм умозаключений (индукции, дедукции, аналогии). В сущности, планирование - это мысленное моделирование расследования.

Повторить криминалистическую модель события - значит с помощью логических операций, догадок, воображения на основе имеющейся информации представить себе (мысленно воспроизвести) картину этого события. Идеальные (мысленные) модели преступного события - результат отражения в сознании следователя ситуаций, характеризующих обстановку расследования на данный момент, особенностей производства процессуальных действий, поведения участников уголовного процесса и других обстоятельств сбора, исследования и оценки доказательств. Разновидностью идеальных являются информационные модели, которые подразделяются на содержательные и формализованные.

Содержательные модели - результат отражения объекта познания на чувственно-рациональном уровне с учетом его (объекта) качественно-количественных характеристик, а формализованные - результат отражения моделируемого объекта с помощью символического языка (рисунков, графиков, схем и т.п.).

Идеальные (информационные) модели отражают состояние расследования события в целом (план расследования по этапам), производства отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (планы процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий).

Возникает вопрос: все ли намечаемые действия могут планироваться? А.Р. Ратинов пишет: «Незнакомые следователю виды деятельности не поддаются планированию. Так, если следователь не знаком, скажем, с технологией кожевенного производства, то лишен возможности планировать мероприятия, связанные с исследованием в этой области».206 Думается, что данное утверждение слишком категорично. Следователь в подобных ситуациях должен активно использовать консультационную помощь сведущих лиц (специалистов, экспертов), которые разъяснят специфику конкретного технологического процесса (например, кожевенного производства), помогут подготовить вопросы для судебной экспертизы, примут участие в изучении (оценке) заключения судебных экспертов и т.д. Получив необходимые разъяснения по специальным вопросам, следователь может планировать проведение конкретных процессуальных действий и оперативно-тактических мероприятий.

Мыслительная деятельность следователя находит отражение в плане расследования, содержание которого определяется характером следственных версий. В плане указывается, каким образом будут использованы специальные познания. Например, в плане производства отдельных процессуальных действий отражается необходимость участия сведущих лиц (специалиста, эксперта), называются технические средства, которые нужно использовать, приводится порядок ознакомления обвиняемого с заключением судебной экспертизы и т.д.

На начальном этапе следствия особенно важны версии об общем характере, сущности расследуемого события и причинах, вызывающих его. Нередко выдвинуть версии о характере преступного события следователю помогают специалисты и эксперты. Подобные ситуации возникают при расследовании фактов, связанных с гибелью людей или причинением материального ущерба на производстве, автодорожными происшествиями и т.п.

Основания для выдвижения версий о мотивах, способах, месте и времени совершения преступлений могут содержаться в информации, полученной от психологов, судебных медиков, криминалистов и других сведущих лиц.