Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История 5.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
6.36 Mб
Скачать

Иван Попов. Оклад Евангелия. 1527 г.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Процесс подготовки к написанию текста носил налет сакраль- ности. Тексты писали по пергаменту настоящими гусиными перь­ями, причем использовались для этой цели не все перья подряд, а лишь 2—3 пера. Иногда использовались перья воронов и даже павлинов. Прежде, чем быть использованным, перо должно было пройти предварительную подготовку: его очищали на раскален­ном песке, обрезали под углом и затачивали. С XV в. на Руси в качестве чернил использовался отвар из коры дуба, ольхи, ясеня с добавлением щей покислей и кружки медового кваса. Такие чер­

нила были на редкость стойкими. Для производства чернил так­же использовали отвар из трав, ягод и кожуры грецких орехов, либо состав из меда и золота. После написания мед аккуратно

удалялся, а золото оставалось. (Этот способ применялся на Руси переписчи­ками церковных текстов).

В летописях отражалась история Руси, великие деяния князей, праведни­ков, жития святых. В различных древне­русских городах при монастырях созда­вались библиотеки летописных сводов и других рукописных книг. Так, например, считается, что в домонголькой Руси было от 130 до 140 тыс. томов таких рукопис­ных книг.

Наряду с летописанием развивалась и литература, в которой переплетались религиозные и светские мотивы. Авторы писаний утверждали гуманистические идеи, размышляли о жизни, об идеаль­ных правителях, о войнах и вражде, гу­бящих русскую землю, о гармоничном праведном человеке, воссоздавали иде­ал высоконравственного человека.

Святой Борис. Фрагмент иконы Борис и Глеб. Конец XIII в.

Такие сочинения писались как в прозе, так и в поэтической форме. Потребность испытать чувство духовной радости через чтение, общение с подвижниками, созерцание икон, посещение святых праведников составляла характерную черту древних ру­сичей. Поэтому все больше противопоставляется в общественном сознании духовная радость чувственной, все активней начинает внедряться идея о приоритете истинных духовных наслаждений по отношению к мирским.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

И именно здесь, в области духовной сферы, был усмотрен первый эстетический идеал духовной чистоты и святости, который обрел главенствующее значение в древнерусской художествен­ной культуре.

Художественное образование в России (XIV—XVII вв.)

Источником просвещения, как уже говорилось выше, были церкви и монастыри, при них же открывались не только началь­ные школы, но и художественные мастерские. С середины XII в. происходившее в Киевской Руси усиление внешнеторговых свя­зей, рост народного хозяйства, благосостояния, привело к замет­ному развитию различных видов искусства, росту образования и просвещения.

В период татаро-монгольского ига резко сократилось коли­чество храмов, поэтому на передний план выступила не фреска, а икона, что постепенно привело к появлению в деревянных цер­квях иконостаса.

С конца XIV в. ведется активное строительство каменных цер­квей и монастырей, главным образом на территории Московско­го княжества. XIV в. в целом стал эпохой возрождения иконопис­ного искусства, утверждения его особой роли и значения в жизни Руси. Вновь созданные храмы богато украшались росписями, как это было принято на Руси еще при Иване Калите.

Обучение русских иконописцев могло проходить в зарожда­ющихся отечественных мастерских и школах. Ведущей из них была московская иконописная мастерская, созданная митрополитом Петром. Выделялись и другие школы: псковская, новгородская, суздальская, ростовская и т. д. В композиционных построениях иконописи мастера строго следовали правилам античных пропор­ций (по этой причине с XVII в. иконописная система стала назы­ваться греческой).

Художники приобретали свой опыт, контактируя с иноземны­ми мастерами, либо совершенстуя свое мастерство за рубежом,

Рис. мальчика Онфима на берестяных грамотах

главным образом в восточно-христианских странах (Греции, Бол­гарии).

Настоящим центром культуры, искусства и образованности стал Андроников монастырь, собор которого был расписан Ан­дреем Рублевым. Главной целью русских иконописцев и зодчих было отражение вечного, совершенного, создание целостной картины мироздания, передача духовно-нравственного содержа­ния. Решение столь грандиозных задач, стоявших перед художни­ками, и привело к приоритету фресковой живописи и архитекту­ры в XIV—XV в. Язык настенного письма позволял органично соединять архитектурные и живописные формы, создавать ощу-

щение радостного, богатого интерьера и при этом локализовать основную идею материализации духовного света. Ду­ховность, чистота, святость (Свет) — вот тот идеал, на который было ориентиро­вано русское общество этого периода. Образы Богоматери, святых являлись материальным воплощением этого иде­ала, значимость которого столь актуа­лизируется в тяжелый период татаро- монгольского ига.

. Попытки передать духовный свет через чувственно воспринимаемые об­разы на языке своего вида искусства были свойственны художникам русского средневековья. Художники жили и опи­рались в своем творчестве на философ­ско-религиозные идеи того времени. Именно эти идеи определяли свет как наиболее адекватную форму выраже­ния Бога.

Световые проявления Божественно­го начала, материализация его сути ста­ла главной целью художников. Это по­служило причиной бесконечных поисков многообразных способов и приемов пе­редачи Божественного света в живопи­си (повышение светоносной силы красок и фонов) и архитектуре (при организа­ции светового пространства интерьера).

Церковь Покрова на Нерли. 1165 г.

Ангел Златые Власы. Икона. XII в.

Причем художественные образы в иконописи строились на основе канона, который фактически являлся моделью

трансцендентного духовного мира. Худож­ник обязан был хорошо знать иконографи­ческий канон, поэтому его изучение было одним из основных моментов обучения в ма­стерских. Канон в живописи составлял тот базис, на основе которого можно было пе­редать не временное, субъективное, а все­человеческое, истинное, ибо в нем был за­фиксирован многовековой духовный опыт человечества.

Ограничивая иконописца в сюжетно-те- матическом или композиционном плане, ка­нон тем не менее позволяет проявиться ему как истинному мастеру, создает неограни­ченные возможности для поиска способов выразительности через сочетание цветов, форм, создание ритма, введение каскада символических знаков.

Поэтому знание канона и умение интер­претировать в его рамках характеризуют уровень мастерства художника, делают его великим. Такими великими иконописцами Руси были Андрей Рублев, Дионисий, Дани­ил Черный, Феофан Грек.

t i

Владимирская икона Богоматери. Первая половина XII в.

j

Иконографический канон изображения святых

Заметим, что поиск синтеза архитекту­ры и живописи привел к выработке особо­го, пластического языка стенописи, без ко­торого этот синтез храмового искусства мог не состояться. В первую очередь для пере­дачи основной идеи было необходимо, что­бы композиция четко и ясно читалась на расстоянии, отсюда — лаконизм и предель-

ИСТОРИЯ ОБРАЗС>ВАНИЯ И цвеюдидактики

Чудо Георгия и змия с житием. Икона. I половина. XIV в.

ная обобщенность рисунка, чистота красок, особая система мо­делирования формы.

Выполнялись росписи по сырой штукатурке, что приводило к ограничению палитры художника, т. е. использовались только те

краски, которые могли контактировать с сырым известковым грун­том. Между тем такое ограничение способствовало поиску спо­собов усиления интенсивности красочных пятен (выбор оттенка пигмента, располо­жение и масса цветового пятна и т. д.).

Принцип работы над фреской или иконой был достаточно прост. Краски од­ного слоя накладывались последователь­но на другой, выступающие части формы моделировались путем раскладки пробе­лов, тени подчеркивались темными крас­ками. Характерно то, что методы работы стенописца и иконописца были очень по­хожи. Это определило и общие принци­пы обучения, хотя каждая школа облада­ла своими индивидуальными чертами.

Начиная с XIV в., профессия иконо­писца является не только высокопочита- емой и потомственно наследуемой при­вилегией, но и становится в ряд мирских профессий. А это открывало возможнос­ти для овладения иконописным мастер­ством уже с детства, путем передачи опыта от отца к сыну. За­тем ученика отдавали на обучение мастеру.

Первый этап обучения был традиционно связан с накоплени­ем опыта подготовки к работе и развитием технических навыков: растирание красок, подготовка доски, копирование образцов, миниатюр рукописей, икон.

Андрей Рублев. Спас на престоле. (Спас в силах). Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Конечная цель обучения была связана с приобретением уче­ником умения рисовать по воображению, самостоятельно. Боль­шое внимание уделялось технологии выполнения работ, так как применение темперы в стенописи требует быстрого ведения ра­боты и почти не допускает поправок.

По окончанию курса обучения ученики сами становились учи­телями и передавали свой опыт последующим поколениям.

Андрей Рублев. Троица. Икона. 1420 годы.

». - " • г

Таким образом, на Руси изобразительное искусство берет на­чало с иконотворчества. С самого начала его развития важней-

Успение Богородицы. Дионисий. Фреска церкви рождества

Икона. XII в. Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

1500-1501 гг.

шим моментом в обучении изобразительной грамоте было копи­рование образцов, что оставалось основным методом вплоть до XVIII в. Начиная с периода формирования и распространения си­стемы массового образования (конец XVII—XVIII вв.), происходят заметные изменения и в области обучения изобразительной дея­тельности. Из элитарной она превращается в область, доступную многим.

Древнерусская монастырская школа

Святительский чин. Мозаика. Софийский собор. Киев. XI в.

Италия в эпоху

Возрождения

Характеристика культуры и ее идеалов

(сложение основ

классической системы образования)

Новые, капиталистические отношения возникают в Италии в конце XIII в. Здесь развитие крупного мануфактурного производ­ства относится к XIV—XV вв, в то время как в целом в Европе фор­мирование этого же производства происходит в XVI в. Возникает и новый вид деятельности — банковское дело.

Стремление к экономическому и политическому господству приводило к военным действиям. Так, жители итальянских городов, на протяжении столетий говорящие на одном языке и жившие в одном государстве, устраивали между собой баталии. Такие сра­жения, например, велись между Венецией и Генуей. В это время городским символом свободы являлась кароччо — запряженная белыми волами колесница с боевыми знаменами, которая охра­нялась во время сражения лучшими отрядами.

На развитие архитектуры и других видов искусства оказало влияние признание крупнейшего богослова XIII в. Фомы Аквинс- кого о том, что богатство вовсе не является греховным, что им можно обладать и даже беспокоиться о его расширении, стоя на позициях умеренности, что это способствует преуспеванию семьи, государства и церкви. Это обоснование находит свое отражение в активном строительстве богатыми горожанами в городах двор­цов и загородных вилл.

Интенсивное развитие городов в XIII в. способствовало па­дению феодально-крепостнических отношений. Освобождение

крестьян ослаблило экономическое и политическое господство феодалов, устранило их исключительное право в снабжении го­родов сельскохозяйственными продуктами, у городских властей появилась возможность регулировать цены на эту продукцию.

11 - 6951 Сурина

Освобожденные от крепостного права крестьяне отторгались и от права на землю, что заставляло крестьян искать заработков

Фрагмент фрески Бернардини Пинтуриккьо. Сцена из семейной жизни

в городах. Города получили большое количество рабочих рук, что способствовало росту ремесленного, мануфактурного производ­ства, увеличилось и количество налогоплательщиков и потенци­альных воинов. В этот период происходит то, чего до этого вре­мени не было — разделение труда на производстве кораблей, шерстоткацких мастерских, в горном деле, металлургии и т. д. Итальянские города вели обширную международную торговлю с Францией, Англией, с островными государствами Средиземно­морья, торговали в Египте, Арагоне, Византии.

А Дюрер. Меланхолия

Зарождение капиталистической формации на базе феодаль­ных отношений явилось величайшим прогрессом во всех сферах человеческой деятельности. Стремительное экономическое раз­витие способствовало выступлению против всесилия диктатуры церкви, уменьшению ее власти. Экономическое развитие обще­ства, поиск светского мировоззрения способствует обращению просвещенных людей к изучению античного наследия, в резуль­тате чего эта эпоха позднее получила название Возрождение. Пе­риод раннего Возрождения относят к началу XIV в.

Бурные изменения, происходящие в политической, экономи­ческой, социальной жизни общества, не могли не затронуть и области культуры. Начинают закладываться основы новой идеологической системы, обращенной больше к человеку, чем к Богу. Эта система получила название «гума­низма». Заложенная Петраркой и Боккаччо и продолженная в трудах их учеников и последо­вателей, она распространяется на всю Ита­лию. Идеи гуманизма встречают поддержку у руководства правящих городов, доходят до на­родных масс и принимаются (но не всегда) ими.

Бернардино дей Конти. Беатриче д'Эсте. 1494 г. На Беатриче надето

платье с типично вертикально-полосатым рисунком, характерным для итальянского Возрождения

Во Флоренции организуется и действует кружок гуманистов, состоящий из политических деятелей, купцов, монахов, художников, музы­кантов. Здесь обсуждались вопросы полити­ческой и культурной жизни, рассматривались вопросы распространения идей за пределы Флоренции. Яркой личностью среди них был Леонардо Бруни. Он плодотворно работает — пишет трактаты по латинской и греческой фи­лологии, этике, педагогике, истории. Отмечая устремленность человека к «истинному благу», он, в то же время, говорит о том, что надо най­

ти к нему путь. Он показывает, что путь к благу проходит через добродетельное поведение человека, возможность выбора, его свободной воли. Бруни отмечает первостепенную роль образо­вания в определении свободного выбора человека, в воспитании лучших черт характера. Такое образование, со­гласно Бруни, является необходимым и для муж­чин, и для женщин.

Человек XV в. после длительного периода средневековой ориентации к миру трансценден­тному начинает обретать вновь доверие к себе и земному бытию. Человек начинает видеть окружа­ющий его мир, интересоваться им и его элемен­тами: природой, вещами, другими людьми, соци­альными ценностями.

Человек вдруг начинает понимать, что Бог со­творил данную реальность не по какой-то опре­деленной причине, а потому, что так возжелал. Следовательно, мир надо объяснять, исходя из него самого, а для этого необходимо предельно разделить «веру и разум, сей мир и мир иной».

Таким образом, вызревает новая религия — религия для мирян, где «подражание Христу» есть проникновение во внутренний мир человека. Происходит «очеловечение» Бога, который из Христа-священника, превращается в Христа-чело­века. Бог остается во вне, на втором плане, а на первый выдвигается человек с его чувствами и переживаниями.

Пропадает интерес к религиозным догмам как таковым, по­скольку они из мира потустороннего. Как пишет X. Ортега-и-Гас- сет', Европу охватывает «религиозное отрицание древнего обра­за святости и совершенной жизни», что выражается в движении

Морони Джовани Баттисто. Дворянин. 1576 г. Изображен в костюме испанского

типа, модного во II половине XVI в. в Италии

1 Хосе Ортега-и-Гассет — крупнейший испанский философ XX в., известен своими трудами по эстетике, философии и истории искусств.

против церковников и монахов. Это время меланхоликов, век чувств, повышенной слезливости, кротких, опущенных «долу взо­ров», поиска и ожидания переживания эмоциональных состояний.

Обильные слезы могли быть вызваны светской церемонией и пылкой проповедью, религиозной мистерией и волнением, про­бужденным глубокой скорбью. Рыдания вообще воспринимались как явление возвышенное и прекрасное. Меланхолия же стала отождествляться с артистическим темпераментом (т. е. творчес­ким началом). Поэтому многие художники стали посвящать свои гравюры и картины образу меланхолии.

Неизвестный художник. Свадьба Бокаччио Адимари. Роспись на свадебном ларе. XV в. Флоренция

В это время пестрота и контрасты были характерны для всех сторон бытия — городов, людей, событий, отношений. Знать упи­валась богатством, бедный страдал в вопиющей нищете. Любое событие сопровождалось громогласными криками, плачем и му­зыкой. Страсти, сопровождавшиеся взрывами необузданной гру­бости и жестокости, сменялись душевными порывами и отзывчи­востью. Этой эпохе были свойственны распри и злоба, ненависть, нищета и дикость, но также радость, счастье и любовь, стремле­ние к прекрасному, возвышенным идеалам.

С. Ботичелли. Рождение Венеры. Идеал женской красоты XV в.

Одежда служила символом, по которому четко определялось сословие, профессия, состоятельность. Можно сказать, что в цве­товом решении и стилистике одежды как в зеркале отразилась противоречивость эпохи Возрождения. Хотя среди европейских стран Италия этого периода выделялась в области моды изящно­стью вкуса и большей практичностью одежды, в целом ей была также присуща роскошь, пестрота и нелепость моделей или их элементов.

В первую очередь для итальянской одежды характерна кон­трастность цветовых сочетаний. Наиболее эффектным и модным считалось сочетание в костюме красного и зеленого с обязатель­ным присутствием белого (тонкой рубашки выглядывающей в уз­кие вертикальные разрезы). Вообще богатая знать стремилась ис­пользовать три-четыре, иногда и более цветов. Частым было присутствие синего, красного (или черного) с зеленым, золотым