Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тойнби А., Постижение истории .pdf
Скачиваний:
35
Добавлен:
18.04.2022
Размер:
53.08 Mб
Скачать

И в своем утомительном пути в Мессению путешественник будет по­ вторять слова Акселя Оксеншерна33: «Если бы ты знал, в руках какого дурака находится весь мир!»

Поворот к анимализму34. Социальная система Спарты является пос­ ледней из «задержанных» цивилизаций, которые мы здесь рассматри­ ваем. Заканчивая этот обзор, хотелось бы выделить некоторые харак­ терные черты представителей обшеств этого вида. Наиболее яркие осо­ бенности, которые сразу бросаются в глаза и обнаруживаются в каждой из задержанных цивилизаций, — это наличие каст и специализация. Оба эти явления укладываются в следующую формулу: общество не однородно. Оно разделено на определенные категории по функциям или признакам.

Для задержанных цивилизаций характерна многосложность и полиморфность. Жизненный уклад общества эскимосов, например, обес­ печивался не только охотниками, но и собаками, необходимыми для охоты и транспорта. В субарктической ветви кочевого пастушества на территории Евразийской тундры уклад обеспечивался тремя составны­ ми: люди-охотники, ездовые олени и олени мясо-молочные. Номадическое общество в Афразийской степи подразделялось на другие «кас­ ты*. Это, прежде всего, пастухи; во-вторых, пастушеские собаки, ло­ шади и верблюды; в-третьих, сам скот — коровы, овцы и козы. В оттоманской соииальной системе можно обнаружить эквиваленты трех «каст» номадического общества, где животные заменены людьми. По­ лиморфная система номадизма образована разнокачественным сочета­ нием людей и животных в едином обществе, ибо в условиях степи люди и животные не могут вести самостоятельный и независимый друг от друга образ жизни. Оттоманская же социальная система построена на целенаправленном разделении однородных социальных элементов на касты, причем границы между ними были столь же резкими, как меж­ ду людьми и животными или между животными разных видов.

Для нашего исследования достаточно принять во внимание нали­ чие каст и соотнести это с аналогичным явлением в номадическом об­ ществе. Сам оттоманский падишах — пастырь; его обученные рабы со­ ответствуют пастушеским собакам и другим помощникам кочевников; а все остальные подданные падишаха в оттоманской социальной сис­ теме не более чем стадо35. В Ликурговой системе Спарты также про­ слеживаются три касты (хотя спартанское общество не номадического происхождения): илоты — стадо, спартиаты — помощники пастыря, а пастырь — Закон.

Эта кастовая система обладает свойством подвергать определенной трансформации включенные в нее компоненты. Эскимосская собака, лошадь и верблюд кочевника частично очеловечены партнерством с че-

214

ловеком, который не только использует их, но и ухаживает за своими помощниками. С другой стороны» оттоманский раб и спартанский илот частично обесчеловечены, поскольку к ним относятся как к домашне­ му скоту. Остальные партнеры вовсе утрачивают в этих связях человеч­ ность и превращаются в сверхчеловеческие и нечеловеческие существа. Совершенным спартанцем является уэллсовский марсианин, совер­ шенным янычаром — монах, совершенным номадом — кентавр, совер­ шенным эскимосом — тритон.

Плутарх рассказывает, как однажды, в ответ на упрек в малочислен­ ности спартанцев, Агесилай3* устроил смотр, в котором спартанцы были выстроены отдельно от союзников. Затем он стал вызывать по очереди представителей различных ремесел. Сначала попросил выйти из строя всехгончаров,затем всех кузнецов, затем плотников и строителей. Ко­ роче говоря, войска союзников сильно поредели, а из спартанских ря­ дов не вышел никто, потому что в Спарте запрещалось заниматься про­ стонародными ремеслами. Агесилай рассмеялся и сказал: «Ну что, ви­ дите теперь, сколько Спарта посылает солдат и как мало их у вас?»

Этот исторический анекдот на первый взгляд свидетельствует в пользу спартиатов, но при более близком рассмотрении обнаружива­ ется, что преимущество Спарты мнимое. История сыграла злую шут­ ку, и военное превосходство спартиатов обернулось для них поражени­ ем в других, невоенных сферах, где профессионалами показали себя нсспартиаты, а спартиаты оказались беспомощными дилетантами. Тем более примечательно, что союзники спартанцев, будучи ремесленни­ ками и считаясь профанами в военном деле, воевали достаточно хоро­ шо, несмотря на более слабую воинскую подготовку и меньшую тре­ нированность. Это нашло отражение в речи Перикла, посвященной памяти афинян, павших в Пелопоннесской войне 431—404 гг. до н.э., дошедшей до нас в изложении Фукидида: «Мы отличаемся от наших соперников тем, что не изнуряем себя постоянными военными упраж­ нениями, предпочитаем в нашей привольной жизни заниматься каж­ дый своим делом, оставаясь готовыми бесстрашно встретить любую опасность, если таковая возникнет. Тот факт, что мы сохраняем нашу боеготовность не перенапряжением, а живя свободно и раскованно, дает нам двойное преимущество. Нас не понуждают готовиться к ужа­ сам войны, но мы встречаем их столь же мужественно, как и те, кто по­ стоянно поддерживают в себе эту готовность. Кроме того, мы наслаж­ даемся искусствами и развиваем свой разум, не поощряя изнеженноеin. Наши политики не чураются домашних радостей, а те, кто посвятил себя делу, не утрачивают интереса к политике. Одним словом, я счи­ таю Афинскую республику школой Эллады» (Фукидид. История).

Человеческий разум отличает редкостная многогранность. Неисчер­ паемы его возможности анализа, синтеза, отражения, способности

215