Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курчеев В.С., Свиридов И.В., Тюгашев Е.А. Homo urbanus.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
2.72 Mб
Скачать

3.3. Ментальная структура социума и субъектно-ориентированная стратегия обеспечения общественной безопасности

3.3. Ментальная структура социума

Социальная ориентация деятельности государственных правоохранительных органов есть задача, решение которой в современной ситуации требует определенной переориентации со стороны сотрудников этих органов. Положение, в котором они находятся, непосредственно не диктует социальную ориентацию служебной деятельности. Поэтому необходим целый ряд опосредствующих звеньев, которые составили бы сложный социальный механизм, направляющий деятельность правоохранительных органов в интересах общества.

Включенность правоохранительных органов в государственный аппарат обязывает его сотрудников обеспечивать в первую очередь безопасность государства и только посредством этого, во вторую очередь, – существование общества, обладающего данной государственной организацией. Объективно обусловленный примат государственных и ведомственных интересов ориентирует сотрудников правоохранительных органов не на развитие общества, а на развитие той системы, структурно-функциональ­ным элементом которой они являются.

Вследствие такой общесистемной детерминации становится понятным факт того, что при необходимости регистрационного снижения преступности и роста раскрываемости преступлений их учет сдвигается, как подчеркивают В. В. Лунеев и Г. М. Миньковский, к преступлениям, «совершенным в условиях очевидности, простым с точки зрения раскрытия и безопасным для органов правоохраны» 59.

Практика включения полиции в социальные взаимодействия привлекла внимание исследователей к социальной субъектности сотрудников, их социальному статусу и мотивации деятельности.

По данным различных исследований 60 можно констатировать, что:

– во-первых, большинство полицейских происходят из крестьянских и рабочих семей, но относят себя к среднему классу;

– во-вторых, в неформальных нормах полицейской субкультуры подчеркивается солидарность служащих полиции перед лицом потенциально опасного внешнего мира и в отношении своих начальников;

– в-третьих, полиция смотрит на население своего участка с недоверием. По ее мнению, население настроено к ней враждебно и не готово к сотрудничеству. Граждане не участвуют в работе полиции. Они ее не уважают и постоянно критикуют. Они признают законы только из страха быть пойманными при их нарушении;

– в-четвертых, полиция работает в «обстановке подозрения», когда в поле ее зрения попадает возможный правонарушитель (подозрительная местность, внешность, поведение);

– в-пятых, подготовка полицейских характеризуется большим отрывом от практических нужд и все тактические приемы поведения в будничной обстановке они постигают уже на практике.

Свое положение многие низовые сотрудники правоохранительных органов рассматривают как определенное социальное завоевание, гордятся достигнутым статусом, хотят, чтобы на них смотрели как на экспертов, знающих свое дело, и требуют соответствующего уважения. В то же время, по мнению граждан, полицейские смотрят на них свысока, относятся к ним как к людям низшего сорта, разговаривают надменным тоном и грубо 61. Каждый случай непочтительности, непослушания и несговорчивости полицейские рассматривают как вызов их власти и авторитету.

Отмечается, что для полицейской субкультуры характерно убеждение в том, что, полицейский, допускающий издевательство над его властью, теряет всякое уважение у граждан и что он тем самым делает невозможной работу полиции. Многие сотрудники полиции убеждены, что большинство граждан, особенно представителей низших слоев общества, соглашаются с авторитетом и властью лишь тогда, когда их навязывают им силой. Поэтому ни один вызов авторитету полиции не должен оставаться без ответа, даже если гражданин становится затем покладистым. На применение силы полицией представители низших слоев реагируют, тотчас переходя к физической агрессии. И в большинстве случаев полиция прибегает к агрессивным действиям в ответ на пренебрежение ее властью. Если гражданин оказывается почтительным, отпадает и повод для подтверждения своей власти и достоинства.

Семьи среднего слоя общества, как правило, неплохо сотрудничают с полицией; они всегда вежливы, уважительны и покладисты перед представителем власти. Но полицейские часто критикуют их за то, что они чрезмерно опекают своих детей и относятся к их поведению слишком снисходительно. Родители таких семей часто употребляют свои связи и влияние, чтобы как-то воздействовать на решения полиции. Люди из средних слоев отвечают на применение насилия со стороны полиции тонкими формами символической агрессии; они склонны откладывать разрешение конфликта на более поздний срок, поэтому полиция боится жалоб со стороны средних слоев больше, чем от кого бы то ни было. Когда люди из средних слоев ставят под сомнение авторитет и власть полиции, она воздерживается от ответной реакции.

Таким образом, будучи выходцами из низшего класса, полицейские оказываются не вполне своими и для среднего класса. В результате объективно возникает переживание пребывания во враждебном окружении – комплекс «осажденной крепости». Для «обстановки подозрения», характеризующей жизненный мир полицейского, органично невротическое чувство базисного недоверия, которое ведет к комплексам лишенности, разделенности и покинутости. Окружающий мир, партнеры по социальным взаимодействиям воспринимаются с опасением, как ненадежные, провоцирующие или вызывающие на конфликт объекты.

Эти наблюдения подтверждаются данными проводившихся в 1990-е гг. в г. Новосибирске В. В. Собольниковым исследований характера личностного потенциала сотрудников ряда правоохранительных органов. В. В. Собольников пишет следующее: «Просматривается феномен сложившейся профессиональной корпоративности, обусловленной исключительной сложностью решаемых задач. Настораживает наличие определенного числа сотрудников, имеющих высокий уровень эмоциональной незрелости и инфантилизма. У вновь поступающих на службу в органы правоохранительной системы выявлен достаточно высокий уровень раздражительности и затруднений в социальных контактах, а также наличие депрессивных тенденций и социальной пассивности» 62.

Данные как зарубежных, так и отечественных исследований личности сотрудника правоохранительных органов сходны. По-видимому, на работу в эти органы подбираются люди определенного психологического типа.

В результате обследования контингента оперативных сотрудников различных правоохранительных органов В. В. Собольников за 1994–1996 гг. получил следующие данные о типах личности по доминирующим когнитивным стратегиям (табл. 3.2) 63.

Таблица 3.2