Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аль-Фараби. - Философские трактаты - 1972.pdf
Скачиваний:
444
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
16.31 Mб
Скачать

ции, бессильны представить его адекват­ но и в совершенстве его бытия. Эти два рода [бытия] соответственно относятся к двум крайним пределам бытия: один — в полноте совершенства, а другой — в абсолютном несовершенстве.

Так как мы погружены в материю, она является причиной того, что наша субстанция удалена от Первичной Суб­ станции. Чем больше наша субстанция приближается к Ней, тем полнее у нас создается представление о Нем, — наи­ более совершенное, наиболее достовер­ ное, потому что по мере того, как мы отклоняемся от материи, наше представ­ ление о Нем [Первичном бытии] стано­ вится более совершенным. И мы именно тем больше приближаемся к нему, ког­ да становимся актуальным интеллектом. Если [следовательно] мы полностью от­ делимся от материи, наше постижение его — в наших интеллектах — будет са­ мым совершенным.

6. О величии, великолепии и славе Всевышнего

То же самое [относится] к Его вели­ чию, великолепию и славе. Величие, великолепие и слава сосредоточены в предмете в зависимости от его совершен­ ства или в субстанции или в одной из его собственных акциденций. Это о нас

чаще всего говорят только по причине некоторого случайного совершенства, как, например, богатства или зна­ ния, или некоторого случайного [со­ вершенства] нашего тела. Как совершен­ ство Первопричины отличается от всего прочего, так Ее величие, великолепие и слава отличаются от других величия или славы. Величие и слава [для Него]— это пределы, находящие завершение в Его субстанции, и не в чем ином, кроме Его субстанции и сущности. Он велик и славен в себе, Он возвышен, великолепен и славен, возвеличивали Его или нет.

Красота, великолепие и украшение всякого бытия состоят в том, чтобы осу­ ществить свое бытие наилучшим обра­ зом и достичь его полного совершенства. И так как бытие Первого Сущего являет­ ся совершенным, то и Его красота пре­ восходит всякую другую красоту во всяком носителе красоты. Так же обсто­ ит дело с Его украшением и великолепи­ ем: все это в Его сущности и субстан­ ции.

И это есть в Нем самом [Первом Су­ щем], и с их помощью он умопостигает (стр. 14) свою сущность. Что же до нас, наша красота, наше украшение и наше великолепие находятся в наших акци­ денциях, а не в нашей субстанции, в предметах вне нас, а не в нашей сущно-

сти. В ней красота и совершенство име­ ют только одну сущность; это же отно­ сится и к другим [атрибутам].

Удовольствие, радость и блаженство происходят и достигают своей полноты только через восприятие красивейшего, самого великолепного и наиболее укра­ шенного в виде наиболее законченного и совершенного. Так, Первый Сущий яв­ ляется абсолютно красивым, великолеп­ ным и украшенным, представление о том, что Он имеет своей сущностью, яв­ ляется представлением наиболее закон­ ченным, и знание, что она [эта сущность] обладает своей субстанцией, является абсолютно лучшим знанием. Удовольст­ вие, испытываемое Первым Сущим, яв­ ляется удовольствием, природу которо­ го мы не постигаем; силу его мы знаем только по аналогии и в связи с удоволь­ ствием, которое сами ощущаем; проис­ ходит же это в процессе приобретения того, что для нас является совершенным и самым великолепным пониманием наиболее законченного и завершенного либо путем ощущения, либо путем воо­ бражения, либо путем рациональной науки. В этом случае мы ощущаем та­ кое удовольствие, что нам кажется, буд­ то оно превосходит по силе всякое дру­ гое удовольствие, и мы считаем себя чрезмерно счастливыми, хотя это состоя-

яие для нас эфемерно и скоропрехо­ дяще.

Аналогия Его знания и постижения самого лучшего, самого красивого и са­ мого великолепного по своей сущности для нашего знания и нашего постиже­ ния, самого красивого и самого велико­ лепного для нас, одна и та же, как и аналогия Его радости, удовольствия и блаженства одинакова с нашим собст­ венным удовольствием, радостью и бла­ женством. И нет никакого соответствия между нашим постижением и Его пости­ жением, нашим знанием и Его знанием, самым красивым для нас и самым кра­ сивым в Его сущности; и если соответ­ ствие и имеется, то оно — незначитель­ но. Предположим, что никакого соответ­ ствия не существует [более] между на­ шим удовольствием, нашей радостью и нашим блаженством; а если соответст­ вие имеется, то оно — бесконечно. В са­ мом деле, какова может быть связь меж­ ду тем, что является минимальной ча­ стью, и тем, величие чего бесконечно во времени, между самым несовершенным и абсолютно совершенным!

Чем больше наслаждаются своей сущностью, тем более радуются и на­ слаждаются блаженством, и тем силь­ нее привязываются, любят и восхища­ ются. Итак, очевидно, что Первопричи-

1 8 - 4 0

на по-своему любит себя, привязана к себе и восхищается своей сущностью. Отношение между [любовью] Первопри­ чины и любовью к превосходству нашей сущности, которой мы наслаждаемся, (стр. 15) подобно отношению между пре­ восходством и совершенством Его сущ­ ности и превосходством и совершенст­ вом, которым мы восхищаемся в нас самих. В Ней [Первопричине] любящий есть то же, что сам любимый, восхищаю­ щийся и тот, которым восхищаются; страстно влюбленный и объект страст­ ной любви — все это в противовес тому, что встречается в нас — потому, что для нас объект страстной любви — это со­ вершенство и красота, в то время как страстно влюбленный среди нас не обладает никакой красотой, ни совер­ шенством; напротив, страстно влюблен­ ный у нас обладает другой силой, кото­ рая не принадлежит ни влюбленному, ни объекту любви; [короче говоря],— для нас любимый и любовь — это не од­ но и то же. Что же касается Первого Су­ щего, то для Него влюбленный — это тот же объект любви, а любимый — лю­ бящий ; даже привязанный — это тот, к которому привязаны. Итак, Он — Пер­ вый любимый и Первый страстно воз­ любленный, хотя к нему привязаны, а Он — нет, хотя Его любят, а Он — нет.