Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по Философии ХГАЭП.doc
Скачиваний:
85
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Глава 1. Философия философии

Все науки более необходимы,

нежели философия,

но лучше ее нет ни одной.

Аристотель

§ 1. Возникновение и исторический генезис философии, общие

тенденции ее развития

Метафилософский вопрос – "что такое философия?" – имеет, по крайней мере, три смысла: семантический3, предметный и самоидентичности (подлинной самоопределенности). Семантический смысл выражается вопросом: "что означает термин – "философия"? Он не существует отдельно и независимо от предметного смысла: "что изучает философия". Смысл самоидентичности философии заключается в утверждении собственно философской специфики знания, отличного от нефилософского (мифологического, религиозного, мистического, художественного, конкретно-научного, обыденного и др.). Самоидентификация философии, как и обретение ею предметного и семантического смыслов, является исторически и логически единым процессом формирования специфики философского мышления и его самоопределения.

Термин "философия" (греч. philosophia – любовь к мудрости, знанию; любознательность) изначально имел более глубокий, аутентичный (подлинный) смысл, чем просто обожание мудрости. Платоновское1 понимание "софии" (мудрости) точнее и определеннее: это "...нечто великое и приличествующее лишь божеству". "София" – атрибут Бога, имеющий продолжение в философском "логосе" Мира, целеполагающего его возникновение, функционирование и развитие. Человеку же, в отличие от Бога, позволено лишь любить мудрость, но не обладать ею. Греческий менталитет2 не позволял человеку возвыситься до Бога. Тем не менее мудрость в античном мире истолковывалась как всякая осмысленная деятельность, умение, сноровка, практичность, хитроумие, в противоположность неучености и глупости.

Мудрость открывается человеку в качестве дара божьего как истина, ценность которой становится базовой для философии. "Платон мне друг, но истина дороже", – эти слова Аристотеля стали основополагающим принципом, выражающим познавательное кредо философии как науки3. "Верно также и то, что философия называется знанием об истине"4. Иными словами, философия, по Аристотелю, будучи истинным знанием, сама делает предметом своего исследования истины: т.е. является знанием о знании, а по аристотелевской терминологии – метазнанием. Раздел философии, называемый сегодня гносеологией (теорией познания), представляется областью метазнания.

У Аристотеля понятие "философия" (φiλоδоφia) – в единственном числе – означает науку о сущности бытия, умопостигаемых и неизменных началах, как "первая мудрость". Для обозначения наук вообще – "общей мудрости" – он использовал термин "философии" (φiλоδоφiai) – во множественном числе. "Есть, – говорит Аристотель, – некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука, не тождественная ни одной из так называемых частных наук..., все они, отделяя себе какую-то часть его (сущего как такового), исследуют то, что присуще этой части"1.

Последователь Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н.э.) объединил труды по "первой философии под общим названием "метафизика" (греч. meta ta phisika – буквально: то, что над(после) физики). Эта часть трудов включала в себя фундаментальные философские исследования Аристотеля о сущности бытия и его познания. Метафизика и есть собственно философия, "воспаряющая" над "физикой" (наукой о природе) и становящаяся наукой о первых началах и причинах бытия. В западной сциентистской2 философии и сегодня под термином "метафизика" понимают философию, философию спекулятивную (умозрительную), лишенную опытного основания.

По мнению многих исследователей истории философии, термин "философия" уже использовался Пифагором (акмэ3 500 до н.э.) как общепринятый. Геродот (470 – 425 до н.э.) называл Солона (638 – 559 до н.э.) философом, имея в виду его мудрость и богатство философского знания (последний был одним из семи мудрецов древней Греции). У всех европейских народов термин "философия" остался неизменным до наших дней, хотя его содержание претерпело существенное изменение. В России понятие "философия" имеет византийские корни. Оно приобрело права гражданства с момента зарождения философской культуры. Правда, предпринимались попытки придать термину русское звучание – "любомудрие", но они не увенчались успехом.

Еще в предыстории цивилизаций человека интересуют вопросы, которые впоследствии названы философскими: откуда, почему и как возникает мир, каков он, каково отношение человека к миру, что есть душа и ее отношение к телу и миру, какова судьба души после смерти тела, управляет ли кто-либо человеком и миром, какова их судьба и многие другие. Эти и подобные вопросы были продуктами практического сознания, делающего первые попытки выйти за пределы опыта и мифологического мировоззрения. Зачатки философской проблематики зарождаются еще в мифологии и религии, являющимися донаучными формами знания о мире. Став господствующей формой духовного освоения мира, философия длительный период развивалась параллельно и во взаимосвязи с мифологией и религией. Последние теперь успешно пользовались средствами разума, равно как и философия. Это, однако, не значит, что философию следует признать мифологией, сменившей свою форму духовности. Философия критически преодолевает мифологию как исторически изживший себя образ мира.

Мифология, религия, древнее искусство и зачатки научного знания несут в себе "материнское" начало философии. Необходимо, однако, указать и на ее "отцовство" – материальные и социальные условия жизни людей в эпоху сформировавшегося единого хозяйства, общества и государства. Если родоплеменные социально-хозяйственные отношения делали субъектом духовного творчества род (индивид всецело подчинялся стихии мысли рода), то классовые хозяйственные, социальные и политические отношения включили в процесс духовного производства заинтересованного индивида, освобожденного от гнета повседневного труда, за счет труда других. Глубинные истоки выделения философии из мифологии и религии, становление ее как самостоятельной формы знания, заключаются в общественной востребованности наукосообразного, практически значимого знания в хозяйстве, политике и общественной жизни.

Специфика первофилософского знания заключается в слитности и нерасчлененности его с самими источниками (мифологией и религией). Однако первые отличались от вторых критичностью, рационализмом и значительной долей скептицизма в отношении традиционных знаний о мире. Обнаруживается преимущество философских знаний в практической жизнедеятельности людей, в их адекватности и познавательной продуктивности в сравнении с мифологией, религией и обыденным сознанием. Признанию преимущества философии над своими истоками способствовала нарождающаяся наука, ставшая составной частью философии и интегрировавшая с ней наиболее плодотворные методы (например, математика – логику, физика – связь с практикой, опытом и т.п.). Философия не устраняет мифологию, религию и искусство как специфическую духовность и образ мира, а критически преодолевает их, сохраняя философскую проблематику и образный стиль изложения мысли. Все первые цивилизации пришли к философии от мифа, но различно их философское отношение к нему. В античном мире философия становится явно оппозиционным мифологии способом мышления, а в Древнем Востоке – лояльным, дополняющим.

Народившаяся философская ментальность еще зависит от мифологии и религии; там, где философия пасует перед трудностями разумного объяснения мира, мифология и религия с готовностью предоставляют ей свою помощь. Современные философии явно или неявно, часто не осознавая этого, пользуются мифологическими и религиозными гипотезами1, составляющими фундамент обыденного знания. И хотя Homo sapiens становится Homo pfilosophicus в силу естественного развития практического духа, следует все же отвергнуть претензии обыденного сознания на то, что философия, в конечном счете, сводится к практическому житейскому знанию. Философия начинается с удивления, а следовательно, представляет знание, противоположное обыденному и, по словам Аристотеля, недоступное ему.

Философия возникает и становится в VIII – VI вв. до н.э. как результат развития духовности великих культур древнего мира (Египет, Двуречье, Индия, Китай, Античность). Существование собственно философского типа духовности в культуре древнего мира можно отнести к VI в. до н.э. "Осевым" называет время (V в. до н.э.) К.Ясперс время господства философской ментальности (духовности) как период поворота в движении локальных культур к единой культуре человечества1 (рис.1). Удивительным, не получившим пока убедительного объяснения представляется сам факт одновременного возникновения философии во всех древних цивилизациях, разделенных географически, слабо связанных хозяйственно и уникальных по культуре2. На наш взгляд, несомненным остается вывод, что в становлении, функционировании и развитии духовной культуры всех существовавших тогда цивилизаций имеются общие истоки, общая, подчиняющаяся единым законам доистория и общее начало истории.

У своих истоков философия тяготеет к единственной концептуально (теоретически) оформленной системе знаний о мире и его фрагментах. Философия становится единой и единственной наукой, энциклопедией всех имеющихся на тот период универсально-философских и конкретно-научных знаний. Однако говорить о единстве и единственности философии уже в тот период можно только условно. Уже первые философские школы обнаружили плюрализм философских систем, который объяснялся ими (школами) простым незнанием истины или непреднамеренным заблуждением оппонентов. Основная тематика исследования первых философских школ – фундаментальные, "вечные проблемы" бытия и познания – дополняются проблемами конкретно-научных знаний (естественнонаучных: математических, физических, биологических; гуманитарных: логических, политологических, экономических, этики и эстетики, риторики и других; практических (прикладных): медицины, землепользования, астрономии и многих др.).

Философия как единое знание о мире и его фрагментах (о самом широком спектре бытия и познания) просуществовала вплоть до эпохи Ренессанса. Лишь к XIV – XVI вв. можно отнести становление и самостоятельное предметное развитие собственно науки. От философии постепенно "отпочковываются" и выделяются в самостоятельные отрасли знания конкретные науки (математика, механика, астрономия, логика и др.). Наука даже в этом случае не освобождается от влияния философии. Наряду с позитивным содержанием науки той эпохи несут на себе груз схоластики (умозрительности) и философских заблуждений. Науки обретают предметную, гносеологическую и методологическую самостоятельность, требующую исключительно профессионального подхода. Внефилософская выделенность конкретно-научного знания вовсе не означает его разрыв с философией. Скорее наоборот: узы философии и науки становятся продуктивнее и прочнее.

Рис.1. От локальных культур к единому человечеству

Процесс отпочкования наук от философии явился результатом научно-технического прогресса европейского общества ренессансной эпохи. Вплоть до ХХ века философия постепенно и непрерывно теряет свое конкретно-научное содержание, утверждаясь в плодотворности такого процесса как для науки, так и для философии. Науки обретают свой предмет и собственные методы познания, а философия получает возможность уделять основное внимание центральной философской проблематике – универсальным закономерностям бытия и познания. Но даже в начале ХХ века в лоне философии продолжали оставаться так называемые "философские науки": логика, психология, этика и эстетика. Они и сегодня, будучи самостоятельными научными и учебными дисциплинами, однозначно определяют свой предмет, методологию и логику исследования из теоретических предпосылок той или иной философии.

ХХ век не только возродил по преимуществу особую позитивно-философскую ментальность, но и показал необходимость устойчивой связи философии со всем многообразием видов и сфер знаний даже тогда, когда некоторые из них находятся к ним в явной оппозиции (например, религия, обыденное знание, мистицизм и др.). Философия вообще не может претендовать на какую-либо позитивную значимость в общей системе знаний, если она отказывает этим знаниям в соучастии в изучении, постановке и решении философских проблем. С другой стороны, нельзя саму философию ограничивать в предметном многообразии, определяя области бытия или познания, запретные для философии1. Таких областей нет и быть не может в принципе.

Итоги и выводы

1. Возникновение философии как особой формы общественного сознания народов древнего мира в VIII – VI вв. до н.э. является естественным процессом развития духа цивилизаций в результате их хозяйственного и социального прогресса (интенсификации хозяйственной жизни и классовой, социально-групповой дифференциации общества). Духовными истоками становления философии являются мифология, религия, искусство и нарождающаяся наука.

2. Факторами, способствующими возникновению и развитию философии, являются:

1) востребованность развивающимся государством (его учреждениями, организациями, институтами) образованных государственных деятелей, чиновников, судей, грамотных полководцев для совершенствования всех сфер государственной деятельности и хозяйствоведения;

2) потребности публичной деятельности в руководстве общественными институтами и организации их деятельности, в способности воспитывать, обучать, агитировать, убеждать;

3) нужды общества в реорганизации и совершенствовании религиозных институтов, в обновлении сферы литературы и искусства.

3. Философия возникает как единое, целостное системное знание, имеющее основание в нарождающейся науке, мифологии, религии, искусстве, в обыденном сознании, в практических (прикладных) и опытных знаниях. Абсолютный универсализм ("философия может знать все"), системность (сам мир и знание о нем представляют собой целостное и взаимосвязанное единство) и истинность (соответствие знаний о мире самому этому миру) стали признанными атрибутами1 философии вплоть до ренессансной эпохи (XIV – XV вв.).

4. Время становления и развития конкретных наук, когда от философии стали "отпочковываться" естественнонаучные и гуманитарные знания (XIV – XX вв.), является также и временем становления собственно философии и ее предмета. Философ уже не в силах охватить все богатство нефилософских знаний и вынужден удовлетвориться лишь некоторыми, значимыми для него (например, философией физики, истории, религии, искусства и т.п.). Для создания единой систематической философии требуются школы, а не одиночки. Поэтому наиболее значимыми течениями являются мировые философии позитивизма, неотомизма, диалектического материализма, феноменологии как результаты коллективных философских поисков.

5. Философия ХХ века не ограничивается лишь научно ориентированной традицией в философии, называемой "сциентизмом", но и создает альтернативные, антисциентические направления (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм и др.). Отношение последних к науке варьируется от абсолютной враждебности до полного безразличия. Существуют религиозные и мистические философии, считающие науку и научную философию недостаточными, не способными охватить значительный пласт бытия. Следует, однако, оговориться, что значительная часть современных философий мировых религий пытаются найти общие с наукой темы исследования и не имеют антисциентистскую направленность.

6. Основные тенденции развития современной сциентистской философии обращены на становление гармоничного синтеза философии как науки об общем (универсальном) с философскими знаниями конкретно-научных сфер бытия и познания. В философии будущего будут формироваться как интегративные тенденции, направленные на обнаружение общих для философии и других сфер знания объективных законов, так и общая направленность философии на дифференциацию собственных знаний по предмету исследования (философия неорганической природы, живой материи, социального бытия и т.п.).

7. История философии полна триумфов и падений, надежд и разочарований, убеждений в безграничных возможностях философии и откровенный скептицизм в ее познавательной и практической значимости в жизни людей. Нам остается лишь вместе с К.Ясперсом выразить уверенность в непреходящей ценности философии для всего человечества сегодня и завтра. "Мы осмелимся утверждать: философии не может не быть, пока живут люди"1.