Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНИКИ 3 Экономика / Управленческие решения / Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. 2004.PDF
Скачиваний:
250
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
4.93 Mб
Скачать

4.3.ПСИХИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЦ, ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЕ

Руководитель (лицо, принимающее решение) в процессе выпол нения функциональных обязанностей использует различные психи ческие механизмы. К наиболее значимым из них относятся мышле ние, сознание, предсознание, подсознание, самосознание, самоопре деление, мотивация, воля и др. Все механизмы взаимосвязаны, но каждый из них реализует свои специфические функции. Например, мышление как особый механизм может реализовывать рефлексив ные и рефлексивно практические функции, обслуживать другие ме ханизмы. Наиболее важными в процессе принятия решений являются механизмы самосознания и самоопределения.

Бытие человека происходит в нескольких типах сред, из которых выделяются четыре: естественная, социальная, культурная, и дея тельная [5, 6]. В социокультурной среде главным условием адекват ности бытия человека как субъекта деятельности и личности является осознанность вхождения в эту среду. Вступление в среды (простран ства) и пребывание в них осуществляются с использованием мышле ния и самоопределения. Вместе с самоопределением вовлекается и механизм самосознания. Однако между сознанием, самосознанием, самоопределением, с одной стороны, и волевыми, личностными фор мами поведения человека — с другой существует прямая связь.

4.3.1. САМОСОЗНАНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Специалисты считают, что самосознание в связи с его ролью в са моопределении глубоко проанализировано еще в немецкой класси ческой философии. Рассмотрим мнения известных ее представителей.

Н. Гартман: “Высшая цель животной жизни — сознание, так как знания, сознательные соображения мешают влиянию страстей, веду щих к заблуждениям; сознание влияет на желание посредством воз буждения противоположного”.

И. Кант: “Душа дана нам в самосознании, так как чистое созерца ние находится в душе априорно и без примеси предмета, как чистая

326

форма чувственности; самосознание — чистая апперцепция (осоз нанное восприятие, автор), порождающая представление “Я мыс лю”, сопровождающее все другие представления. Объединение представлений требует единства сознания как условия познания, и это однородное участвует в процессе подведения под понятие. При посредстве внешнего опыта возможен внутренний опыт; сознание себя — не созерцание, а лишь интеллектуальное представление о са модеятельности мыслящего субъекта”.

И. Фихте: “Сознание — это не зеркало, оно обладает жизнью и си лой, это бытие свободы, существующее само по себе. Рефлексия мышления порождает представление о “Я”. Рефлексия состоит из мышления, созерцания своей способности и состояния. Понятие да ет возможность умерять свое действие, направлять его, руководству ясь правилом. Сознание имеет формы внешнего созерцания, внут реннего созерцания и чистого мышления. При созерцании себя во время выполнения акта возникает “Я” или непосредственное созна ние того, что я действую, и того, какое действие я совершаю, а также сознание того, чем я познаю нечто, произведя его; это созерцание чистой деятельности”.

Ф. Шеллинг: “Познавая объект, субъект приходит к познанию себя и своего единства с объектом. Абсолютное тождество субъек та и объекта не является ни субъектом, ни объектом, оно не дохо дит до сознания, так как с ним разделяются мышление и бытие. Самосознание — акт, в котором мыслящий для себя становится объектом, и это абсолютно свободное действие. Все знание, кроме знания о “Я”, является несвободным. Самосознающее “Я” направ ляется вовне и вовнутрь, борется с собой, и в этой борьбе состоит самосознание”.

Потребностная база поведения человека, принимающего реше ние, изменяется при смене типа бытия. В индивидном типе бытия, где желания и стремления имеют естественный характер, ведущим основанием поведения является индивидуальная, ситуационно за висимая потребность. В субъектном же бытии главным основанием становится норма, социокультурное требование. Для того чтобы нормативное содержание (требование той или иной среды) пред определяло поведение лица, принимающего решения, необходимо обеспечить понимание и принятие этого содержания. Сам процесс принятия должен быть не индивидным, а субъектным. Таким он будет

327

лишь при наличии сознания как механизма, удерживающего содер жание в качестве соответствующего образа.

Построение и перестройка образов обеспечиваются как первич ными механизмами, так и мышлением, с использованием языковых средств. Первоначальное содержание, возникающее при понима нии нормы, заменяется языковыми аналогами, а они, как и вся язы ковая система средств, способны создать эффект внутреннего со зерцания содержания. Общим же условием является способность как бы внешнего самонаблюдения и благодаря этому сознавания. Его участие в построении и перестройке образов приводит к внут реннему созерцанию содержания нормы, определяющей его дея тельность. Следовательно, способность выйти во внешнее, рефлек сивное отношение, мышление с применением языковых средств, внутренний контроль за “судьбой” содержания понимаемой нормы составляют действующий интегральный феномен сознавания [6, 158]. Благодаря сознаванию субъект контролирует характер, объем и определенность содержания, возникающего в ходе понимания, и удерживает его в зависимости от необходимости и времени реали зации нормы.

Для того чтобы процесс принятия нормы (решения) был контро лируемым, требуется ясно видеть:

характер желаний, стремлений, сопоставлять их с предложенной нормой;

необходимость соответствия между целью действий как частью нормы и всей нормой;

отсутствие иных путей к реализации нормы.

Естественно, это требует наличия соответствующих способнос

тей. Сознание и самосознание проявляют себя самосозерцанием, ос новной характерной чертой которого является позиция созерцаю щего. В этом состоит априорность сознания и самосознания как способности и как механизма. Кроме того, сознание и самосознание проявляются активно в мышлении. С одной стороны, “чистые” по нятия и категории являются средствами схематизации чувствен ных представлений и в ходе мышления обеспечивают сосредоточе ние внимания механизмов сознания и самосознания не только на себе, но и на образах допонятийных, на процессе схематизации, включая этап идентификации объекта. С другой стороны, понятия и категории принадлежат системе языка, и их содержательность

328

предопределена парадигматизацией целостного представления о мире. Следовательно, осознание содержательности понятий, кате горий сопровождается осознанием целостности онтологии и отно шений между двумя направленностями осознания [6].

Чем более всеобще самосознание, тем более охватывающим и сущностным становится коррекционное отношение к действию, а самоопределение превращается в рефлексивно насыщенный про цесс.

4.3.2.ВОЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Давая определение понятию “решение”, мы говорили, что это во левой акт руководителя, реализующего функцию управления. Одна ко для выяснения технологии принятия решения необходимо более глубокое понимание смысла и значения этого термина. Проанализи руем трактование понятия “воля”.

И. Ильин выявил взаимосвязь самоопределения и воли [56]: “Во ля и есть стихия разумного самоопределения,…она зарождается пер воначально в виде личного, непосредственного, чувствующего само определения, которое может быть и разумным, но может носить случайный и субъективный характер. Разумное самоопределение должно исходить от самой воли. Она полагает себе цель и связыва ет себя как страстное влечение, стремящееся создать себе удовлет ворение,.…связывает с ней свой интерес,… ищет полного удовлетво рения и, не находя его, пытается руководить собою посредством мыслящей рефлексии… . Воля есть “мыслящий разум”, и только в этом виде она может утвердить свою свободу и сообщить себе истин ное и достойное содержание … . Истинное состояние воли есть само определение, а истинное и абсолютное самоопределение дается только мысли. Самоопределение есть сущность воли, ее жизнь, ее стихия. Самоопределение есть та основная функция воли, без кото рой воли нет.

Разумной воле свойственно, чтобы ее “определением”, ее “содер жанием”, ее “целью” и ее “существованием” была свобода. Всеобщ ность разумного самоопределения остается его [человека] подлин

329

ною, не освобожденною природою или, формально говоря, — его предначертанным долженствованием. Воля является характеристи кой психических процессов, состояний и проявлений психических ме ханизмов. Воля используется как средство продолжения жизнедея тельности, но её становление и функционирование осуществляется в деятельности в формах социокультурного бытия, где действует прин цип “норма — реализация нормы”

А. Августин: “Воля направлена на реализацию внутренних сил”. Платон: “Воля — целеустремленность, соединенная с правиль

ным суждением; благоразумное стремление, вопреки низменному, на основе совести”.

Фома Аквинский: “Человек имеет свободу воли, не лишенной от ветственности, не является рабом инстинктов, наделен свободой вы бора”.

Б.Спиноза: “Воля и разум — одно и то же. Желание есть влечение

сего осознанностью, двигатель человеческого поведения. Воля — функция”.

Э. Кондильяк: “Воля — желание, соединенное с мыслью о дости жимом. Мысль — соображение того, что может удовлетворить при стремлении освободиться от неприятных обстоятельств”.

А. Шопенгауэр: “Воля — слепое, бесцельное, противоположное знанию, деятельное начало”.

Л. Ланге: “Воля — действие с осознанной целью. Она происходит из инстинктивного желания”.

Н. Басов: “Воля — регулятивная функция, организующая другие функции. Она выбирает, исключает, что ведет к произвольности действий”.

Ф. Гефдинг: “Воля — это активность, функция синтеза. Сопровож дается беспокойством, желанием, усилием. Совмещается с чувства ми надежды, страха, с представлением цели, средств, препятствий, идеалов, последовательностей”.

М Мейман: “Воля немыслима без интеллекта, хотя интеллект мо жет быть без воли. Это интеллектуальный процесс, превращаемый в действие, видит цели, следствия действий”.

Г. Крибиг: “Воля направлена на реализацию ценностей и детерми нируется оценочными чувствами”.

В. Челпанов: “Воля — акт, сопровождаемый усилиями, актив ностью, деятельностью, желанием, стремлением к удовлетворению,

330

выбором мотива, обсуждением, осознанием того, что можем следо вать любому мотиву и причиной является “Я”.

В. Дильтей: “Воля — действие с намерением внести изменения во внешнем и внутреннем мире. В центре — пучок чувств и побужде ний, интерес к новому, внимание, усиливающее возбуждение и веду щее к цели”.

Ю. Корнилов: “Волевое — стремление к цели, активное желание; импульс рефлекторный, инстинктивный ... . Воля неразрывно связа на с мышлением и чувствами”.

М. Монтень: “Свобода состоит не в том, чтобы делать все, что хо чется, а чтобы иметь возможность делать то, что должно хотеть”.

Г. Киршенштейнер: “Воля — сознательный акт стремления дости гать объект путем деятельности, направленной на него. Возникает из повторяющихся побуждений и деятельности. Сила воли определяет ся врожденными свойствами, состоянием (физическим, душевным), представлениями о предмете, произведением интенсивности и вре мени, представлением о действии, ценностями сознания, успехом. Главное для воли — постоянство, выдержка, отдаленные цели”.

К. Сели: “Воля — действие, сопровождаемое осознанным намере нием, контролем эмоций, отсутствием размышлений. Содержит чувства (хотение как силу, побуждающую волю) и знания о соотно шении действия и результата, освещающие силу”.

Е. Блавацкая: “У воли нет специального органа, и она опирается лишь на физиологическую основу для процесса самосознания. Инди видуальность как самоопределяющая сила позволяет преодолевать обстоятельства — самосознающая воля. Разум — вожжи”.

С. Рубинштейн: “Волевые действия не менее детерминированы и закономерны, чем непроизвольные, импульсные, но их детерминация иная — через сознание личности, самоопределение в отношениях с действительностью”.

А. Леонтьев: “В волевой деятельности только идеальный мотив способен подчинить действия с противоположной направленностью мотивов. Развитие личности — развитие воли, как одного из выраже ний личности”.

Н. Симонов: “Воля — активность, обусловленная потребностью преодоления препятствий, относительно самостоятельная и допол нительная к мотиву. Рождается на базе врожденного рефлекса свобо ды, для которой адекватным стимулом служит насильственное огра

331

ничение двигательной активности. У человека в деятельности — это реакции на внутренние помехи (конкурирующие мотивы и т. д.) с участием сознания, воспринимающего свободу как познанную необ ходимость, отклонение от которой — как “несвобода”, и активизиру ющего механизма волевого поведения, подавляющего эмоции, пот ребности, удерживающего цели, сопровождается положительными эмоциями после преодоления препятствия”.

Б. Ананьев: “Воля — реализация сознательной цели в действии, способность преодолевать препятствия, владеть своим поведением. Волевые процессы в ходе развития, воспитания личности становят ся чертами характера. Волевое усилие определяют цели, задачи дея тельности. Нравственная основа воли придает степень силы, устой чивость”.

При анализе определений воли выясняются основные ее характе ристики:

человек не является рабом инстинктов, он имеет власть над со бой, свободу выбора;

воля требует ответственности за поступки, сознания долга, прео доления препятствий;

ориентирована на достижение цели, решение задач;

руководствуется мышлением, является источником силы в нрав ственности, создает ощущение деятельности;

создает возможность делать то, что хочется, и обеспечивать само определение;

воля — координация движения, чувства, мысли, сознания; умственное сосредоточение, предвидение удовлетворенности;

проявляется как “Я” — контролирующая сила, решения “Я” (са мосознания) — регулирующая функция;

достигается ясной дифференциацией состояний, постоянством, выдержкой, самоограничением;

обеспечивает решительность в удержании цели, отклонение от инерции, усиление, ослабление (коррекции); Эти характеристики показывают специфичность воли в рамках

задачи (цели), нормы вообще. Воля начинается с усилия над собой, владения собою, преодоления инерции внутри себя, с введения внут ренней необходимости в самоотношение [6]. Это энергетическое само отношение, превращение себя в предмет манипулирования ставит в центр внимания фундаментальное основание самоотношения, само

332

направления, самоопределения, самоположения и т. п. Человек, его “Я”, должен быть готов и способен к содержательному полаганию, к определенному самовыражению, но после учета “внешней” необхо димости. Препятствия в решении задачи, достижении цели, в реали зации нормы при сохранении готовности, способности, самоопреде ленности вызывают не просто проявление “Я”, а мобилизацию энер гии, ресурсов всех механизмов психики и организма, проводимую этим “Я”. Внешние обстоятельства и доволевые проявления психики дают повод для отступления от нормы, обусловливают альтернати вы, борьбу мотивов и т. п. Мобилизационное проявление “Я” явля ется внутренней реакцией на это (схема 4.1).

Самосознание учитывает ситуации, внутренние возможности, сох раняет самоопределенность, включает мышление для анализа проис ходящего, внося мобилизационное действие. Воля появляется в ситу ации затруднений в деятельности и в социокультурных отношениях. Она как психический механизм используется в самокоррекциях дея тельности субъекта, в корректировании развития деятельности, в со циокультурных отношениях, в жизнедеятельности. Воля опирается на структуру субъективности той внутренней инстанции, которая берет на себя фиксацию самоопределения, решимость следовать проекту де ятельности, общения, мышления и принятия решения. Эта инстанция вырастает из бытия субъекта, индивида в рефлексии:

построением образа себя (образа “Я”) как знания и проекта;

самоидентификацией и переходом к тому “Я”, которое может быть ответственным (деятельностно, нравственно) и обладать “силой Я”. В этом процессе задействованы самосознание и рефлексия.

Схема 4.1. Мобилизационное проявление “Я” в системе управления

333

Самосознание, воля и деятельность. Известные философы так определяют взаимосвязь самосознания и воли:

И. Фихте: “Действование соединяет чувственный мир, противос тоящий моему действию, и мир умопостигаемый, возникающий че рез мое действование. Высшая цель человека достигать согласия вещей с собой, определять, какими они должны быть”.

Г. Гегель: “Практический интеллект — это мышление, перенесен ное в наличное бытие после полагания необходимых различий. Это предполагает ограничение наличного бытия потребностей, страстей, влечений, придание им всеобщности, а, с другой стороны, предпола гает введение определенностей содержания, руководствуясь приро дой и понятием духа, что позволяет возвращать дух к всеобщности, отрицая у себя определенность. Порождение цели — это порождение определенности в самосознании, переносимое на объективное через посредство деятельности и средства”.

Исходным отношением следует считать реализацию замысла, когда внешний субъекту предмет подчиняется в своем бытии резуль тату действия самосознания. Отраженный в сознании предмет оце нивается самосознанием и вызывает волевое воздействие. Самосоз нание с помощью мышления и воли определяет предмету его новое бытие. Самосознание вырабатывает план организации воли и ее про явления в процессе соотнесения предмета со своей идеей.

ВЫВОДЫ

1.В процессе выполнения функциональных обязанностей чело век использует различные психические механизмы: мышление, соз нание, предсознание, подсознание, самосознание, самоопределение, мотивации, воля и др. Все механизмы взаимосвязаны, но каждый из них реализует свои специфические функции.

2.Бытие лица, принимающего решения, протекает в нескольких типах сред: естественной, социальной, культурной и деятельной. Главным условием адекватности бытия человека как субъекта дея тельности и личности является осознанность принадлежности к сре де. Вхождение в среды и пребывание в них осуществляются с ис пользованием мышления и самоопределения и должны соответство вать определенным требованиям.

334