Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Замский, Умственно отсталые дети.doc
Скачиваний:
828
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
3.25 Mб
Скачать

§ 8. Воспитание и обучение умственно отсталых детей в Федеративной Республике Германии

Понятие «слабоумный» в ФРГ потеряло свое конкретное значение, смешавшись со многими другими. Так называемое специальное обучение в ФРГ ставило своей целью обучать всех детей, которые не успевают в обычной

125

школе вследствие пониженных способностей и работоспособности или других причин. Среди дефектологов ФРГ не существовало единого мнения по вопросу о том, кого следует относить к детям с трудностями в обучении. Вокруг этого вопроса велись острые дебаты. Можно утверждать, что основным объектом специального обучения стал не умственно отсталый ребенок (Зсптаспзшшёег) , а ребенок слабоодаренный (8сп\уасЬЬе§аЬ1еп, или Мшс!егЬе§аЫеп) . С точки зрения дефектологов ФРГ, слабоодаренный — это ребенок, который в интеллектуальном отношении занимает промежуточное положение между нормальным и слабоумным. Такое понимание слабой одаренности значительно затрудняет диагностирование этого состояния, отграничение его от нормы и легких степеней слабоумия. Основной критерий слабоодаренности — отставание в интеллектуальном развитии от нормальных сверстников без признаков качественного своеобразия интеллектуального развития, присущего умственно отсталым. Считалось, что слабая одаренность проявляется в испытываемых в процессе школьного обучения затруднениям, в трудностях овладения профессией, а также в социальной неприспособлен­ности.

Дефектологи ФРГ (Герман Вегенер и др.) считали, что понятие «соци­альная приспособленность» относительно и носит весьма субъективный характер. С их точки зрения, это состояние во многом зависит от среды, в которой живет слабоодаренный, от принятых в ней традиций, норм. То поведение, которое в условиях одного общества (уровня развития цивили­зации, традиций) можно признать адекватным, не будет таковым в другом. Дефектологи ФРГ разделяли точку зрения многих американских коллег, которые утверждали, что диагноз «слабоодаренность» может быть поставлен на основании учета одновременно трех факторов:

  1. интеллектуального коэффициента, вычисленного методами психомет­ рии (7(2 = 65—90);

  2. оценки социальной приспособленности. Важным показателем этого считают состояние речи ребенка;

  3. установления возможностей обучения. Основным показателем здесь служит повторное второгодничество.

Считалось, что, если уровень интеллекта ниже 60, его обладатель нуждается не в общеобразовательном обучении, а в узкой профессионали­зации. Дефектологи ФРГ признавали заниженными критерии различных уровней интеллектуальной недостаточности, принятые в 1954 году Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ). Так, если ВОЗ относил к дебилам индивидуумов с /2 = 50 — 69, то в ФРГ признавали дебильность у лиц с /<2 от 80 и ниже.

Вследствие аморфности понятий «трудности в обучении» или «слабоода­ренность», которыми пользовались Дефектологи ФРГ, причины этих состо­яний трактовались довольно расплывчато. К ним относились недостатки врожденных способностей, нарушения эмоциональной и волевой сферы, вредное влияние окружающей среды.

126

Дсфсктологи Ф1М' преимущественно придерживались того мнения, что ор-гапичсскис нарушения обязательно приводят только к тяжелым нарушениям интеллекта. В редких случаях они допускали возможность возникновения и легких форм отсталости типа слабоодаренности на почве микротравм мозга.

В дополнение к вышесказанному о диагностировании слабой одаренности и ФРГ следует добавить, что здесь, хотя и высоко ценили исследования с помощью тестов, все чаще рекомендовали дополнять эти исследования методами наблюдения. Достоинства тестов в ФРГ видели в их объективности, простоте и стабильности. Однако в последнее время дефектологи ФРГ ратуют за качественный анализ результатов тестовых испытаний.

Создавались специальные школы нескольких типов. Одни для так назы­ваемых слабоодаренных, другие—для умственно отсталых. Первые специ­альные школы составляли большинство (75%).

В связи с тем, что в ФРГ специальные школы распространяли свои функции не только на умственно отсталых, но и на всех тех, кто не может учиться в народной школе, интеллектуальный уровень учащихся специаль­ных школ стал более высоким, а количество детей, нуждающихся в специальном обучении, значительно возросло.

В 1962 году в ФРГ 4% от общего количества детей школьного возраста относилось к системе специального обучения. Вместе с тем заметно ослабло внимание к подлинно умственно отсталым детям как менее перспективным с точки зрения возможного развития.

В настоящее время в ФРГ нет единого законодательства о специальном обучении; нет и единой системы обучения. Во многих районах слабоодарен­ные остаются в народной школе, а умственно отсталых помещают в специальные школы.

Там, где все же имеются специальные школы для малоодаренных, вопрос об их переводе в специальную школу решается после 1—3-летнего безус­пешного обучения в народной школе. Но вследствие того, что в маленьких городах и особенно в сельских местностях сеть специальных школ мало развита, многие слабоодаренные, как отмечалось выше, остаются в народной школе, а умственно отсталые вне школы. По данным дефектолога из ФРГ Г. Вегенера, в таком положении находятся десятки тысяч детей. Необеспе­ченность большого числа аномальных детей специальным обучением ведет к их социальной и педагогической запущенности. Перевод учеников из народной школы в специальную производится после предварительных отбо­рочных испытаний, которые включают пробное обучение в специальной школе в течение нескольких дней, тестовое обследование, проверку школь­ных знаний, медицинское обследование.

Допускается зачисление в специальную школу и в тех случаях, когда у ребенка нарушены не интеллект, а эмоции, воля и другие психические процессы, поскольку решающим моментом для приема в специальную школу является не причина неуспехов ребенка в обычной школе, а сам факт неуспеваемости. В тех случаях, когда основным дефектом ребенка является

127

нарушение поведения, он помещается в соответствующую специальную школу.

Специальные школы не ставят своей целью возвращение учащихся в нормальную школу. Их цель—обеспечить социальную реабилитацию вос­питанников, которую в ФРГ понимают как подготовку учащихся к жизни в обществе, к защите своих прав, к установлению контактов с окружающими при помощи устной и письменной речи.

Специальные школы для слабоодаренных и умственно отсталых имеют 7 или 6 ступеней (классов). В классе 15—20 учащихся. Так как большинство учащихся приходят в специальную школу после двух лет пребывания в обычной школе, нумерация классов начинается с третьего. Многие школы имеют подготовительные классы для детей, поступающих в специальную школу непосредственно, минуя нормальную.

В младших классах специальных школ восстанавливается работоспособ­ность учащихся, которая бывает нарушена в результате неудач в обычной школе. Постепенно требования к учащимся возрастают, а в старших классах они приближаются к тем, которые предъявляются в нормальной школе.

Теория воспитания и обучения аномальных детей именуется в ФРГ лечеб­ной педагогикой, но это название постепенно исчезает и заменяется термином специальная педагогика в связи с тем, что лечебный характер специальной школы потерян. Все большее место в специальной педагогике занимает соц­иология. Да и сама специальная педагогика приобретает характер социальной педагогики—педагогики социальной реабилитации аномального.

Дефектологи ФРГ считают, что приспособление к жизни требует опреде­ленного объема знаний по родному языку, истории, географии,-естествозна-нию, арифметике и другим предметам.

Однако в процессе адаптации и реабилитации личности более значимо воспитание. Таким образом, процесс обучения в определенной степени противопоставляется процессу воспитания.

Сами педагогические принципы мало отличаются от тех, которые провоз­глашены традиционной лечебной педагогикой. Это изучение учебного мате­риала маленькими шагами, индивидуальный подход, доступность обучения, связь обучения с жизнью, развитие самостоятельности, частое повторение, наглядность обучения, опора на труд и т. д.

В специальной школе профессию учащиеся не получают. Здесь дается общая трудовая подготовка. Дефектологи ФРГ разделяют точку зрения дефектологов, которые считают недопустимым рано, еще в школе начинать профессиональное обучение. По окончании специальной школы учащиеся могут получить профессиональную подготовку в профессиональной школе. Эта школа может обслуживать нормальных, слабоодаренных и умственно отсталых. В некоторых же профессиональных школах создаются специальные классы для аномальных учащихся.

Описанная выше система профессиональной подготовки аномальных детей в ФРГ не удовлетворяет дефектологов этого государства, так как эти

128

профессиональные школы обслуживают мизерное количество аномальных детей; кроме того, аномальные дети не выдерживают предъявляемых в этой школе требований, поскольку они едины для аномальных и нормальных детей. В связи с этим большинство окончивших специальные школы делают попытки трудоустраиваться без профессиональной подготовки в качестве помощников садоводов, домашних работниц, рассыльных и т. д. В профес­сиональных школах готовят молочников, каменщиков, обойщиков, стеколь­щиков, мясников, булочников, гладильщиц и др.

Дети с более глубокой умственной отсталостью помещаются в учреждения, где педагогические усилия направлены лишь на развитие моторики, умений и навыков самообслуживания.