Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Замский, Умственно отсталые дети.doc
Скачиваний:
827
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
3.25 Mб
Скачать

§ 2. Английская специальная школа конца XIX—начала XX века

В 90-х годах XIX века было положено начало обучению детей с легкими формами умственной отсталости.

В 1891 году Лондонский училищный совет принял решение открыть «школы специального воспитания» для умственно отсталых детей. При приеме в эти школы дети должны были быть обследованы врачом, педагогом и директором школы. Задача этих школ—вернуть детей в обычные школы. Учителю специальной школы предоставлялась большая свобода действий в деле развития учащихся. Училищный совет рекомендовал при специальных школах открывать детские сады для более раннего выявления умственно отсталых детей.

Первые специальные школы для умственно отсталых детей открылись в 1892 году в Лондоне и Лейчестере.

В 1899 году в Англии был принят закон об обучении умственно отсталых детей. Этот закон предоставлял право общинам самим решать вопрос: вводить или нет у себя обучение умственно отсталых детей? Если община была

1) Айрленд В. Идиотизм и тупоумие.—СПб., 1880.—С. 309.

132

г

согласна обучать этих детей, то государство выделяло для этих целей средства и устанавливало следующую регламентацию организации специального обучения умственно отсталых:

  1. Обучать умственно отсталых до 16 лет.

  2. Отбирать детей в специальные школы через школьную комиссию.

  3. Предоставить родителям право требовать от школьной комиссии обсле­ дования ребенка, если у них возникают сомнения в его полноценности.

  4. Родителей, которые отказываются посылать на обследование ребенка, вызванного школьной комиссией, подвергать штрафу.

  5. Школьные комиссии обязаны периодически переосвидетельствовать ребенка с целью возвращения его в нормальную школу.

  6. Такого переосвидетельствования могут потребовать и родители, но не чаще одного раза в полугодие.

Поскольку закон не обязывал открывать специальные школы, а лишь разрешал это делать, то этим правом общины пользовались редко.

Специальное обучение умственно отсталых детей оживилось, когда за дело взялись общественные организации. Самая выдающаяся роль в этом отношении принадлежит Национальной ассоциации в помощь дефективным детям, созданной в 1903 году и существующей в наше время.

Эта ассоциация оказывает воздействие на административные учреждения Англии, побуждая их открывать специальные школы. Она же ведет надзор за окончившими специальные школы, помогает в их трудоустройстве.

В результате деятельности этой организации к началу XX века сеть специальных школ распространилась по всей Англии.

В 1904/05 учебном году в Англии насчитывалось 152 специальные школы в 36 городах, в которых обучалось 7400 детей; в 1913 году уже имелось 177 специальных школ с 12,5 тысячами учащихся.

15 августа 1913 года после десятилетней подготовки английский парламент принял специальный акт об умственной дефективности—«Закон о дальней­ших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к законам о душевнобольных». Не будет преувеличением признать этот документ самым полным и тща­тельно разработанным официальным государственным актом о слабоумных в буржуазных государствах в первой четверти XX века. Главным образом он касался глубоко отсталых.

Названный закон определял умственную дефективность как задержанное или неполное развитие рассудка, возникшее до 18-летнего возраста вслед­ствие наследственных причин или болезни и травм.

Этот закон устанавливал четыре категории умственно дефективных.

  1. Идиоты—это лица, у которых врожденные или приобретенные в раннем детстве умственные дефекты настолько сильны, что они не могут защитить себя от обычной физической опасности.

  2. Имбецилы—лица с врожденной или появившейся в раннем возрасте умственной недостаточностью, которая хотя и не доходит до степени идиотии,

133

но все же настолько значительна, что они не способны и не могут быть научены управлению собой или своими делами.

  1. РееЫетшдео1 регзопз (слабоумные лица)—это лица, чья умственная недостаточность не доходит до степени имбецильности, но все же выражена настолько, что они нуждаются в уходе, надзоре и контроле для защиты их собственных или чужих интересов. Эти дети не способны к учению в обычной школе.

  2. Морально дефективные—это лица, чья умственная неполноценность осложняется агрессивностью или преступными наклонностями. Эти лица нуждаются в уходе, надзоре и контроле для безопасности окружающих.

Закон от 1913 года ставил целью оградить права личности слабоумных от вредных для них посягательств, а общество—от антисоциальных действий слабоумных.

Закон устанавливал такой порядок помещения слабоумных в специальных учреждениях, который исключал возможность злоупотреблений со стороны родственников ради каких-либо имущественных выгод. Закон требовал тщательного обследования личности, прежде чем ставился диагноз «слабо­умие». Этим обследованием должны были заниматься не только врачи, но и судебные органы.

Разрешалось принудительно помещать слабоумного в специальное учреж­дение, если он представлял опасность для окружающих.

Для руководства всеми делами призрения слабоумных был создан состо­ящий из юристов и врачей Центральный государственный совет, а на местах специальные комиссии. Совет и комиссии занимались учетом слабоумных, организовывали для них учреждения, распределяли средства, контролиро­вали деятельность специальных учреждений, содействовали индивидуальной опеке над слабоумными.

Учреждения для слабоумных могли открываться местными властями, благотворительными организациями и частными лицами. Закон возлагал на население ответственность за плохое обращение со слабоумными.

Еще большее развитие сеть специальных школ получила после принятия в 1914 году закона, который устанавливал типы учреждений для умственно отсталых детей и вменял в обязанность местным органам народного образо­вания открывать эти учреждения.

Закон от 1914 года вводил следующую систему учреждений для умственно отсталых детей:

  1. детские сады;

  2. специальные классы при обычных школах;

  3. специальные школы с одиннадцатилетним сроком обучения;

  4. приюты для глубоко отсталых детей.

Для бедных детей рекомендовалось открывать приюты при специальных школах.

Обязательное обучение распространялось на умственно отсталых детей в возрасте от 5 до 16 лет. В приютах для глубоко отсталых слабоумные должны

134

содержаться до 16 лет. Воспитанников, которые по возрасту не могли жить в приютах, часто помещали в специальные колонии для взрослых слабоум­ных. В одних колониях находились слабоумные, способные к профессиональ­ному обучению, в других—безнадежные, нуждающиеся в уходе.

Большой интерес представляла Дэрентская колония близ Лондона. Она была организована в 1874 году и к 1913 году выросла в особый городок для слабоумных. Здесь находились приют—профессиональная школа на 500 слабоумных детей в возрасте от 3 до 16 лет и профессиональная колония для взрослых слабоумных на 1600 человек. Взрослые слабоумные имели возможность трудиться в мастерских в соответствии со своими индивидуаль­ными способностями. В этой колонии имелись портняжная, сапожная, обойная, корзиночная, столярная, переплетная, жестяная мастерские, типо­графия, кирпичное производство и пр. В колонии не торопились с опреде­лением профессиональной пригодности слабоумного. В течение некоторого времени каждому слабоумному поручали различные хозяйственные работы, его знакомили со всеми мастерскими и только после этого направляли для работы в определенную мастерскую. Доход от мастерских был настолько значительным, что колония почти не нуждалась в дополнительной дотации.

Английские специальные школы в первой четверти XX века оставляли самые лучшие впечатления у\ посетивших их наших соотечественников Щ. В. Чехов, Е. В. Герье, Р. Ландберг и др.).

При отборе детей в специальную школу решающее слово принадлежало школьному врачу. В школе учащиеся находились под постоянным медицин­ским наблюдением. Периодические переобследования позволяли своевремен­но возвращать в обычную школу детей, способных в ней обучаться. Число учащихся в классе не превышало 20—25 человек.

Английские специальные школы начала XX века были хорошо благоуст­роены. Детям предоставлялись максимальные возможности для физического и нравственного развития. К ним тепло относились. Типичная специальная школа помещалась в отдельном небольшом домике и имела 2—3 класса. При школах имелись учебные кухни, учебные магазины, учебные жилые ком­наты, где учащиеся приобретали бытовые навыки, а также ванные комнаты, площадки для игр. Нередко при школе был небольшой садик или огород. Занятия в специальных школах начинались на полчаса позднее, чем в нормальных школах. Это делалось для того, чтобы дети не оказывались на улице в часы «пик». За слабыми детьми приезжал специальный омнибус. Занятия проводились до и после обеда. Обычно обед рассматривался как своего рода учебное занятие. Дети приучались опрятно есть, пользоваться столовыми приборами, оказывать друг другу услуги.

Раз или два в неделю каждый ребенок принимал ванну. Кроме гигиени­ческих целей, эта процедура преследовала и цели учебные. Детей учили пользоваться мылом, мочалкой, мыть себе голову, тело, раздеваться и одеваться. По английской традиции^ большое место отводилось воспитанию навыков культурного поведения. Это обеспечивалось тоном школы. У ребенка

135

стремились пробудить чувство самоуважения. Воспитывалась вежливость друг к другу, к учителю и посетителям.

Много внимания уделялось урокам психической ортопедии. Проводились уроки молчания, уроки хождения на цыпочках, уроки «Почему?». На последних уроках воспитывалась способность устанавливать причинно-след­ственные связи.

Р. Ландберг приводит ряд интересных фактов из области нравственного воспитания учащихся специальных школ.

Учителя не допускали ябедничанья среди детей. Учащиеся часто просили за провинившегося товарища, чтобы ему была дана возможность исправить свою ошибку. Учителя были внимательны к этим просьбам.

Для воспитания у учащихся самостоятельности на них возлагались какие-либо обязанности по школе. Одни отвечали за проветривание классов, другие за чистоту, третьи за завтраки, старшие ухаживали за маленькими детьми и т. д.

Значительное место отводилось в специальной школе различным формам ручного труда. Этому посвящались все послеобеденные занятия. На этих занятиях дети изготовляли вещи из дерева, плели мешки из разноцветных шнурков, плели корзины, шляпы, ковры, вышивали, чинили белье, штопали чулки.

Старшие школьники занимались более сложными видами труда: мальчи­ки—столярным, сапожным, портняжным делом, девочки—кулинарией, шитьем, стиркой белья.

Много времени учащиеся проводили в саду, на огороде, где им наряду с навыками по уходу за растениями давали сведения по естествознанию, географии. Иногда на открытом воздухе проводились занятия по письму и счету. Дети запоминали таблички с^ названиями растений, производили измерения и т. д.

Каждый урок связывался с работой по развитию речи. Использовались все возможности для стимулирования речевой деятельности. В этих целях применялся такой прием: по приходе в школу все дети собирались в зале, где им предоставлялась возможность в течение 15—20 минут обмениваться впечатлениями, приветствовать друг друга. После этого они расходились по классам. На занятиях широко использовался прием драматизации. Драма­тизировались стихотворения, басни, пословицы, поговорки, бытовые сценки и даже буквы. Изучение арифметики носило чисто практический характер. Эти занятия связывались с хозяйственными работами и ручным трудом, со взвешиванием, измерением, с учебными покупками. Продолжительность урока не превышала 30 минут. Каждый день 20—30 минут отводилось на гимнастические упражнения. Эти упражнения учащиеся выполняли в два приема.

1) См.: Ландберг Р. Забота об умственно дефективных детях за границей // Вестник воспитателя. —1923.— № 11—12.

136

Успешная работа специальных школ Англии в первой четверти XX века во многом обеспечивалась составом учителей. Для работы в специальных школах привлекались лучшие учителя обычных школ, обладавшие выдер­жкой, чуткостью, умением увлечь детей разнообразными занятиями.

Все эти положительные стороны, которыми отличалась работа специаль­ных школ Англии, стали исчезать по мере роста числа нуждавшихся в этих школах детей.

После первой мировой войны сеть специальных школ Англии все меньше удовлетворяла испытываемую в ней потребность.

В январе 1925 года английское правительство издало циркуляр, призы­вавший соблюдать Закон об обязательном обучении умственно отсталых детей. Однако это распоряжение не имело действенного эффекта. В 30-х годах учреждения для умственно отсталых детей не обслуживали и половины нуждавшихся в них. Под школы стали отводить малоприспособленные помещения. Ощущался острый недостаток в учителях.