Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Замский, Умственно отсталые дети.doc
Скачиваний:
828
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
3.25 Mб
Скачать

§ 3. Организационное укрепление вспомогательной школы

После Второго съезда СПОН начался заметный подъем в работе вспомо­гательной школы, в научных исследованиях в области аномального детства и в подготовке учительских кадров для специальных школ. В этот период

  1. Резолюции по докладам Второго Всероссийского съезда социально-правовой охраны несовершеннолетних.-—М, 1925.—С. 28.

  2. Там же.

  3. Там же.

• , ' '. ' : ' ' " •'•••• ; 307

активную деятельность по претворению решений съезда в жизнь проводили Д. И. Азбукин, Л. В. Занков, П. П. Почапин и другие.

В 1925—1926 годах в Москве функционировали центральные курсы по повышению квалификации работающих с аномальными детьми в соответст­вии с новыми принципами и задачами работы специальных школ.

Уже в течение первых двух лет после съезда охват умственно отсталых детей специальными учреждениями увеличился на 50%, однако развитие сети учреждений и увеличение контингента учащихся шло в основном за счет Москвы и Ленинграда. На периферии охват умственно отсталых специальными учреждениями оставался незначительным.

В самой школе стало уделяться больше внимания трудовому воспитанию. Оно осуществлялось главным образом в форме привлечения учащихся к самообслуживанию. Учебные мастерские, в которых учащиеся по достижении Г2-летнего возраста могли начать профессиональную подготовку, как пра­вило, создавались только во вспомогательных школах-интернатах. В обыч­ных вспомогательных школах трудовое обучение ограничивалось ручным трудом.

Усиливается общественно-политическое воспитание учащихся, развива­ются коллективные формы воспитания через ученические организации, возникают пионерские организации. Однако все эти шаги носили робкий характер, потому что некоторые работники вспомогательных школ в то время еще не сумели преодолеть известную неуверенность в отношении возможности общественно-политического воспитания умственно отсталых.

После Второго съезда СПОН Советское правительство осуществило ряд мероприятий, которые организационно укрепили вспомогательную школу. С 1926 года Советское правительство издало ряд распоряжений и постанов­лений, регламентирующих деятельность специальных школ. До этого вре­мени еще не было издано ни одного государственного акта, официально устанавливающего типы учреждений для аномальных детей, их структуру, не имелось официальных положений о специальных школах. Специальные школы руководствовались в своей работе главным образом решениями различных съездов, конференций. Единственными официальными докумен­тами об учреждениях для аномальных детей были декреты Совнаркома РСФСР «О согласовании функций Наркомпроса, Наркомздрава и Нарком-собеса» (1919) и «О согласовании функций Наркомздрава и Наркомпроса» (1920).

26 октября 1926 года Наркомпрос РСФСР разослал распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения». Это было первое официальное указание о комплектовании вспомогательных школ.

Этот документ указывал на необходимость строго отличать умственно отсталых детей от детей педагогически запущенных, т.е. от детей нормаль­ных, но отстающих вследствие неблагоприятных внешних условий. Распо­ряжение Наркомпроса не разрешало принимать во вспомогательную школу педагогически запущенных детей.

308

Согласно этому документу, отбор детей мог проводиться только из первых двух групп (классов) массовой школы. Наркомпрос требовал внимательного отношения к отбору детей во вспомогательную школу.

Вопрос о переводе ребенка во вспомогательную школу решался в особых отборочных комиссиях. Эти комиссии проводили свою работу с 15 марта по 20 мая. Комиссия анализировала поступившие из массовой школы материалы на кандидата во вспомогательную школу (тетради, рисунки, письменные работы и пр.). Кроме того, с пришедшим на комиссию ребенком проводилась беседа. В качестве ориентировочного метода, не более, использовались тесты Бинэ-Берта или Болтунова, Макаровой, Люблинского, Россолимо. В справочнике, вышедшем в 1929 году, говори­лось: «...данные, полученные при посредстве этих методов, должны быть строго увязаны как со всеми представленными материалами о каждом кандидате, так и с той беседой с ним, которую должна провести отборочная комиссия» .

Таким образом, первая инструкция об отборе детей во вспомогательные школы ориентировала работников этих школ на предупреждение ошибок при зачислении ребенка во вспомогательную школу.

За этим распоряжением Наркомпроса последовали другие постановления правительства, уточняющие задачи специальных школ и их структуру.

Впервые типы учреждений для аномальных детей были официально определены в постановлении Совнаркома РСФСР от 23 ноября 1926 года «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков».

Этим постановлением в нашей стране были введены:

а) детские дома для аномальных дошкольников;

б) школы с интернатами и без них для детей школьного возраста;

в) школы с интернатами и без них с профессионально-техническим уклоном для подростков;

г) школы с интернатами и без них для детей смешанного возраста;

д) вспомогательные группы для детей и подростков при нормальных школах.

В соответствии с этим постановлением Наркомпрос разработал общее для всех типов учреждений «Положение об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков», в котором устанавливался пятилетний срок обучения, определялись задачи специальных школ, их штаты.

Важными документами явились опубликованные 20 мая 1927 года указа­ние Наркомпроса «Об усилении пионерской работы в школах для глухоне­мых, слепых и умственно отсталых летей и подростков» и постановление Совнаркома РСФСР от 9 августа того же года «О мероприятиях для усиления

1) Справочник по вспомогательной школе и по школам физически дефективных детей.— М.—Л., 1929.—С. 26.

309

раооты по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков».

8 указании Наркомпроса от 20 мая 1927 года говорилось: «Развитие детского и юношеского коммунистического движения среди глухонемых, слепых и умственно отсталых детей не менее важно, чем среди детей нормальных, так как эти категории дефективных детей через специальную школу готовятся не к социальному призрению, а к общественно полезному труду, к которому они приобщаются вместе с нормальными по мере своих сил и способностей.

Опыт работы в школах для глухонемых, слепых и умственно отсталых показал, что, несмотря на затруднения по вовлечению глухонемых, слепых и умственно отсталых в детское и юношеское коммунистическое движение, оно все больше и больше завоевывает позиции в специальной школе, весьма благотворно отражается на развитии детей и оказывает весьма существенную помощь школе в выполнении поставленных перед нею задач» .

Наркомпрос предлагал шире охватить детей специальных школ пионер­ской работой, готовить на курсах вожатых для этих школ.

Совнарком в своем постановлении от 9 августа 1927 года предлагал местным Советам усилить внимание, к воспитанию и обучению аномальных детей, улучшить материальное положение специальных учреждений, обес­печить мастерские оборудованием, помочь в трудоустройстве выпускников специальных школ, расширить сеть специальных учреждений.

2 августа 1928 года утверждается первое «Положение о вспомогатель­ной школе и вспомогательных группах для умственно отсталых детей» (в ноябре 1926 года было принято положение, общее для всех специальных учреждений). Это положение о вспомогательной школе обобщает все ранее изданные документы о специальных школах применительно к школе вспомогательной.

9 августа 1928 года Главсоцвос разослал инструктивное письмо «О нормах распределения рабочего времени во вспомогательной школе и вспомогатель­ ных классах». Этот документ формулирует основные требования к содержа­ нию работы вспомогательной школы, ее учебного плана и программы.

Письмо Главсоцвоса обязывает вспомогательные школы перейти на работу по комплексным программам. Это были программы, в которые включалось преимущественно то, что доступно личному опыту и наблюдению учащихся. Во всех классах при обучении сохранялся принцип сезонности в расположе­нии материала (осень, зима, весна, лето). В связи с данным сезоном изучались явления природы, животный и растительный мир. Дети знакомились с трудовой деятельностью людей, с правилами гигиены, с вопросами органи­зации быта.

1) Справочник по вспомогательной школе и по школам физически дефективных детей.— М.—Л., 1929.—С. 32—33.

310

"ШР

Кроме сезонности, в комплексных программах учебный материал груп­пировался вокруг раздела «Ближайшее окружение ребенка». Сначала изу­чалась школа (классная мебель, внутренний распорядок, взаимоотношения между учащимися, гигиена в школе и т.д.), затем—семья (состав семьи, квартира, занятия родителей и т.д.); на старших годах обучения—город (труд, торговля, транспорт, культурная жизнь). В конце раздела «Ближайшее окружение ребенка» изучался Советский Союз (география, экономика, политическое и государственное устройство).

Эта система комплексного построения программ по замыслу ее авторов должна была обеспечить жизненную и практическую направленность учеб­но-воспитательного процесса, усилить мсжпредметные связи и преодолеть формализм, схоластику в обучении учащихся.

Кроме того, введение во вспомогательной школе с 1928 года комплексного обучения преследовало цель ее сближения со школой массовой.

Смысл комплексных программ в практике работы тех и других школ терялся вследствие вульгаризации и формализации принципа комплексно­сти. В результате межпредметные связи чаще всего носили искусственный характер, нарушалась систематичность в усвоении знаний.

Названное выше инструктивное письмо Главсоцвоса от 9 августа 1928 года допускало проведение во вспомогательной школе самостоятельных уроков русского языка, арифметики, физического воспитания и ручного труда, поскольку не все содержание обучения учащихся вспомогательных школ могло вписаться в комплексные разделы.

Таким образом, в результате мероприятий Советского правительства вспомогательная школа окончательно оформилась в особый тип специаль­ного учреждения. Вместе с тем в ней укрепилась учебная и воспитатель­ная работа. Вспомогательная школа прочно вошла в общую систему народного образования, в систему единой трудовой школы и имела единые со всей советской школой задачи. Коррекция, компенсация дефекта выдвигались в качестве основной специальной задачи вспомогательной школы.