Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Морозов_Искусство резонансного пения

.pdf
Скачиваний:
1244
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
10.45 Mб
Скачать

Искусство резонансного пения

121

В книге московского исследователя творчества Шаляпина И.И. Силантьевой дан весьма интересный музыковедческий анализ характерных шаляпинских интонаций при исполнении разных произведений, а также - свидетельства той огромной предварительной работы над ролью, которую Шаляпин проводил для достижения психологической точности «интонаций вздоха», как он пишет (Силантьева, 2001).

Рис. 36. Интегральные спектры голоса Ф. Шаляпина при исполнении им отрывков из вокальных произведений, насыщенных различным эмоциональным содержанием, показывают сильные различия в уровне и частотном положении высоких обертонов голоса, особенно ВПФ, при выражении радости, горя, гнева, страха. Эти различия и обусловливаютхарактерныеизменениятембраголосаартистапривыраженииэмоций.

Эмоционально окрашенные фразы взяты из следующих произведений: гнев - из сцены в лесу

(«Табор вражеский заснул. Спите крепко до зари») из оперы «Жизнь за царя». Радость - речитатив Галицкого: «Грешно таить, я скуки не люблю ...» из оперы «Князь Игорь». Печаль - «Ах, ты ноченька ...» - русская народная песня «Ноченька». Страх - «Вон, вон там! Что это там?! В уг-

лу!!! Колышется !..» - сцена из оперы «БорисГодунов» (по: Морозов, 1998).

В наших исследованиях было показано, что в качестве одного из важнейших средств тембровой нюансировки звучания голоса при исполнении разных сцен Шаляпин использовал изменение уровня ВПФ (звонкости голоса), а также и ее частотного положения, разумеется, руководствуясь своим тонко развитым художественным вкусом, а также тембровым и вокальным слухом (см. рис. 36). Так, при гневе голос «звенел металлом» благодаря максимальному уровню ВПФ. При радости вершина ВПФ несколько смещалась в более высокочастотную область, что приводило к более светлому тембру. При горе ВПФ существенно снизилась, что смягчило тембр. Наконец, при страхе ВПФ снизилась до нуля и это приводило к глухому, сдавленному страхом звучанию голоса певца.

122 В. П. Морозов

Рис. 37. Фотография, наряду с грампластинкой, — второй объективный документ творческого наследия Ф. Шаляпина. Вглядываясь в эти запечатленные фотопленкой мгновения сценического поведения певца, мы как бы слышим неповторимые шаляпинские интонации, удивительно правдиво передающие всю гамму эмоций: страх Бориса, радость подгулявшегоЕрёмки, гневстарогоМельника.

Искусство резонансного пения

123

3.4.8.8. Исследования речевого голоса Ф. Шаляпина

Малолюдейобладаюттакимобаянием, как Шаляпин. В его существе живет страннаяволшебнаясила, икогдаонговорит, егоголосзвучитподобнооргану...

Шведская газета "Stokholms dagblad" (9.05.1930)

ЕСЛИ певческий голос Ф.И. Шаляпина - предмет многочисленных обсуждений знатоков, критиков, журналистов, коллег и просто восторженных почитателей его таланта, то о речевом голосе великого певца в литературе встречаются лишь немногие упоминания. Судя по ним (см. эпиграф), Шаляпин обладал удивительно красивым органоподобным речевым голосом под стать его изумительному певческому звуку. К счастью, одна единственная запись речевого голоса Шаляпина, сделанная им в Америке в 1922 г., сохранилась. Это стихотворение С. Надсона «Грезы»', в котором речь идет о певце (паже), покорившем своим пением королеву и толпу придворных.

Почему Шаляпин избрал именно это стихотворение для применения своего гениального артистического таланта к речевой декламации? Здесь, по-видимому, было несколько причин психологического свойства, и объясняются они близостью содержания стихотворения «Грезы» личностным переживаниям и жизни самого Шаляпина. Ведь Шаляпин в прошлом - как бы такой же «безвестный паж», которого когда-то даже не приняли в хор, по его собственному признанию, а ныне (1922-й год) триумфально покоряющий толпы любителей вокала. В 1901 г., будучи еще совсем молодым, он уже покорил главную «цитадель» вокального искусствавзыскательнейшую публику театра «Ла Скала» и теперь покоряет Америку и сцены всего мира... Его пение также вызывает восторг и слезы умиления на глазах слушателей, а мощный голос способен сотрясать и сердца и люстры («И люстра из подвесков хрусталя на серебре цепей, померкнув задрожала!», - декламирует Шаляпин громовымголосом).

Наконец, есть еще слова в стихотворении Надсона, близкие сердцу Шаляпина: «О, Родина моя! Прими меня, я твой!». Волнующее восклицание, с которым буквально выкрикивает эти слова Шаляпин, о многом говорит. Он - плоть от плоти русского народа - обречен жить и петь на чужбине. И всю оставшуюся жизнь мечтать вернуться на Родину, - «...мечтать, - как пишет И.С. Козловский, - с такой любовью, с таким страданием...» и не иметь возможности вернуться... Это величайшая психологическая драма певца земли русской. И недаром Шаляпин, не имеявозможностиприехатьвРоссию, ногоряжеланием

1 Автор выражает признательность А.А. Терещенко и Л.В. Митряеву за предоставление для исследований пластинок с записью речевой декламации Ф.И. Шаляпиным стихотворения «Грезы».

124 _____________________ В.П. Морозов_____________________

петь для русских, уже в конце жизни в возрасте за 60 все же совершает далекое путешествие в Китай и Японию, чтобы увидеть, если не русские земли, то лица русских людей, обосновавшихся там в эмигрантских поселениях, и петь для них: «Пятнадцать лет я пел на русском языке перед иностранными аудиториями, - заявил великий артист, - а теперь с энтузиазмом и особым наслаждением буду петь в Харбине перед русской аудиторией!». <...> «От Харбина у меня впечатление такое, будто я попал в чисто русский город, с русскими лицами, русским кондовым бытом. Когда я третьего дня совершал прогулку по вашей «5-й Авеню» - Китайской улице, меня несказанно радовали русские вывески русских же магазинов; навстречу то и дело попадались русские лица; мне на минуту показалось, что я попал в российскиекрая» (цит. по: Мелихов, 1998).

Но давайте включим проигрыватель и послушаем, как Шаляпин читает стихотворение «Грезы».

Когда еще дитя, за школьною стеной С наивной дерзостьюославеямечтал, Мне в грезах виделся пестреющий толпою Высокиймраморный залитыйсветом зал. Был пир... веселый пир в честь юной королевы...

...Слышим мы величественные звуки знакомого шаляпинского голоса, сохраняющего черты его певческого звука. Мы слышим хорошо резонирующий в грудном и верхних резонаторах звук «на опоре», безупречную, как и в пении, четкость дикции и орфоэпии. Как раскаты грома, нарастает и ниспадает сила звука, волнами перекатывается, то повышаясь, то понижаясь, интонация. Меняются тембровые краски голоса, рисующего яркие эмоциональные картины происходящего в королевском замке...

Звуковысотную интонацию голоса Шаляпина, декламирующего стихотворение «Грезы», проанализировала И.И. Силантьева и зафиксировала ее в нотной записи (см. рис. 38). При этом она дает свои интересные комментарии.

И. Силантьева: «Ф. Шаляпин наполняет интонации психологическим содержанием, передает и состояние, и настроение, и даже жест. Взлетающая и опадающая, как легкий шарф, интонация, заключенная в словах «безвестный паж», - это исполненный сожаления глубокий вздох; но упрямо повторяющиеся последующие звуки и впрямь твердят: «я властвую толпой!». Изящная, грациозная интонация воспроизводится Шаляпиным в словах «как королева ниц склонилась»; толпу рыцарей декламатор изображает рядом повторяющихся звуков одинаковой длительности. Очи дев воздеты - и интонация увлекает воображение вверх; слезы их бегут долу - и интонация никнет. Кульминация на словах «и льется песнь моя широкими волнами» достигает звука «ре» - того самого звука, который венчал вздох пажа, звука, который

Искусство резонансного пения

125

 

 

 

на полтона выше «королевского», - ведь паж победил свою госпожу! Целотонный нисходящий звукоряд - поступь утвердившегося в своем искусстве безвестного певца - следует после кульминационного звука, вознесенного на чистой квинте, и эта волна возвращается к своему берегу - тонике, чтобы начать новый разбег - новую строфу».

Рис. 38. Звуковысотная интонация речевого голоса Ф.И. Шаляпина при декламации стихотворения«Грезы» (по: Силантьева, 2001).

Проведенный нами компьютерный анализ звуковысотной интонации голоса Шаляпина показал достаточно хорошую степень совпадения с нотной записью И.И. Силантьевой. На рис. 39 показана гистограмма распределения высоты голоса Шаляпина при чтении фрагмента стихотворения, представленного в нотной записи И. Силантьевой. Как показывает гистограмма, наиболее часто встречающаяся (доминирующая) высота речевого голоса Шаляпина - fa -sol. Общий диапазон высоты звуков - от re до re1, то есть немного больше одной октавы. Таким образом, Шаляпин в речи использует лишь часть своего более чем двухоктавного диапазона, но этого вполне достаточно, как мы слышим, для подчеркивания всех эмоционально-художественных нюансов стихотворения «Грезы».

126 В.П. Морозов

Рис. 39. Гистограмма распределения высоты речевого голоса Ф. Шаляпина при чтении стихотворения С. Надсона «Грезы». Высота столбиков показывает относительное число звуков (%), произнесенных с той или иной высотой (обозначена внизу нотными знаками ивГц).

Обратимся теперь к рассмотрению спектральных особенностей речевых звуков голоса Шаляпина. На рис. 40 - спектр его гласной О, выделенной в слове «грозОю» во фразе «И мощною грозОю гремит». Хорошо видно, что в данном речевом звуке имеется максимум F7 на частоте 2418,8 Гц, практически соответствующий частоте ВПФ певческого голоса Шаляпина. Причем уровень этой высокой речевой форманты (ВРФ, назовем ее так) Шаляпина в данном звуке достигает весьма большой величины (37,1%; см. рис. 40), отчего голос приобретает грозный звенящий тембр, как при выражении гнева (на рис. 36).

Но зададим себе вопрос: может быть и в других хороших речевых голосах имеется точно такая же высокая речевая форманта?

Для ответа на этот вопрос мы проанализировали голос нашего выдающегося диктора радио Юрия Левитана. Его могучий, величественный, необычайно красивого тембра бас часто звучал по радио во время Великой Отечественной войны, передавая последние известия с фронта, обращения верховного главнокомандующего Сталина к народу и армии, вселял в сердца людей уверенность в победе. Недаром Гитлер, говорят, обещал 100 тысяч марок за живого или мертвого Левитана, настолько велика была сила психологического воздействия его голоса, внесшего неоспоримый вклад в победу над врагом.

Искусство резонансного пения

127

Рис. 40. Ф. Шаляпин, «Грезы» С. Надсона. Гласная О в слове «грозОю», во фразе «И мощною грозОю гремит...». Высокая речевая форманта F7 (отмечена затенением) имеет относительный уровень 37,1% и расположена в области 2428,8 Гц, что соответствуетВПФпевческогоголосаШаляпина.

Рис. 41. Диктор радио, Юрий Левитан, гласная А в слове «друзьЯ». Хорошо выраженная высокая речевая форманта (относительный уровень 31,9% и частота Fmax= 1439,7) не соответствует частоте ВПФ певческого голоса.

Рис. 42. Сопоставление интегральных спектров речевых гласных Ф. Шаляпина и Ю. Левитана. Гласные Шаляпина А и О в словах пАж, толпОй, кристАльна, чистА, и льЁтся, грозОю из стихотворения С. Надсона «Грезы». Гласные Левитана А и О в словах госудАрства, вклАд, брАтский, нарОдов, истОрией. Он, ПОльши, плОд, стрАн, завоевания, из зачитанного им по радио текста последних известий. Важное отличие: высокая речевая форманта (ВРФ) Шаляпина располагается в области около 2300 Гц (что близко к ВПФ в его певческом голосе), а ВРФ Ю. Левитана в областиоколо1400 Гц, чтопочтина1000 ГцнижеВРФШаляпина. ВРФуказаныстрелками.

128

В.П. Морозов

Что же показали исследования голоса Ю. Левитана?

Рис. 41 показывает, что в голосе диктора действительно имеется высокая речевая форманта, придающая его голосу характерный «левитановский» тембр. Но вершина ее располагается значительно ниже (почти на 1000 Гц), чем ВРФ в речевом голосе Шаляпина. Среднестатистические исследования спектров гласных в разных словах голоса Шаляпина и Левитана (рис. 42) подтверждают эту закономерность. Таким образом, исследования показывают, что ВРФ в речевом голосе Шаляпина располагается в значительно более высокочастотной области, чем в голосе Ю. Левитана, т.е. не обязательно соответствует формантной структуре другого речевого голоса (даже столь красиво звучащего, как голос диктора радио Ю. Левитана).

Проведенные нами аналогичные исследования голоса известного драматического артиста народного артиста СССР Олега Басилашвили (см. альбом спектров в Приложении 2) показали также хорошо выраженную в его спектре ВРФ в области около 1600 Гц, что близко в ВРФ Левитана, но также существенно ниже ВРФ Шаляпина, кроме того, подобные результаты были получены при исследовании голосов и других известных актеров, дикторов радио (В. Качалов, И. Прудовский и др.).

Что касается происхождения ВРФ, то совершенно очевидно, что оно связано с активностью резонансной системы голосового аппарата (как и все формантные области), однако различия в частоте ВРП и ВПФ столь же очевидно свидетельствуют о том, что при образовании этих формант резонансная система у разных обследованных нами певцов и артистов работает по-разному.

Таким образом, нам нужно подчеркнуть здесь важную закономерность: высокая форманта в речевом голосе Шаляпина, т.е.

его высокая речевая форманта, практически соответ-

ствует по частоте высокой певческой форманте его певческого голоса. Эта закономерность иллюстрируется также сопоставлением данных двух частей таблицы 6: верхней части, на которой приведены результаты определения относительного уровня ВРФ (%) и ее частотного положения (Гц) в различных речевых гласных Шаляпина, и нижней части, на которой представлены относительные уровни ВПФ (%) и ее частотное расположение (Гц) уже в его певческих гласных, выделенных из различныхвокальныхпроизведений.

Сопоставление показывает, что средние значения частотного расположения высоких формант вречевых и певческих гласных

Искусство резонансного пения

129

Шаляпина оказываются весьма близкими (2354,9 Гц и 2513,0 Гц соответственно в речевых и певческих гласных), т.е. практически совпадающими, поскольку в певческих гласных Шаляпина встречаются и такие значения, как в его речевых (см.: «О, если б мог выразить в звуке...», нижняя часть табл. 6).

Таблица6

Сопоставление характеристик форманты в речевом (ВРФ) и певческом (ВПФ) голосе Ф. Шаляпина

Речевой голос Шаляпина («Грёзы» Надсона)

 

гласи

 

фраза

ВРФ, %

 

ВРФ, Гц

 

 

А

.. .безвестный пАж...

 

 

12,4

 

2361,5

 

 

О

...я властвуютолпОй...

 

 

20,0

 

2411,6

 

 

А

... кристальна и чистА...

21,8

 

2293,5

 

 

А

...кристАльна и чиста...

 

 

25,8

2306,5

 

 

О

...и льЁтся песнь моя...

 

 

28,5

2337,6

 

 

О

.. .и мощною грозОю гремит...

37,1

2418,8

 

 

 

 

 

среднее значение

24,3

2354,9

 

 

 

Певческий голос Шаляпина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гласи

фраза

 

Произведение

ВПФ, %

 

ВПФ, Гц

 

А

дА и та со мной

 

Ноченька

58,5

 

2667,0

 

 

А

за КудеЯра-

 

Легенда о 12 разбойниках

41,4

 

2502,0

 

 

О

за Кудеяра-разбОйника

 

Легенда о 12 разбойниках

57,8

 

2527,0

 

 

А

рАзбила ты сердце мое

 

О если б мог выразить в звуке

29,1

 

2371,0

 

 

О

КакОйя мельник?!

 

Мельник в «Русалке»

27,9

 

2498,0

 

 

 

 

 

среднее значение

42,9

 

2513,0

 

Обозначения: ВРФ, % - относительный уровень высокой форманты в речевых гласных; ВРФ, Гцчастотное расположение высокой речевой форманты (ВРФ) в спектре речевых гласных; ВПФ, % - относительный уровень высокой певческой форманты в спектрах вокальных гласных; ВПФ, Гц - частота ВПФ в спектрах вокальных гласных.

3.4.8.9.Основные выводы

1.В певческом голосе Ф.И. Шаляпина была хорошо выражена высокая певческая форманта (ВПФ) (группа высоких обертонов), придающая тембру приятную на слух звонкость и полетность, т.е. способность голоса нестись вдаль, озвучивать большие концерт ные залы, преодолевать маскирующее влияние музыкального со провождения.

2.В речевом голосе Шаляпина была также обнаружена группа высоких обертонов, близкая по частоте к высокой певческой фор манте (высокая речевая форманта, ВРФ).

5-4056

130_____________________ В.П. Морозов____________________

3.Совпадение частотных значений высоких формант (высокой речевой форманты и высокой певческой форманты) в речевом и

певческом голосе Шаляпина свидетельствует о природной

певческой постановке его голоса.

4.Физиологическая природа явления в свете развиваемой ав

тором резонансной теории вокальной техники (Морозов, 1996, 1998, 20016) состоит в том, что резонаторы голосового аппарата Шаляпина по своим природным свойствам (размеры, форма) были так устроены и функционировали, что уже в речевых гласных образовывали высокую речевую форманту, близкую по частоте к высокой певческой форманте и соответствующую ти пу его певческого голоса.

5.Вследствие этого Шаляпину приходилось не слишком много перестраивать механизм образования своего речевого голоса, что бы получить хороший певческий звук.

6.О природной постановке голоса Шаляпина свидетельствуют также и высказывания таких мастеров пения как Тоти Даль Монте

идругих (см. начало раздела о голосе Шаляпина), равно как и при знания самого Шаляпина.

Ф. Шаляпин: «В мои первые годы в искусстве я занимался у учителей, считавшихся блестящими. Они действительно сделали много для моего художественного вкуса и понимания. Но методы, выработанные их «системой», не привились к моему горлу. Я обнаружил вдруг, что мне трудно петь. Тогда я вернулся к своим методам, которыми я пользовался с тех пор, как впервые обнаружил свой голос, и - добился естественности.

Какой же все-таки метод можно считать лучшим? С полной уверенностью могу сказать, что лучшим является тот, который сам певец считает - вернее, чувствует - для себя наиболее натуральным. Но когда певец начинает ощущать, что продолжительное пение утомляет его горло, значит, тут были применены неправильные методы, неправильноепреподавание».

7.В целом объективные исследования показали, что уникальная художественно-исполнительская одаренность великого Шаляпина сочеталась в нем со столь же уникальной вокальной одарен ностью.

8.Практическое значение феномена состоит в том, что наличие

вречевом голосе певца высокой форманты, соответствую щей по частотному положению высокой певческой форманте его голоса, является одним из важных диагностических по казателей природной вокальной одаренности данного певца (см. следующий параграф).