Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга.русс.текст2.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
1.18 Mб
Скачать

2.3. Типы религиозного опыта

В связи с тем, что религиозный опыт в значитель­ной мере имеет личностный характер, его исследова­ние приобретает психологическую окра-ску, можно вы­делить устойчивые, отличающиеся друг от друга психо-логические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом.

  • Мистик - тип созерцателя. Отвлекаясь от ок­ружающего мира и его влияния, мистик пытается обна­ружить и развить в себе свою подлинную самость. Состо­яние, к которому он стремится, называется просветлением и предполагает, как мы указывали выше, предваритель­ное очищение. Хотя мистицизм находит социальное выражение, сам по себе мистик чаще всего индивидуа­лист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности. При­мер — И. Сведенборг.

  • Пророк - личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк, в отличие от мистика, все время с людьми, это в высшей степени социальная фигура. Он чувствует себя призван­ным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой опыт как послание от Бога; позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. Пример — библейские пророки.

  • Священнослужитель - посредник между чело­веком и божеством. Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослу­жения по литургическим канонам. В отличие от про­рока, чей религиозный опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель

  • приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специ-альному образованию и подготовке, выступая как профессио­нальный хранитель традиции. Он выполняет обязан­ности духовного наставника и советчика верующих, а также обязанности церковного администратора. Поэто­му священнослужитель одновременно является и созер­цателем, и деятелем. Эти два начала могут сочетаться в различной пропорции, в зависимости от обстоятельств, и индивидуальных психологических качеств. Пример - о. Иоанн Кронштадский.

  • Реформатор - личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся пре­образовать эту традицию к соответствии с собствен­ным религиозным опытом. Преобразования могут иметь характер моральных, интеллектуальных, церковно-административных - в зависимости от психологии ре­форматора И требований Времени. Для всех реформато­ров общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими тради­ции искажены или утрачены, но их можно восстано­вить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор — активная личность, способ­ная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ. Примеры — Лютер, патриарх Никон, Савонарола.

  • Монах - член религиозного ордена, удалив­шийся от секулярной жизни в особое уединенное или уже освященное традицией место, поскольку там боль­ше, чем в миру, возможностей вести традиционно-рели­гиозный образ жизни и придерживаться высоких мо­ральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны. Это различие обуслов­лено многообразием типов религиозного опыта и типов психики людей. Уставы орденов и монастырей ориенти­рованы на различные аспекты религиозного опыта. Так, существуют ордена, где во главу угла поставлен аскетизм и жесткая самодисциплина. В других главной надачей является изучение и дальнейшее развитие тео­логии. Некоторые ордена функционируют как миссио­нерские, пропагандируя религию в ближних и дальних странах, занимаясь благотворительностью, уходом за больными и т. д. Примеры: Франциск Ассизский, мать Мария, мать Тереза и др.

  • Монах-отшельник, или пустынник, - человек, для которого необходимо уединённое проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозно­го опыта. Стадию отшельничества различной продол­жительности проходили также и многие представители других типов, например, Иоанн Креститель, Серафим Саровский в т. д.

  • Святой - личность, воплощающая в глазах ре­лигиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказав­ший совершенство своей веры страданиями и гибелью;

  • чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий достигший осо­бой моральной и духовной высоты благодаря безуп­речной жизни. Статус святого обладает высокой соци­альной значимостью, так как формальный институт канонизации позволяет церкви официально объявить святыми людей, весьма косвенно связанных с религиоз­ным опытом, но оказавших серьезные услуги государст­ву и культуре. Например, среди святых Русской пра­вославной церкви можно встретить и Сергия Радонежского, и княгиню Ольгу, и Феофана Затворни­ка, и Дмитрия Донского. Римская католическая цер­ковь среди своих святых числит Терезу Авалъскую, Бернара де Клерво, римского императора Константина и Жанну д'Арк.

  • Теолог - тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования дан­ной религиозной общности в концептуально-рациональ­ной форме. Содержание своей мыслительной деятель­ности он черпает в материале традиции, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмыс­ливая с точки зрения запросов времени. Теолог может и не иметь непосредственного личного опыта, он имеет его в опосредованной форме, осваивая теоретические достижения религиозной мысли прошлого в своей тра­диции и, возможно, в других известных ему традици­ях. Теолог — это прежде всего интерпретатор и реинтерпретатор. Примеры — Фома Аквинсккй, В. Лосский.

  • Основоположник традиции - фигура по своему масштабу намного превосходит все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен, так что становится основой новой религии. Авторитет осново­положника традиции сохраняется в течение многих веков. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, кото­рые затем распространяют его религиозный опыт. Воз­никновение новых религий есть результат воздействия этих незаурядных личностей и их опыта на ближнее и дальнее окружение. Примеры: Моисей, Будда, Хрис­тос, Мухаммад.

  • Все приведенные нами типы религиозных деятелей находятся в том или ином отношении к тому непосред­ственному религиозному опыту, который принято назы­вать мистическим. Однако религиозный деятель может быть и моделью для подражания.

Психологи установили, что многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюде­нии над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания. Стремление к подра­жанию связано со многими факторами. Например, люди охотнее подражают главным образом каким-то знамени­тостям или тем, перед кем они прекло-няются, кто вызывает у них чувство почтения и благоговения.

Религиозный лидер, с точки зрения С. Каца, пред­ставляет собой такую модель, которой всячески пыта­ются подражать ученики. Всес-тороннее подражание приводит верующего к идентификации с учителем, а следовательно, и с высшей реальностью. Стараясь точно повторить физи-ческий и духовный образ жизни моде­ли, ученик теряет в ней свое личное, поднимается над повседневными делами и открывает смысл бытия. С. Кац описывает 13 «ролей», в которых учитель выступает кай модель:

  1. образец поведения для верующих;

  2. представитель своей религии;

  3. пример осуществления традиция в жизни;

  4. доказательство присутствия в ней высшей ре­альности;

  5. носитель новых откровений;

  6. выразитель новых интерпретаций старого уче­ния;

  7. вневременная, всегда живая личность для каждого поколения верующих;

  8. основатель новой религиозной общины;

  9. радикальный реформатор прежней религии (Буд­да, Иисус, Мухаммад);

  10. богочеловек, образец совершенства;

  11. посредник между небом и землей, мост между теорией и практикой;

  12. моральная парадигма;

  13. высший тип разума и познания, источник гносиса.

В исламе уникальной моделью является Мухаммад, завершающий со-бой цепь откровений, образец косми­ческого и человеческого совершенства, которому все стремятся подражать, но с которым никто не может срав-ниться. Подражание пророку пропитывает всю ре­лигиозную жизнь мусуль-манина от вершин метафизи­ческой теории до мелочей оыта - одежды, пищи, мо­литвы и духовной тренировки. Главные требования имитации модели - это дисциплина и самоотречение, затем бедность - не только отсутствие собственности, но отсутствие желания ее иметь. Так, в суфизме успеш­ность обучения зависит от степени идентификации по­следователя со своим шейхом. Это основной путь и к личностной интеграции, и к мистическому союзу. Шейх является не только учителем, руководителем, но и об­разцом для подражания. Это «второе Я», другое Я, которое в конце через согласие на глубочайшую пре­данность между двумя перестает быть «другим». Сущес­твующие в некоторых суфийских братствах ритуальные моменты - в частности, связанные с новой, единой для братства, одеждой для обращаемых - служат той же идентификации: сначала - внешней, затем - действенной, наконец - внутренней. Идентификация, слияние с шейхом - путь к слиянию с Аллахом, на вопрос, кто более велик - шейх или Аллах, один из суфиев отвечал: «Я знаю только своего учителя, я не знаю никого, кроме него; и я знаю, что он более велик, чем все остальные». Другой суфий на тот же вопрос отве­тил, что «нет разницы между ними двумя».

Буддизм сосредоточен в личности Будды, как хрис­тианство - в Христе. Жизнь Будды олицетворяет мо­дель перехода из состояния сансары в состояние нирва­ны и является прототипом для всех буддистов, желающих достичь просветления. Особенно ярко выра­жено подражание Будде в образе жизни манахов Ботху, пытающихся добиться нирваны: отказ от собствен­ности и всех прочих благ; от семейных привязанности и крова; половое воздержание и подавление других страстей; обязательная бедность, даже нищенство и без­домность и т. д. Аскетический подвиг учителя и его учение о дхарме, о «Четырех благородных истинах» и о «Восьмеричном пути» придавало монахам решимость покинуть мирское, чтобы создать себе усло-вия для со­зерцательной жизни, ведущей к просветлению. Подра­жая Будде, они не только учились сами, но, подобно ему, учили других на примере своей жизни. Человек, достигший самой высокой духовной ступени, стано-вил­ся бодхисаттвой и как Будда, отказавшись от нирваны, помогал людям избавиться от страданий и найти к ней дорогу. Идеал полного самоот-речения бодхисаттвы ха­рактерен для всей буддийской религии: эта модель привлекает к себе приверженцев, потому что дает им возможность достичь высшей цели посредством имита­ции. Кончина Будды понимается не как физическая смерть, а как уход в нирвану; некоторые буддийские святые пытались добиться такой же кончины. Напри­мер, японский поэт ХХП в. Сайге, подобно учителю, точ­но предсказал момент своей смерти в 1190 г. и впослед­ствии сам стал идеалом для японских монахов, а другой мудрец, Кукай, отошел так же, как Будда, в состоянии глубокой медитации.

В других религиозных традициях Лаоцзы, Конфу­ций, Кришна тоже играли роль моделей, причем их образы не только поддерживали созданные ими тради­ции, но и стимулировали мистическую реализацию.