Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
26
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
2.06 Mб
Скачать

Файл byz473g.Jpg

Крещение. Вторая половина XI в.

Церковь Успения Богоматери.

Дафни. Мозаика на парусе.

Если константинопольские мозаичисты опирались в своем творчестве на античные традиции, то совершенно иным был художественный язык провинциальных мастеров. Их работы относятся к тому направлению в {473} византийском искусстве, для которого более важным было искусство Востока с его экспрессивностью, внутренней напряженностью образов, резкостью колорита и богатством декора. Жесткую линейность, приземистые пропорции фигур, яркие цвета, плоскостность эти провинциальные художники (которым после победы иконопочитания пришлось создавать фигуративные, а не орнаментальные композиции) восприняли в какой-то степени от фрескистов, работавших в IX в. в пещерных храмах Каппадокии. Там, вдали от столицы, еще в начале века можно было не подчиняться требованиям иконоборцев. Мастера, писавшие фрески часовни св. Стефана около Кемил с изображением сцены Евхаристии, смело отходили от иконоборческих запретов.

Об искусстве византийских провинций могут дать представление мозаики храма св. Софии в Фессалонике, созданные около 885 г. В расположении сюжетов на стенах собора художники уже начинали подчиняться правилам иконографического канона: абсида была посвящена Богоматери, купол — Иисусу Христу.

Сцена Вознесения в куполе салоникского храма словно скомпонована из отдельных частей. Фигуры апостолов, изображенных между деревьями в сложных ракурсах, как бы застыли на золотом фоне. Христос же в центре сцены представлен в резком движении. Его фигура сильно укорочена, а фигуры апостолов, ангелов и Марии, наоборот, вытянуты. Цвет, окрашивающий их ложится ровным слоем между широкими линиями контура. Колорит построен на контрастном сочетании цветов.

Значительное влияние античного наследия проявилось не только в монументальном творчестве, но и в миниатюре 2. В поисках создания новых изобразительных средств византийские художники, и в первую очередь миниатюристы, обратились к античному наследию. Возрождение древней традиции проявляется в классических пропорциях фигур, в почти скульптурной передаче объема, в той легкости, с которой изображается их движение, в характере и рисунке одеяний. Такие персонажи отвечают своим внешним видом всем требованиям физически прекрасного идеала античности. Рядом с неподвижными фронтальными фигурами, подчиненными законам византийского иконографического канона, мы видим некоторые персонажи, изображенные в сложном движении, которое характерно для античных статуй, а не взято византийскими миниатюристами с натуры. Естественно, что дух древнего языческого искусства чаще выступает в фигурах второстепенных персонажей и редко заметен в образах Христа и Марии.

Копирование памятников древней живописи ощущается и в том, как в миниатюрах передаются формы архитектуры и пейзажа, которые занимают значительное место, соседствуя с золотым фоном. Воздействие древних фресок заметно также в колорите с его разнообразными и весьма тонкими сочетаниями цветов. Надо признать, однако, что в византийских композициях отсутствует характерное для античности стремление к иллюзионистической передаче пространства.

Влияние античного наследия проявилось и в некоторых темах и отдельных персонажах, например в фигурах персонификаций. Фигуры, оли-{474} цетворяющие собой какой-ни-

Файл byz475_1g.jpg Файл byz475_2g.jpg

Пророк Соломон. Пророк Исайя.

Вторая половина XI в. Вторая половина ХI в.

Церковь Успения Богоматери. Церковь Успения Богоматери.

Дафни. Мозаика в куполе. Дафни. Мозаика в куполе. {475}

будь город, реку, время дня, выражающие любое качество и чувство персонажа, появляются в композициях, выполненных на библейские темы так же свободно, как много столетий до того они входили в античные мифологические сюжеты. Например, на миниатюре-фронтисписе Парижской Псалтири (Национальная библиотека, graec. 139) Давид представлен между двумя женскими фигурами. Согласно надписям над их головами, это Премудрость и Пророчество. Использование античных образцов здесь ясно выступает и в технике исполнения. Художник, копируя образ Пророчества с большой античной скульптуры, не сразу рассчитал масштаб и выполнил правую руку и верхнюю часть фигуры в гораздо меньшем размере, чем нижнюю часть ее. Фигура «Премудрости» также скопирована художником с античного изваяния. Заимствуя у античной модели жест руки, поддерживающей край плаща, он поместил ей под мышку книгу, которой, конечно, не было у древней скульптуры. Это придало движению неестественный характер.