Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЮП - уч.пособ. - часть 1 - 04.doc
Скачиваний:
195
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
878.08 Кб
Скачать

Предпосылки объединения людей в группы

Давайте подумаем с вами над таким вопросом: что заставляет людей объе­диняться в группы? Очевидно, ответ на этот вопрос будет зависеть от ответа на другой вопрос: а что заставляет объединяться животных в стадо, птиц в стаю? Казалось бы, с ответом на второй вопрос проблем не возникает - стад­ный инстинкт. Иными словами, у животных и птиц жестокая борьба за выжива­ние впечатала в генетический аппарат их принудительный механизм сплочения.

Роль инстинктов у современного человека подавлена воспитанием (социали­зацией). Это же воспитание (социализация) выработала у человека, уже на дру­гом уровне - социально-психологическом, ряд потребностей, которые он может удовлетворить, только находясь среди людей. Этот веер потребностей входит в блок социальных потребностей. Давайте вспомним эти потребности:

- в общении;

- в социальном статусе;

- в престиже;

- в авторитете;

- во взаимопонимании;

- в сочувствии;

- в контроле над социальной ситуацией («доминирование»);

- в самореализации и др.

Нетрудно догадаться, что все эти социальные потребности являются резуль­татом многолетнего (с самого рождения) пребывания человека в группах, чле­ном которых он является.

Вспомним мудрую восточную притчу о маленькой рыбке, которая однажды обратилась к морской царице с просьбой объяснить ей, что такое море. «Милая моя, - ответила царица, - море родило тебя, морем ты дышишь, море пропитало каждую клеточку твоего организма, а когда ты умрешь, - море поглотит тебя».

Для человека таким «морем» является «социум» и прежде всего «микросоци­ум», в котором он появился на свет, которому он адресовал свой первый крик, который конструировал его «Я», его личность.

Эти очень долго длившиеся воздействия «социума» на психику человека, увековечились в так называемых «общественных» свойствах личности. К ним относятся:

- коллективизм (чувство солидарности с группой, коллективом);

- внушаемость (свойство, связанное с недостаточно осознанным, некритическим восприятием информации от «авторитетного» для данного человека источника);

- подражательность (неосознанное копирование человеком кем-то демонстри­руемых образцов поведения);

- конформность (неосознанное подчинение человека влиянию группы, членом которой он является);

- аффиллиация (потребность человека быть в обществе других) и др.

Получается, что по своей природе человек - существо общественное, поэто­му пребывание его в группе является его естественным состоянием, его естест­венной средой обитания. В этом контексте представляют интерес следующие рассуждения.

До определенного возраста младенец психологически неотделим от своей матери, образуя с ней единое психологическое поле «Мы». Их взаимоотноше­ния трактуются как «психологический симбиоз»1, или «событиé». Эта диада вы­ступает в отношениях с внешним миром как единый субъект. Лишь позднее, постепенно, по мере освоения ребенком опыта социальной жизни возникают предпосылки становления его как относительно автономного субъекта («Я»).

Пока же это не «вызреет», он образует как бы «единую личность» со своей ма­терью2.

В некоторых ситуациях люди (уже имеющие образ своего «Я») как бы «доб­ровольно» отказываются от этой «автономии» и опять сливаются с первород­ным «Мы». Явление это, в частности, представлено в феномене конформности - в ситуации группового давления или давления лидера на группу и феномене «стаи» (безумной азартной сплоченности - «один за всех, все за одного»). Со­держание действий индивидов, находящихся в названных состояниях, крайне примитивно - это защитные реакции, которые у любого человека проявляются одинаково)2.

Особый интерес для правоохранительных органов представляют воинствующие группировки подростков, которые в последнее время стали серьёзной соци­альной проблемой. Здесь, очевидно, мы встречаемся с регрессивным отказом от личности и бездумным объединением в группы «своих», не привязанным к ка­кой-либо конкретной экстремальной ситуации. Предполагается, что психологи­ческой основой этой готовности отказа от «личности» и слияния в первородное «Мы» является изначальное ощущение членами этих группировок некоторой своей неполноценности как личностей самих по себе и одновременно боязнь личной автономии. Такой подросток представляет собой неполную, частичную личность, и лишь в «симбиотической» компании «своих», где все объединены в одну «общую совместную личность», он может ощутить себя целостным. Эту целостность (полноценность) он обретает, растворяясь в группе3.

Важно подчеркнуть, что указанные предпосылки, оставаясь неосознанными самим человеком, влияют на мотивации его поведения на уровне психологиче­ских установок.